Светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в определении концепции светского государства и места светского характера государства в системе основ конституционного строя и характеристика современного светского государства как в России, так и в других странах мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОСНИТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА 5
§ 1.1. Понятие и содержание светского государства 5
§ 1.2. Типология светских государств 10
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 17
§ 2.1. Особенности развития светского государства за рубежом 17
§ 2.2. Развитие России как светского государства 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЯ 32

Файлы: 1 файл

10642 светское гос-во.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

    Современный мир в условиях стремительного процесса глобализации с каждым днем становится более унифицированным. Данный процесс нельзя однозначно охарактеризовать как положительный или отрицательный.

    Ценность  светского государства состоит  в создании и сохранении баланса интересов как верующих, так и неверующих, способного обеспечить независимость и невмешательство в сферу своей компетенции религиозных объединений и государства. Идеи светскости государства начали формироваться во Франции и США XVIII–XIX вв. и получили свое широкое практическое распространение в XX в.

    Светский  характер государства - одна из важнейших  основ конституционного строя. Она, хотя и не является универсальной основой, как, например, демократическое или правовое государство, но играет существенную роль в развитии страны. Благодаря светскости религиозные объединения не находятся в конфронтации с государственной властью и функционируют, руководствуясь принципом совместного невмешательства во внутренние дела друг друга, что предупреждает, с одной стороны, клерикализацию власти, а с другой - огосударствление церкви. Указанные проблемы предопределили актуальность данного исследования, направленное, прежде всего, на анализ понятия и рассмотрение концепции светского государства.

    Цель  курсовой работы состоит в определении  концепции светского государства и места светского характера государства в системе основ конституционного строя и характеристика современного светского государства как в России, так и в других странах мира.

    Исследование  проводилось посредством сбора  информации по выбранной теме, ее обработке и применению для раскрытия теоретических вопросов. При раскрытии темы курсовой работы использовался системный метод исследования, посредством которого была рассмотрена концепция светского государства. Также использовался метод сравнения, метод диалектического материализма, метод сравнительного правоведения; комплексного анализа, системного анализа  и другие.

    Объектом  исследования является светское государство, его основные принципы и признаки. Предметом исследования являются правовые нормы, в которых закрепляются основные положения светского государства в разных странах мира. В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие и содержание светского государства;
  • Рассмотреть условия формирования светского государства;
  • Рассмотреть место и роль светского государства в типологии государств;
  • Определить особенности развития светского государства за рубежом;
  • Рассмотреть развитие России как светского государства.

      Цели  и задачи исследования определили структуру и логику построения курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. КОСНИТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

§ 1.1. Понятие и содержание светского государства

 

    Впервые юридическое закрепление принципов светскости произошло 26 августа 1789 г. в ст. 10 французской Декларации прав человека и гражданина, установившей запрет преследовать за религиозные взгляды и убеждения. Затем 15 декабря 1789 г. был принят Билль о правах, в котором первая поправка к Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 г. провозгласила право каждого гражданина свободно исповедовать религию либо не исповедовать никакой.

    Специфика принципов государственной светскости на североамериканской земле обусловлена ее колониальной историей формирования, когда религиозные традиции сложились позже правовых. Французская модель государственной светскости отличается от американской тем, что зарождалась в условиях существования государственной религии.

    П.Н. Дозорцев – один из первых современных  российских специалистов провел комплексное  историко- правовое исследование светского государства, отмечает, что, прежде всего, светское государство – это государство нецерковное, противоположное государству теократическому, в котором власть светская (мирская, гражданская) находится у главы церкви1. На наш взгляд, данное определение отражает только этимологическую сущность термина «светское» как «нецерковное, мирское»2. Но в сочетании понятий «светское» и «государство» происходит смысловая трансформация словосочетания, которая приобретает несколько иной смысл и отражает не религиозный антипод церковности, которым является скорее атеистическое государство, нежели светское, а нейтральную позицию к любой религии или идеологии. Таким образом, этимологическая противоположность религиозности термина «светскость» в сочетании с понятием «государство» приобретает нейтральность как в отношении верующих, так и неверующих, выступая своеобразной золотой серединой в типологии государственно-конфессиональных отношений между теократическим и атеистическим режимами. В этой связи хотелось бы отметить уникальность богатого исторического опыта России, которая пережила как периоды официального провозглашения государственной религии, так запрета какого бы то ни было вероучения, публичной пропаганды атеизма и сегодня находится на пути формирования светской модели государства.

    В юридической литературе предлагаются самые различные определения термина "светское государство". При этом многие исследователи делают акцент на таком его признаке, как отсутствие государственной или официальной религии. Так, Е.И. Козлова, О.Е Кутафин, Ю.И. Стецовский рассматривают светское государство как государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным3. Такого же мнения придерживается А.Е. Постников. Он пишет, что "Российская Федерация является светским государством, т.е. никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной"4.

    Ряд авторов выделяют другой признак  светскости - отделение религиозных объединений от государства. Например, по мнению М.В. Баглая, данная характеристика означает, что "государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга"5. В Энциклопедическом словаре по конституционному праву под редакцией Г.Г. Арутюняна находим: "Светское государство - государство, свободное от какого-либо влияния религии на его организацию и деятельность. В светском государстве последовательно проведено отделение церкви от государства"6. Н.А. Придворов и Е.В. Тихонова также полагают, что "понятие "светское государство" характеризует отношение государства к религии и означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга"7.

    Однако  выделение при характеристике светского  государства лишь признаков отделения религиозных организаций и отсутствия государственной или иной общеобязательной религии, с нашей точки зрения, не раскрывает полного содержания этого многоаспектного правового явления.

