Светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в определении концепции светского государства и места светского характера государства в системе основ конституционного строя и характеристика современного светского государства как в России, так и в других странах мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОСНИТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА 5
§ 1.1. Понятие и содержание светского государства 5
§ 1.2. Типология светских государств 10
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 17
§ 2.1. Особенности развития светского государства за рубежом 17
§ 2.2. Развитие России как светского государства 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЯ 32

Файлы: 1 файл

10642 светское гос-во.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

    Индифферентный  тип отражает активное стремление государства  дистанцироваться от всех религиозных объединений, создание неформального запрета на любое проявление предпочтения какой-либо религии. В литературе данную модель иногда обозначают понятием «светская или гражданская религия»12. Несмотря на то что население США является в своем большинстве верующими (протестанты), специалисты отмечают со второй половины XX в. тенденцию дехристинизации судебных решений Верховного Суда США, например, установление запрета произносить молитву перед началом учебного занятия, запрета изображать библейские мотивы на символах американской государственности [18. С. 129]. При этом многие христианские символы продолжают сопровождать государственную атрибутику США, например вступление в должность Президента США сопровождается клятвой на Библии, заседания Конгресса открывают христианские капелланы.

    Преференциальный  тип (лат. praeferens (praeferentis) – предпочтительный, преимущественный) предполагает особое отношение государства к одной или нескольким религиям в государстве [19. С. 398]. Предпочтительное отношение государства к религиозным объединениям обычно обусловлено их тесной исторической связью. Статус многих предпочтительных религиозных объединений в таких странах часто в прошлом был государственным, например Римская католическая церковь в Италии. Такие религиозные объединения могут частично выполнять государственные функции, в частности в образовательной сфере. Привилегированное положение отдельных религиозных объединений в отношениях с государством сохраняется благодаря реализуемой через представительные и исполнительные органы государственной власти поддержке большинства населения, исповедующего соответствующее вероучение либо культурологически относящего себя к нему.

    Привилегии  выражаются в различных формах, от налоговых льгот до финансирования деятельности священнослужителей за счет бюджетных средств.

    В некоторых теоретических работах, связанных с проблематикой государственно-конфессиональных отношений, указанные признаки преференциального типа светской модели государства относят к клерикальному государству либо включают в определение преференциального типа признаки, чуждые светской модели государства (наличие официальной государственной религии и организации, ее представляющей). Но отличие клерикального государства от светского заключается в провозглашении какого-либо вероучения официальным. При этом клерикальное государство отличается от теократического, в котором тоже имеется государственная религия, тем, что власть находится не в руках духовенства. В противном случае границы между светским и клерикальным государством размываются, их будет объединять как признак отделения религиозных объединений от государства, так и признак привилегированного положения религиозных объединений в государстве (преференциальный тип светской модели государства).

    Примерами современных клерикальных государств являются Великобритания, Норвегия, Исландия, Дания, Швеция, Греция, Португалия. Понимание светскости, тождественной атеистичности, в научной теории часто критикуется за недемократический и неправовой характер. Многие специалисты относят атеистический тип к несветским государствам. Хотя существуют мнения, что атеистическое государство – тоже разновидность светского. Исходя из выделенных в атеистический тип совпадает со светским лишь в части отделения религиозных объединений от государства и недопустимости установления официальной государственной религии. При этом в атеистическом государстве имеет место государственная идеология, а упоминать о правовом равенстве религиозных объединений не приходится, поскольку их статус либо носит декларативный характер, либо не регламентирован национальным законодательством. Существенное отличие атеистического государства от светского состоит в том, что в любом типе светской модели государства реализуются права граждан на свободу совести и вероисповедания13.

