Светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в определении концепции светского государства и места светского характера государства в системе основ конституционного строя и характеристика современного светского государства как в России, так и в других странах мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОСНИТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА 5
§ 1.1. Понятие и содержание светского государства 5
§ 1.2. Типология светских государств 10
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 17
§ 2.1. Особенности развития светского государства за рубежом 17
§ 2.2. Развитие России как светского государства 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЯ 32

Файлы: 1 файл

10642 светское гос-во.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

    В ряде решений Европейского Суда по правам человека подчеркнуто, что если конституционное равноправие верующих граждан и религий соблюдается, то констатация количественного преобладания той или иной религии в Конституции этой страны не противоречит правам и свободам человека в данной сфере.

    Есть  и государства, где государственная  религия господствует безраздельно. Таковы, например, некоторые мусульманские страны (Иран, Саудовская Аравия и др.).

    Но  даже там, где никакая религия  не имеет юридического статуса государственной, официальной или хотя бы традиционной, иногда одна из существующих церквей нередко проявляет стремление создать для себя преобладающее правовое положение в общегосударственном или региональном масштабе, используя многовековую традицию части населения и полуофициальную поддержку властей18.

    Примером  светского государства, преодолевшего  и такие трудности, может служить Италия. Согласно ст. 7 и 8 ее Конституции, государство и католическая церковь независимы и суверенны в своих сферах, а их отношения регулируются Латеранскими соглашениями. Все религии равноправны и свободны, а некатолические конфессии имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, не противореча правопорядку Италии. Их отношения с государством определяются законом на основе его соглашений с представляющими их органами. Все имеют право на вероисповедание в любой форме, индивидуальной или коллективной, на его распространение, за исключением обрядов, противных добрым нравам (ст. 19). Церковный характер, религиозные или культовые цели общества или учреждения не могут быть причиной для законодательных ограничений или фискальных обременений их создания и деятельности (ст. 20). В соответствии с этими конституционными положениями в Италии еще в 50-х годах ХХ в. были отклонены претензии части католического клира на преимущественное положение их церкви, основанное на том, что 90 процентов итальянцев - католики. Было отменено и запрещение прозелитизма (вербовка новых членов в церковь путем предложения материальных или социальных выгод, психологического давления, угроз и т.д.)19.

    Таким образом, следует отметить, что светских государств, прямо провозглашающих всякое отделение религии от государственной и общественной жизни, в мире также немного. Но даже и эти государства не всегда могут уйти от того, чтобы не подчеркнуть приоритет той или иной конфессии. В качестве примера можно привести Конституцию Грузии, которая в ст.9, провозглашая независимость церкви от государства, в то же время признает исключительную роль   Грузинской православной церкви в истории страны. Нарушает ли такое признание международно-правовые стандарты? Полагаем, что не нарушает. Признание исключительной роли одной из конфессий, тем более, в историческом плане, не препятствует гражданам свободно исповедовать иную религию либо оставаться атеистами. То же самое относится и к клерикальным государствам, которых, в частности, большинство среди стран Европы. Если государство тесно сотрудничает с той конфессией, которую считает основной и к которой принадлежит большинство граждан, но при этом не запрещает деятельность иных конфессий, не препятствует реализации права граждан на свободу вероисповедания, то это вполне соответствует международно-правовым стандартам государственно-конфессиональных отношений.

    Достаточно  большое количество клерикальных государств также косвенно свидетельствует о том, что их существование не нарушает международно-правовых стандартов государственно-конфессиональных отношений. В качестве примера таких государств можно привести Данию, конституция которой признает лютеранство государственной религией и устанавливает обязательность данного вероисповедания для монарха; Норвегию, где евангелическо-лютеранская религия является официальной; Грецию, где Православие признается господствующей религией. В Германии преподавание религии в государственных школах является обязательным. В число государств, которые не до конца расстались ос своими религиозными традициями, входят также Лихтенштейн и Монако.

§ 2.2. Развитие России как светского государства

 

    Россия  принадлежит к тем странам, в  конституциях которых закрепляется светский характер государства. Светское государство в России находит закрепление в ст. 14 Конституции РФ20. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Это означает, что помимо исторически  сложившихся признаков светского государства отечественная Конституция непосредственно признает положение о светском государстве.

