Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 16:59, курсовая работа
В своей теме я постараюсь раскрыть основные направления системы права и системы законодательства, т.к. основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества.
1. Введение
2. Понятие системы права
2.1. Реализация права
2.2. Применение права
2.3. Стадии применения права
2.4. Акты применения права
3. Система законодательства
3.1. Пробелы в законодательстве. Применение
права по аналогии
3.2. Юридический процесс
4. Тенденции развития системы права и системы
законодательства
5. Заключение
меры ответственности виновного.
Во-вторых, решение по делу представляет собой документ - акт применения
права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по
разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия
для конкретных лиц.
Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового
регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на
их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены
возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется
именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти
решения могут быть исполнены в принудительном порядке.
Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает
их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.
2.4. Акты применения права
Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или
должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права,
определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности
конкретных лиц.
Правоприменительные акты имеют ряд особенностей.
1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило,
это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает
государственно-властный характер актов применения права. Однако
государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными
организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы
местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными
полномочиями. Очевидно, что для реализации таких полномочий они должны
принимать Правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры
по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т. е. адресованы поименно
определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих
общим характером.
3. Акты применения права направлены на реализацию требовании юридических
норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к
определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права,
обязанности или меру юридической ответственности, т. е. выполняют функции
индивидуального регулирования.
4. Реализация
принуждением. При этом акт применения права - документ, который является
непосредственным основанием для использования государственных
принудительных мер. Так, осуществлением решений по гражданским делам
занимаются судебные исполнители. Исполнением приговоров по уголовным делам
ведают соответствующие учреждения Министерства внутренних дел Российской
федерации.
Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным
основаниям.
Критерий |
Виды |
Примеры |
1. По субъектам |
акты органов государственной власти |
постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ |
акты органов государственного управления |
приказ об увольнении конкретного лица | |
акты судебных органов |
приговор суда | |
акты контрольно-надзорных органов |
постановление санитарной инспекции о наложении штрафа | |
акты органов местного самоуправления |
распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации | |
2. По характеру правового |
регулятивные |
решение суда по гражданскому делу |
охранительные |
приговор суда | |
3. По значению |
основные |
приговор суда |
вспомогательные |
определение о предании обвиняемого суду | |
4. По форме |
отдельный документ |
приговор суда |
резолюция на материалах дела |
утверждение прокурором обвинительного заключения | |
устная форма |
наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте |
По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной
власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов,
судебных органов, органов местного самоуправления.
По способу принятия данные акты систематизируются на принятые
коллегиально и единолично.
По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на
регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию
диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и
обязанности сторон; охранительные - реализацию санкций охранительных норм,
устанавливая меры юридической ответственности.
По значению в правоприменительном процессе они могут быть
вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и
основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела
социального обеспечения о назначении пенсии и т. д.).
По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа
(приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому), форму
резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного
заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы), а
в наиболее простых случаях - устный вид (наложение штрафа за безбилетный
проезд в общественном транспорте).
Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и
целесообразности.
Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического
дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих
выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика,
нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно фактической
стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).
Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает
четыре момента: 1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом,
рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.; 2)
строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств,
процедуру рассмотрения и т. д.; 3) правильную юридическую квалификацию и
применение именно той нормы, которая действует в данном случае; 4) вынесение
решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции)
применяемой нормы.
Требование целесообразности вторично по отношению к требованию
законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как
правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта
свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется
по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении
принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон,
индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру наказания в
пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного,
степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность
обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответственности может
выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор
может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией.
Правоприменительные акты - документы юрисдикционного характера имеют четкую
структуру и состоят из четырех частей.
Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и
т. д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица,
которое принимает решение, по какому делу.
В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения,
фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами
совершены действия.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие
или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее
обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и
процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях
сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении
юридического факта и т.д.).
3. Система законодательства
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых
актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные
характеристики права. Данная система является внешним выражением системы
права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких,
формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой
права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в
целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как
обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.
Система законодательства складывается в результате издания правовых норм,
закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет
сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить
горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы
законодательства.
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства
обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными
отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства,
соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное
законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское
процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов
государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во
главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция,
далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные
акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной
структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере
законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным
договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых
актов Российской федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ,
основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления
Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство
субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ (конституции
республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных
округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы,
Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные
нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения,
постановления).
Комплексные образования в системе законодательства складываются в
зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного
управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное
законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных
социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).
3.1. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии.
В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное
отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но
не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает
пробел в законодательстве.
Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для
регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.
Круг общественных отношений, составляющих сферу правового регулирования,
устанавливается законодателем двумя способами.
Во-первых, каждая юридическая норма регулирует отдельный вид общественных
отношений, признаки которого описываются в ее гипотезе. Таким образом,
каждая норма имеет свои «участок» в общей сфере правового регулирования.
Совокупность подобных «участков», если иметь в виду все без исключения нормы
какой-либо отрасли, и составит общую сферу правового регулирования данной
отрасли.
Во-вторых, круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель
закрепляет по отраслям права посредством специализированных норм. Такие
Информация о работе Тенденции развития системы права и системы законодательства