    Атеистический тип характерен для государств, в  законодательстве которых статус религиозных организаций не регламентирован либо находится под запретом. Атеистический тип может быть выражен в двух формах: пассивной и активной. Активная форма отличается от пассивной наличием государственной пропаганды атеизма путем публичного преследования религиозных объединений и их последователей. Активная форма проявления атеизма является крайней, пример – «воинствующий» атеизм 20–30-х гг. XX в. в СССР, сопровождавшийся активным участием государства в подавлении любых форм религиозного проявления, вытеснении религии из всех сфер жизни. Так, в 1925 г. было создано общество «Союз воинствующих безбожников», с 1922 по 1941 г. выходила в печать газета «Безбожник», с 1922 по 1930 г. – «Атеист», в 1931 г. – «Воинствующий атеизм», в образовательных учреждениях вводился в учебную программу курс «Основы научного атеизма».

    Анализ различных типов светской модели государства позволяет сделать следующие выводы:

    1) стремление индифферентной разновидности светского государства держаться в стороне от деятельности религиозных объединений, а также отсутствие желания вступать в партнерские отношения с ними демонстрируют в определенной степени пренебрежительное отношение государства к интересам своих граждан, особенно если это касается многонациональных и          многоконфессиональных стран, значительная часть населения которых разделяет какие-либо вероисповедания. В связи с этим индифферентная модель по своим характеристикам является статичной, а не динамичной моделью светского государства и поэтому условно обозначаем ее «крайним» вариантом светского государства в сторону возможной трансформации в атеистическое государство, которое в высшей степени статично в отношении к религиозным объединениям и всякого рода религиозным проявлениям;

    2) преференциальный тип является  своего рода другой «крайностью»  в рамках типологии светского  государства. Преференциальный тип светского государства характеризуется динамичностью, но только чаще всего в отношениях с одной преобладающей конфессией, вероисповедания которой придерживается большая часть населения данного государства. Многие современные страны, относящиеся к данному типу светского государства, не так давно были клерикальными. Итак, смещение динамичной составляющей преференциального типа светского государства сближает его с клерикальным государством, что позволяет обозначить преференциальный тип «крайним» вариантом светской модели государства в сторону возможной его трансформации в клерикальное государство;

    3) классический тип является оптимальным  вариантом светскости, занимает наиболее нейтральную позицию в типологии светского государства, при этом отношения сотрудничества и партнерства государства и религиозных объединений находятся в динамичном сбалансированном состоянии, в отличие от преференциальной разновидности светского государства. Данный тип наиболее близок к идеальной модели светского государства. Хотя, как мы отмечали выше, обозначение «крайними» тех или иных моделей светского государства на примерах конкретных стран носит условный характер, мы с уважением относимся к сложившимся правовым и культурным традициям данных стран, население которых избрало свой путь развития, в том числе в сфере государственно-конфессиональных отношений. Вместе с тем теоретическое описание признаков различных моделей государств дает возможность определить их отличительные характеристики и понять окружающее разнообразие государственно-конфессиональных отношений14.

    Таким образом, преимущество светского государства наиболее проявляется в классическом варианте, прежде всего в многонациональных и многоконфессиональных странах, где государство, выражая интересы всего населения, не может отдавать предпочтения отдельным группам в зависимости от национальной, религиозной и иной принадлежности, в противном случае будет нарушен баланс интересов. Кроме того, светскость дает возможность государству наиболее объективно оценивать интересы населения и принимать взвешенные решения, поскольку нейтральная позиция максимально позволяет дистанцировать государство от давления со стороны заинтересованных групп населения. Вместе с тем специалисты отмечают, что на практике «идеальная» модель светскости так и не была реализована.

    Для Российской Федерации конституционное  закрепление принципа светскости государства  разделило историю России на периоды «до» – когда государство официально поддерживало церковь, придавая религии государственный статус (до 1917 г.), и «после» – когда запрещало ее деятельность, пропагандируя воинствующий атеизм (советский период).

    Рассматривая  тему светского государства, многие специалисты считают невозможным его существование без демократических основ, поскольку демократия обеспечивает реализацию принципов свободы совести, идеологического многообразия и формирования гражданского общества, без которых светское государство существует только формально.