    Как известно, в мировой практике при  выстраивании государственно-конфессиональных отношений используются две основные модели: сепарационная и кооперационная8. При первом типе отношений, который можно назвать жестким, между государством и религиозными объединениями устанавливаются твердые, непрозрачные границы. Кооперационный тип отношений при формальном отделении церкви от государства допускает их тесное сотрудничество.

    Таким образом, среди существенных признаков светского государства в научной литературе можно выделить следующие:

    1) отделение от государства религиозных  объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии;

    2) правовое равенство религиозных  объединений;

    3) недопустимость установления общеобязательной религии или идеологии.

    Остальное множество выделяемых в литературе признаков светского государства так или иначе вытекает из указанных выше существенных признаков.

    Дадим определение светского государства. Светское государство — это конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение его от церкви и разграничение сфер их деятельности. Вопрос, однако, в том, каковы должны быть эти разграничения и как они могут реально проявляться на практике, скажем, в сфере образования. Однозначного ответа на этот вопрос, как считают специалисты, нет. Для российского законодательства понятия «светскость» и, например, «веротерпимость», как принцип, определяющие основания отношений государства и религии, достаточно новы и только ещё складываются; в мировой же практике светскость включает в себя различные модели взаимоотношений между государством и религиозными организациями во многих сферах — от полного разделения сфер действий до возможных вариантов тесного сотрудничества.

    Светскость  означает признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы верования, свободы совести, убеждений и мысли и выступает как ценностная этическая категория, идеал, неразложимый без остатка на формальные и статические признаки, точно так же, как понятие свободолюбия или понятие веры. Как утверждает Н. Ф. Козырев, понимание светскости должно вызревать в недрах общественного сознания методом проб и ошибок, поскольку подлинная светскость — это одна из важнейших общественных добродетелей, продукт гражданского самосознания, социального творчества граждан9.

    Принцип светскости в образовании подразумевает соблюдение равновесия между правами на свободное религиозное самовыражение, право на образование в соответствии с семейными традициями и право на свободу совести и убеждений.

    Содержание  светскости органов государственной  власти включает такие элементы, как: 1) светскость формирования органов государственной власти; 2) светскость функционирования органов государственной власти; 3) светскость конституционно-правового статуса лиц, наделенных властными полномочиями; 4) светскость этики должностных лиц; 5) светскость государственной символики.

    К сожалению, в современной действительности иногда происходят коллизии, свидетельствующие о нарушениях указанных требований. Например, становится нормой участие священнослужителей в различных светских мероприятиях, а также публичное осуществление государственными деятелями религиозных обрядов и церемоний. Безусловно, должностные лица могут исповедовать любое учение в частном порядке. Но когда на государственных телевизионных каналах, финансируемых из бюджетных средств, периодически транслируются православные богослужения с участием представителей государственной власти, в массовом сознании создается впечатление, что профессиональная деятельность чиновников наделяется каким-то сакральным смыслом10.

    Таким образом, политика светского государства должна быть, в первую очередь, направлена на создание таких условий, при которых обеспечивается разумный баланс интересов личности, государственных институтов и религиозных объединений в различных сферах общественной жизни. Баланс интересов в сфере государственно-конфессиональных отношений - это узаконенное оптимальное и разумное соотношение потребностей и приоритетов, прав и обязанностей личности, государства, религиозных объединений.

    Несмотря  на существующую дистанцию между  государством и церковью, оно оставляет за собой право в исключительных случаях вмешиваться в деятельность религиозного объединения. Любое вмешательство нарушает баланс интересов, поэтому оно осуществляется в той мере, в какой это необходимо для защиты прав и свобод личности, законной деятельности религиозного объединения, собственного суверенитета, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

§ 1.2. Типология светских государств

    Несмотря  на провозглашение светскости во многих современных государствах, ее реализация происходит неоднозначно. В теории государства и права существует множество противоречивых классификаций светской модели государства в зависимости от сформировавшихся национальных правовых систем, культурных традиций и обычаев, сложившихся государственно-конфессиональных отношений. Классификационная противоречивость обусловлена изменением правового содержания и понимания светскости государства во времени и в пространстве, которые закономерно не являются одинаковыми для разных демократических государств, выбор конкретного типа и особенностей светского государства находится в компетенции государства и зависит от состояния правового и социально-политического развития, а также исторических и национально-культурных традиций государства. Хотя иногда встречаются классификационные противоречия, обусловленные теоретическими ошибками, когда границы светскости государства полностью размываются, диаметрально противоположные признаки светскости государства характеризуют общее понятие. Так, Е.Ю. Кривошеина пишет, что в ряде светских государств сохраняется государственная церковь11.

    Среди основных типов светской модели государства можно выделить классический (Франция, Россия), индифферентный (США, Япония), преференциальный (Италия, Израиль, Германия, Польша, Испания).

    Классический  тип светской модели государства  характеризуется широким сотрудничеством государства с религиозными объединениями. Партнерские отношения государства и религиозных объединений в рамках данного типа способны, с одной стороны, позитивно влиять на развитие общественных отношений в различных сферах отношений, в том числе в социальной (образование, культура и т.д.), с другой – гасить межнациональные конфликты по религиозным и иным причинам, способствовать формированию общественного согласия. Классический тип по своей позитивной направленности является оптимальным вариантом светской модели государства среди остальных. Вместе с тем для стран данного типа характерен как исторический синтез светского и религиозного, так и борьба между ними за независимость.

Информация о работе Светское государство