Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 16:59, курсовая работа
В своей теме я постараюсь раскрыть основные направления системы права и системы законодательства, т.к. основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества.
1. Введение
2. Понятие системы права
2.1. Реализация права
2.2. Применение права
2.3. Стадии применения права
2.4. Акты применения права
3. Система законодательства
3.1. Пробелы в законодательстве. Применение
права по аналогии
3.2. Юридический процесс
4. Тенденции развития системы права и системы
законодательства
5. Заключение
- интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так
и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет
особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не
считает такую деятельность особым видом юридического процесса.
Специфические особенности имеет также производство по исполнению
правоприменительных решений:
судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об
административном аресте и других решений о применении мер государственного
принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных
органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного
процесса.
Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку. В
системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское
процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно
гражданское судопроизводство и предварительное расследование и
судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по
административным делам, связанным с применением мер юридической
ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер
государственного принуждения. В отечественной юридической науке высказано
мнение о том, что формируется новая отрасль - административное
процессуальное право. С этим следует согласиться, если учесть, что
совершенствование процессуального законодательства укрепляет правовые основы
деятельности должностных лиц и органов Российского государства,
способствует формированию административной юрисдикции. Таким образом, по
отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный
процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс.
Судопроизводство в арбитражном суде регулируется Арбитражным процессуальным
кодексом РФ.
4. Тенденции развития системы права и системы законодательства.
Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-
экономическими и политическими реформами, происходящими в стране.
Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права,
обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни
человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции: 1) общие,
характерные для права в целом, включая систему права и систему
законодательства как две стороны одного целостного явления; 2) тенденции
развития структуры (системы) права; 3) тенденции совершенствования
законодательства.
К общим тенденциям относятся следующие:
1. Постепенное изменение соотношения - «человек и право». С одной стороны,
речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где
бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги
в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина,
Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве
и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового
регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание
общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним
словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия
частного права.
С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового
регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда
(свидетельство тому - установление предельных размеров садовых домиков,
бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений
между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и
обязанностей между ними, гарантий их реализации.
2. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный
договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов
Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают
такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное
применение, аналогия закона и права.
3. Интеграция в российское
законодательство в
общепризнанных принципов и норм международного права и международных
договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также
об интеграционной тенденции законодательства стран - участниц СНГ в
экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.
В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать такие.
1. Процесс постепенного
накопления нормативного
по структурным блокам - институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к
определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре
и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их
взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс
включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское,
налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных
подразделений (семейное право).
2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование
комплексных структурных объединений юридических норм. Это обусловлено
комплексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов
и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит
и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими
нормативно-регулятивными системами общества.
3. Возможное развитие системы
права в направлении от
ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному»
строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии
относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных
системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для
решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных
потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их
урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного
массива различные по своему назначению и функциональной специализации нормы
для эффективного и быстрого ее достижения.
Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим образом.
1. Приведение всего
РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства,
отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов,
совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В
частности, федеральный закон о порядке опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания от 14
июня 1994 г. признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую
процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание
законодательства Российской федерации» в качестве официального
периодического издания и предписал Президенту и Правительству РФ привести
свои правовые акты в соответствие с настоящим законом.
2. Формирование новых
банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах,
местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет
более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные
вопросы.
3. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением
полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами
Федерации. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев,
областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав
администраций и иные нормативные акты).
5. Заключение
Таким образом, в заключение хотелось бы заметить, что сегодня в России идет
процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех
договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс
можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности,
приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной
собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный
существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно,
свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом
ущерба правам и законным интересам других лиц, т.е. субъект, частное право
которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспози-
тивного метода правового регулирования.
Принципиально новым феноменом в истории российской системы права является
наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к
формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой
самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках
федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема -
коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.). Это значительно усложняет
правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта
регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения
всевозможных споров и коллизий.
Российская система права и система законодательства находятся ныне в
ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением их
развития является построение правового государства на базе развитого
гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы
права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
Информация о работе Тенденции развития системы права и системы законодательства