    В современных условиях нельзя не заметить определенное сближение государства  с Русской Православной Церковью. Несмотря на то, что в современной России представлено свыше 30 различных религий, включая все мировые, нельзя отрицать, что исторически именно Православие играло в нашей стране ведущую роль.

    В период татаро-монгольского ига и  разрушения отечественной государственности именно Православная церковь стала той единственной силой, которая объединяла раздробленные русские земли и княжества, препятствовала их окончательному обособлению, тем самым подготавливая предстоящее объединение.  
    В период абсолютной монархии Православная церковь была полностью подчинена государству, стала частью государственного аппарата. Полное подчинение церковной организации государству предполагало непосредственное управление церковью со стороны государственных органов, введение органов церковного управления в состав государственного аппарата и бюрократизацию приходского духовенства путем перевода его на государственное содержание. Этот процесс в определенной мере затруднялся сохранением собственной экономической базы церкви и наличием сословной структуры общества. 
    Надо отметить, что такое положение церкви, хотя и давало ей определенные преимущества перед другими конфессиями, не лучшим образом сказалось на ее развитии.  В то же время, государство и народ также не выиграли от подчиненного положения церкви. Как справедливо отмечал протоиерей Г. Флоровский в своей работе «Пути русского богословия», с Петра начался великий русский раскол – раскол между властью и народом. Если раньше народ мог находить отдушину от чрезмерного государственного гнета в православии, если церковь могла определенным образом сглаживать противоречия между народом и государственным аппаратом, то теперь она сама стала частью этого аппарата21.

    В целом, взаимоотношения государства  и церкви в дореволюционный период достаточно ярко определил философ В.Соловьев, отмечавший, что церковь сначала «тянулась за государственною короною, потом крепко схватилась за меч государственный, и, наконец, принуждена была надеть государственный мундир». 

    При советской власти положение церкви в государстве значительно изменилось. В соответствии с Декретом Совета народных комиссаров от 23 января 1918 г., у нее отняли функцию ведения записи актов гражданского состояния, ей запретили владеть собственностью, лишили прав юридического лица . Если раньше она составляла часть государственного аппарата, то новая власть провозгласила отделение церкви от государства, что сопровождалось гонениями против церковнослужителей и верующих, насильственным насаждением атеизма. Конституция РСФСР 1918 г. лишила священнослужителей и монахов избирательного права. Таким образом, отделение церкви от государства фактически стало правовым поводом для организации гонений на нее. 
    В современных условиях, когда фактически происходит возрождение Православия, когда в России строятся новые храмы и растет число прихожан, когда позиции Православной Церкви значительно укрепились, возникает соблазн упрекнуть государство в том, что, оказывая такое внимание одной конфессии, оно тем самым ущемляет права других и нарушает международные стандарты государственно-конфессиональных отношений.

    В Федеральном законе «О свободе совести  и религиозных объединениях» имеется преамбула, в которой, с одной стороны, подтверждается свобода совести и свобода вероисповедания, с другой стороны, признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Помимо этого, говорится об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Таким образом, мы видим, наряду с признанием особой исторической роли Православия, проявление уважения к другим религиям и к свободе вероисповедания. Такой взвешенный подход, несомненно, соответствует международно-правовым стандартам и практике европейских государств. 

    Государство не может полностью дистанцироваться от взаимоотношений с религиозными объединениями хотя бы в силу того, что они являются частью гражданского общества, представляют интересы значительной части населения страны. При Президенте Российской Федерации действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, в состав которого входят представители христианства (Русской Православной Церкви, Римско-католической церкви, протестантских церквей), мусульманства, буддизма и иудаизма. 
    При Правительстве Российской Федерации работает Комиссия по вопросам религиозных объединений. Консультативные структуры, куда входят местные религиозные лидеры, существуют и при большинстве губернаторов и глав администраций субъектов Российской Федерации. 

      На федеральном и региональном  уровнях сложилась практика заключения соглашений о сотрудничестве между органами исполнительной власти и различными религиозными организациями. Религиозные лидеры работают и в составе Общественной палаты Российской Федерации.

