Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 16:59, курсовая работа
В своей теме я постараюсь раскрыть основные направления системы права и системы законодательства, т.к. основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества.
1. Введение
2. Понятие системы права
2.1. Реализация права
2.2. Применение права
2.3. Стадии применения права
2.4. Акты применения права
3. Система законодательства
3.1. Пробелы в законодательстве. Применение
права по аналогии
3.2. Юридический процесс
4. Тенденции развития системы права и системы
законодательства
5. Заключение
нормы предназначены для установления круга отношений, входящих в сферу
правового регулирования. Так, ст. 2 ГК РФ имеет заголовок «Отношения,
регулируемые гражданским законодательством». В ч. 1 названной статьи
предусмотрено, что «гражданское законодательство определяет правовое
положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок
осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав
на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной
собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие
имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения,
основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их
участников». В ст. 2 «Отношения, регулируемые семейным законодательством»
Семейного кодекса РФ записано: «Семейное законодательство устанавливает
условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его
недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения
между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и
усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным
законодательством, между другими родственниками и иными липами, а также
определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без
попечения родителей». Аналогичным образом фиксируется круг правовых
отношений и в других отраслях права.
Вместе с тем для правоприменителя недостаточно определить правовой характер
рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые
последствия. Эту информацию он может получить лишь из конкретных норм, в
диспозициях которых сформулированы в общем виде права и обязанности сторон.
Если таких норм нет, то налицо пробел в законодательстве.
Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-
первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в
момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;
во-вторых, из-за упущений при разработке закона.
В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и
аналогия права.
Аналогия закона — это применение к не урегулированному в конкретной норме
отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость
применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу
обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы,
прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую
сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве
правового основания при принятии решения по делу.
Применение аналогии закона в случаях обнаружения пробела предусмотрено
законодателем. Так, в ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР
записано: «В случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд
применяет закон, регулирующий сходные отношения». Область применения аналогии
закона достаточно обширна, поскольку в соответствии со ст. 1 ГПК РСФСР в
порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела по спорам,
возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административно-правовых
отношений. Приведем один из примеров. В последние годы в стране появилось
множество частных фирм, оказывающих правовую помощь гражданам и юридическим
лицам. Однако возмещение расходов на эти услуги процессуальным законом не
предусмотрено. Поэтому, например, истец, понесший расходы на юридическую
помощь, хотя и выигрывал дело, не мог взыскать такие расходы с ответчика. В
настоящее время в судебной практике при рассмотрении подобных дел
используется аналогия закона: правило ст. 91 ГПК РСФСР, предусматривающей
возможность взыскания расходов по оплате юридической помощи адвокатов -
членов юридической консультации, признается правовым основанием для
возмещения расходов по оплате помощи, оказанной юридическими фирмами.
Заметим, что в связи с возрождением в России частного права и расширением
гражданских свобод сфера применения аналогии закона соответственно сужается.
Об этом говорит определение аналогии в Гражданском кодексе Российской
Федерации: в ч. 1 ст. 6 зафиксировано, что в случаях, когда «отношения прямо
не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует
применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не
противоречит их существу, применяется гражданское законодательство,
регулирующее сходные отношения (аналогия закона)». В гражданском праве,
следовательно, для применения аналогии закона недостаточно отсутствия нормы,
прямо регулирующей спорное отношение. Необходимо также отсутствие соглашения
сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота.
Аналогия права - это применение к не урегулированному в конкретной норме
спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих
начал и смысла законодательства.
Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права
(общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняют
непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-
правовым основанием правоприменительного решения.
Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух
условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы,
регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать
аналогию закона.
Новое гражданское законодательство внесло некоторые изменения в процедуру
применения аналогии права. В ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса РФ записано:
«При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон
определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства
(аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».
Иначе говоря, правоприменитель, используя аналогию права, руководствуется не
только отраслевыми (общие начала и смысл законодательства), но и
общеправовыми (требования добросовестности, разумности и справедливости)
принципами.
3.2. Юридический процесс
Процесс буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике
он означает порядок осуществления деятельности следственных,
административных, судебных органов. Близким ему по значению является термин
«процедура» - официально установленный порядок при обсуждении, ведении
какого-либо дела.
Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он
урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм
материального права. Поэтому чтобы понять, что такое юридический процесс,
каковы его место и назначение в правовой практике, необходимо помнить, что
роль материальных и процессуальных норм в правовом регулировании различна.
Нормы материального права определяют субъективные права, юридические
обязанности, юридическую ответственность граждан и организаций, т. е.
составляют основное содержание права. Существенными признаками права, как уже
отмечалось, являются его обеспеченность возможностью государственного
принуждения, связь с государством. Это означает, что органы государства активно
включаются в деятельность, направленную на реализацию права, на проведение его
в жизнь. Подобная разнообразная деятельность и обозначается термином
«юридический процесс». Связь и единство орава и процесса отмечены К. Марксом:
«Материальное право ... имеет свои необходимые, присущие ему
процессуальные формы... Один и тот же дух должен одушевлять судебный
процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона,
следовательно, проявление его внутренней жизни»3. Таким образом,
процесс вторичен по отношению к материальному праву, произволен от него,
является формой его жизни. Аналогичный вывод можно сделать относительно
процессуальных норм, регулирующих процессуальное производства
К. Маркс в своих выводах следовал континентальной традиции, заложенной шкалой
естественного права. Принципиально иное место занимает юридический процесс в
англосаксонской правовой системе. Здесь судебные процедуры явились основой
развития правовой системы. Судьи должны были строжайшим образом соблюдать все
процессуальные правила при установлении фактических обстоятельств
рассматриваемого дела, но не были связаны какими-либо нормами при вынесении
решения по нему. Лишь постепенно стремление к единству и непротиворечивости
судебной практики привело к становлению прецедентного права. Судебный
прецедент стал основным источником права в Англии, т. е. материальное право
сформировалось на базе юридического процесса.
В современной правовой науке юридический процесс получил более широкую
трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с
правотворчеством. Законодательный процесс осуществляется на основе
соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического
процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы, регулирующие
порядок законодательной деятельности.
Юридический процесс - это урегулированный процессуальными нормами порядок
деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке,
принятии и документальном закреплении юридических решений общего или
индивидуального характера.
В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым,
вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так,
чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее
установленным юридическим правилам.
Особенности юридического процесса заключаются в следующем. Во-первых, это
властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это
деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; в-
третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений
общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права)
характера.
Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени деятельность,
состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную
последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных
процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в
соответствующих документах. Например, в ходе расследования уголовного дела
следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места
происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и
т.д., и выносит различные процессуальные решения — постановления о
возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире
подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом
следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные
действия, руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона. На
законодательном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте,
рассмотрение дел об административных правонарушениях, работа комиссий по
назначению пенсий, деятельность всех иных органов правотворчества и
правоприменения.
По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть
правотворческим и правоприменительным.
Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты.
Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур
процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа
правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор
области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет
законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до
вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.
Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального
юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия
правоприменительных решении многообразны. Они более просты для органов и
должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о
назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на
работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных
органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера
принимаемого решения подразделяется на следующие виды:
1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая
процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского процессуального
кодекса (ст. 247-251);
2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров
регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);
3) процесс определения
мер юридической
административных правонарушениях содержит раздел «Производство об
административных правонарушениях»7Т1роизводство по уголовным делам
осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса.
В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического
процесса - праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе
право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения
Информация о работе Тенденции развития системы права и системы законодательства