    Подводя итоги проведенного исследования, на наш взгляд, реализация светской модели государства еще не достигла своего расцвета. Глобальные интеграционные процессы, прежде всего, экономического характера, способствуют объективной миграции, разбавляя мононациональные территории людьми разных национальностей, культур, а значит, и взглядов, убеждений, религий и т.д. Тенденция роста многонациональных стран ставит перед наукой новые цели и задачи по выработке оптимальных конструкций, моделей и механизмов взаимодействия различных интересов. Светское государство как один из способов данного позитивного взаимодействия способен решать не только межнациональные и межконфессиональные конфликты, но и многие вытекающие отсюда проблемы.

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

§ 2.1. Особенности развития светского государства за рубежом

    Анализируя  существующие точки зрения относительно возникновения светского государства, можно сказать, что впервые оно возникло в Западной Европе в периоды Реформации и Просвещения. В условиях секуляризации власти зародилась французская модель светского общества и государства. Революция во Франции явилась толчком для построения в дальнейшем во многих странах мира светской модели государства. Можно с уверенностью говорить о том, что светская модель государства - «французское изобретение».

    Режим отделения церкви от государства  не означает отсутствия всякого контроля со стороны государства за деятельностью  религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 г. отделение церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 г.), тем не менее, использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, а также регулировала посредством законов некоторые элементы внутрицерковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций)15.

    Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, т. е. права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям. Так, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18) каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, которая включает свободный выбор религии и убеждений, свободу единолично или сообща с другими, публичным или частным порядком отправлять культ, выполнять религиозные и ритуальные обряды. Свобода совести подлежит лишь ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, а также прав других лиц. В другом международно-правовом документе - Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1981 г. - провозглашено, что любая дискриминация людей на основе религиозных убеждений является оскорблением достоинства человеческой личности и осуждается как нарушение прав человека и его основных свобод.

    Одно  из важных требований к светскому  государству выражает Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в ст. 18: "Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору". Государство должно само не подвергать никого такому принуждению и не позволять этого никому16.

    Светский  характер присущ многим демократическим правовым государствам (США, ФРГ, Италия, Польша и др.). Иногда это выражается прямо, как, например, в ст. 2 Конституции Франции: "Франция является... светской... Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от... религии. Она уважает все верования". В Конституции США первая поправка (1791 г.) гласит: "Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание..." Светским государством провозглашена Турция (ст. 2 ее Конституции 1982 г.), где большинство населения - мусульмане.

    В некоторых других государствах, где, как и в России, светский характер государства сочетается с преобладанием одного из вероисповеданий среди верующих граждан, конституции фиксируют оба эти обстоятельства, однако не называя государство светским. Конституция Испании 1978 г. в ст. 16 гарантирует индивидам и их сообществам свободу идеологии, религии и культов без ограничений в их проявлениях, кроме ограничений, необходимых для охраняемого законом общественного порядка. Никто не должен заявлять о том, какой идеологии, религии или веры придерживается. Никакое вероисповедание не является государственным; публичные власти только принимают во внимание существующие вероисповедания и поддерживают отношения с католической церковью и прочими религиозными общинами.

    Это происходит и в некоторых странах  с преобладанием среди населения  православных христиан. Так, Конституция  Греции, демократически решая вопрос о свободе совести и равноправии религий, вместе с тем устанавливает: "Господствующей в Греции религией является религия восточноправославной церкви Христовой" (ст. 3). Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 13 Конституции Болгарии17.

    В некоторых странах подобным образом устанавливаются государственные религии, количественно преобладающие, но не ограничивающие религиозной свободы иных вероисповеданий. Таковы, например, англиканская церковь в Англии, пресвитерианская - в Шотландии, обе возглавляемые монархом Великобритании, католическая - в Италии, евангелическая - в Скандинавских странах, мусульманская - в Египте, иудейская - в Израиле.

Информация о работе Светское государство