      Безусловно, государство сегодня  несколько выделяет Православие  по сравнению с другими религиями,  что вызывает обеспокоенность  представителей иных конфессий, которые справедливо говорят о много-конфессиональном и многонациональном характере России. В то же время, большинство населения страны считают себя именно православными. Не стоит забывать и про историческую государствообразующую роль Православной церкви. В связи с этим, необходим поиск гибких, взвешенных подходов в выстраивании государственно-конфессиональных отношений в соответствии с международными стандартами. Что касается самой Русской Православной Церкви, она, на наш взгляд, сама должна противиться излишнему сближению с государством, чтобы оставаться в народном сознании своего рода третьей силой, дистанцированной от власти, той сферой, где можно найти духовное убежище, той силой, что всегда готова стать на защиту социально незащищенных и духовно униженных. Только тогда Церковь сможет успешно выполнять свои функции в обществе, а функции эти отличны от функций государства.

    Конституционный принцип светского государства  лежит в основе всяких отношений  государства с религиозными объединениями  и проведения государственной политики в мировоззренческой сфере общества, и этим принципом обязаны руководствоваться все правотворческие и правоприменительные органы, граждане, должностные лица и общественные объединения.

    Конституционный принцип светского государства  необходимо рассматривать в системной связи с иными базовыми положениями действующей Конституции РФ:

  • провозглашение России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1);
  • провозглашение положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); права и свободы человека и гражданина признаются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18);
  • употребление термина "многонациональный народ" (преамбула, ч. 1 ст. 3);
  • признание идеологического многообразия; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13);
  • запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13);
  • признание равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);
  • гарантии каждому свободы совести, свободы вероисповедания (ст. 28).

    Из  этого следует, что демократическое  правовое Российское государство признает права и свободы человека, в том числе свободу совести, высшей ценностью, равенство всех перед законом и судом, идеологическое многообразие, тем самым задается система координат определения понятия и содержания светского государства в России.

    Отсутствие  государственной или обязательной религии налагает запрет государству  выражать предпочтение конкретной религии, но также не исключает и возможности положительного отношения к религиозному, религиозным объединениям (например, предоставление налоговых, финансовых льгот и иное). Отделение церкви (религиозных объединений) от государства явилось важнейшим этапом на пути становления светского государства. Однако одного отделения явно недостаточно, так как государство не обязательно приобретает характер светского, а может стать атеистическим или иметь специальные отношения с отдельными конфессиями, заключая договоры о сотрудничестве и оказывая им помощь. Нужно учитывать и временный характер процессов отделения. Отделение церкви от государства - это процесс, который в определенный момент заканчивается с логической, исторической, юридической и организационной точек зрения. Однако в действительности, в динамике общественных отношений, отношения государства с религиозными объединениями не прекращаются и не останавливаются, а лишь приобретают иной характер. И в связи с этим крайне важен третий элемент светскости, который упоминается в российской Конституции, - равенство религиозных объединений перед законом22.

    Именно  принцип равенства религиозных  объединений перед законом создает конституционное нормативное основание для взаимоотношений государства и религиозных объединений. Принцип равенства заключается в следующем: 1) все религиозные объединения обладают равными правами на территории Российской Федерации, зафиксированными в законодательстве; 2) все религиозные объединения несут одни и те же обязанности, предусмотренные законодательством; 3) религиозные объединения несут идентичную юридическую ответственность за совершение аналогичных правонарушений. Конституция РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом независимо от отношения к религии и убеждений, следовательно, принцип формального равенства устанавливается как на индивидуальном (равенство граждан), так и на коллективном уровне (равенство объединений граждан).

    Однако  в научной литературе формальное равенство религиозных объединений постоянно ставится под сомнение некоторыми авторами. Рассмотрим, к примеру, конкретные предложения И.В. Понкина: "Принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность предоставления тем или иным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями, и не препятствует выделению государством религиозных организаций традиционных религий, наделению их соответствующим конституционно-правовым статусом и расширенному сотрудничеству с ними". Новые оттенки формальному равенству придает И.А. Куницын, трактующий равенство в том ключе, что "деятельность всех религиозных объединений должна осуществляться на основании и в соответствии с законодательными актами"23.

Информация о работе Светское государство