Подобная
подмена принципа формального равенства
государственной политикой вероисповедных
предпочтений отдаляет не только Россию,
но и любую страну от построения фактического
светского государства. Именно принцип
равенства является связующим звеном
среди всех характерных черт светского
государства, позволяет сохранять государству
мировоззренческий нейтралитет и быть
равноудаленным от всех религиозных объединений.
Таким
образом, светское государство - это
государство, которое гарантирует каждому
индивиду свободу мировоззренческого
выбора, является мировоззренчески нейтральным,
признает формальное равенство религиозных
и общественных объединений и не проводит
специальной политики в мировоззренческой
сфере общества.
Нейтральное
отношение государства к религии
не позволяет ему вмешиваться в систему
религиозных взглядов и убеждений индивида,
формировать у своих граждан определенное
отношение к религии, обязывает уважительно
относиться к различным формам проявления
религиозности в обществе. Отсюда логически
вытекает положение о гарантируемом равноправии
всех лиц независимо от религиозной принадлежности.
В
заключение отметим, что светское государство
знаменует высокий уровень гармонизации
отношений государственных и общественных
институтов, религиозных объединений
и личности. К воплощению этой идеи в жизнь
должна стремиться Россия. Поэтому предстоит
еще многое сделать по развитию теории
светского государства, ее законодательному
закреплению и практической реализации
в нашу действительность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основании выше изложенного сделаем
выводы о проделанной работе.
Под
светскостью государства понимается
особое свойство государства, характеризующее
его как независимое от влияния религиозных
объединений и вступающее с религиозными
объединениями в партнерские отношения
в тех сферах, которые устанавливает закон.
Светское
государство есть государство, в
котором последовательно проведено
отделение религиозных объединений от
государства и существует четкое разграничение
сфер их деятельности. Ни одна из религий
в таком государстве не является государственной
или общеобязательной и не имеет привилегированного
положения по отношению к другим (это не
означает, что в реально складывающихся
условиях все религиозные организации
имеют одинаковый статус в обществе).
Основные
характерные черты светского государства:
1.
Государство не вмешивается во
внутренние дела религиозных
объединений. Недопустимо использовать
их авторитет в целях политической пропаганды.
2.
Религиозные объединения не вмешиваются
во внутренние дела государства.
Ни одно из религиозных объединений не
выполняет функций органов государственной
власти, других государственных органов,
государственных учреждений и органов
местного самоуправления.
3.
Религиозные объединения и государство
взаимодействуют друг с другом,
строят партнерские отношения.
4.
Все религиозные объединения
равны перед законом
Светское
демократическое государство не
делит своих граждан на верующих
и неверующих, последователей той или
иной конфессии, оставляя вопрос свободы
и нравственно-мировоззренческого выбора
на совести каждого человека. В отношениях
светского государства и религии в условиях
поликонфессионального общества особенно
важно соблюдение принципа последовательного
отделения религиозных объединений от
государства.
Например, в России на фоне
многочисленной и сильной православной
церкви с ее историческим опытом
господствующей государственной
религии проблема светского характера
государства становится принципиальной.
Религиозные
объединения сегодня играют особую
роль в общественной жизни России.
Некоторые представители церкви,
занимая активную гражданскую позицию,
становятся участниками других общественных
структур, объединений и организаций,
например Общественной палаты Российской
Федерации. Будучи составной частью гражданского
общества, религиозные объединения влияют
на формирование общественного мнения
в стране. Нередко отдельные конфессии
становятся участниками разрешения конфликтов,
возникающих между верующими и государством.
Церковь
всегда была основным носителем человеческих
ценностей и идеалов, она развивала
социально-культурные, а иногда и
политические предпосылки формирования
гражданского общества. Церковь в
своей миссионерской деятельности
способна возродить нравственные традиции
общества. Основные нравственные задачи
могут стать фактором консолидации гражданского
общества, представителей различных религиозных
организаций, людей различных религиозных
и этических убеждений.
Тесная
взаимосвязь светского государства
существует также с важнейшими основами
конституционного строя - идеологическим
многообразием и социальным государством.
Светскость государства в качестве основы
конституционного строя дополняет конституционный
принцип идеологического многообразия.
Автор считает, что это две фундаментальные
духовные основы российского общества
и государства. Религиозным объединениям
исконно присуща функция социального
служения в обществе, что способствует
государству в реализации различных социальных
проектов.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовые
акты
- Конституция
РФ принятая всенародным голосованием
12 декабря 1993г. // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст.
445.
- Арутюнян
Г.Г. Конституционное право: Энциклопедический
словарь. М., 2006. 852 с.
- Баглай М.В.
Конституционное право Российской Федерации:
Учебник. М., 2004. 650 с.
- Воронкова
М.Л. Влияние религиозных объединений
на развитие гражданского общества // Конституционные
чтения: Межвузовский сборник научных
трудов / Отв. ред. Г.Н. Комкова. Саратов:
ПАГС, 2005. 520 с.
- Выжутович
В. Трудно быть с Богом. Угрожает ли России
усиление религиозного влияния? // Российская
газета. 2007. 31 июля.
- Габричидзе
Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Конституционное право
современной России. М.: Дело и Сервис,
2001. 586 с.
- Грудцина
Л.Ю. Церковь как
связующее звено между гражданским обществом
и государством в России // Адвокат. 2007.
№ 9. С. 59-62.
- Дозорцев
П.Н. Развитие светской государственности
в России: история и современность. СПб.:
Санкт-Петербургская академия МВД России,
1998. 628 с.
- Живулин
В.А. Теоретико-правовые
основы регулирования современных государственно-конфессиональных
отношений в Российской Федерации: Дис.
... канд. юрид. наук. Новгород, 2006. 158 с.
- Казанчев
Ю.Д. Конституционное
право Российской Федерации. Вопросы и
ответы: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ,
2009. 448 с.
- Конституционное
право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова.
М., 2007. 558 с.
- Кривошеина
Е.Ю. Динамика ценностных
ориентаций в современном российском
обществе: проблема соотношения светского
и религиозного: Дис. … канд. филос. наук.
М., 2008. 185 с.
- Мещерякова,
А. Ф. Принцип светскости органов судебной
власти и проблемы его реализации в Российской
Федерации // Администратор суда. 2008.
№ 4. С. 89-95.
- Мухаметзянова
Р.М. Политика современного Российского
государства в сфере свободы совести:
процесс формирования новой модели. Автореф.
дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004. 39 с.
- Ожегов
С.И. Словарь русского
языка. М., 1953. 1018 с.
- Придворов
Н.А., Тихонова Е.В. Институт свободы совести
и свободы вероисповедания в праве современной
России. М., 2007. 885 с.
- Савва С.С.
Конституционное закрепление светского
государства в России: национальный и
международно-правовой аспекты // Журнал
российского права. 2009. № 12. С. 130 - 139.
- Смоленский
М.Б. Конституционное
(государственное) право России. Ростов
н/Д: Феникс, 2002. 750 с.
- Стецовский
Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность:
Нормы и действительность. М., 2000. 580 с.
- Козлова
Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право
России: Учебник. М., 2003. 677 с.
- Терехин
В.А., Мещерякова А.Ф. Светское государство
в современной России: понятие и содержание
// Российская юстиция. 2010. №3. С. 45 - 48.
- Фаризова
Ф. Религия станет оружием борьбы с экстремизмом
// Известия. 2009. 31 августа.