Тенденции развития современного российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут использованы методы исследования, представленные в теории государства и права. Метод представляет собой способы, приемы, средства изучения . Исследователь использует следующие методы:
1. Сравнительный метод – сравнение государственно-правовых институтов .
2. Исторический метод – изучение государственно-правовых явлений в их историческом развитии.
3. Метод анализа – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1.СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 1.1. Понятие системы законодательства………………………………….6
§ 1.2.Соотношение системы права с системой законодательства……….14


ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 2.1. Развитие системы права и системы права………………………….20
§ 2.2. Основные тенденции развития законодательства России………..27

Заключение…………………………………………………………………33

Список использованных источников…………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

 

 

Курсовая работа

 

по учебной  дисциплине:

«Теория Государства и  Права»

 

на тему: «Тенденции развития современного российского законодательства»

 

 

 

Студент II курса

Очного отделения 

Группа ЮдМ-206

Хисамов Даниил Раилевич

 

Сдал:_______________________2013 г.

Принял:______________________2013 г.

         Старший преподаватель

Доктор юриспруденции:

Апсалямов Рашит Галемзянович

Миасс 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

    Введение………………………………………………………………………3

 

 

ГЛАВА 1.СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

§ 1.1. Понятие системы законодательства………………………………….6

§ 1.2.Соотношение системы права с системой законодательства……….14

  

 

ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    § 2.1. Развитие системы права и системы права………………………….20

§ 2.2. Основные тенденции развития законодательства России………..27

 

    Заключение…………………………………………………………………33

 

    Список использованных источников…………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

После провозглашения государственной  независимости в новой России законодательство существенно обновилось. Функционирует профессиональный парламент. Вследствие этого значительно ускорились темпы законодательной деятельности, которые соответствуют теперь показателям  стран романо-германской правовой семьи. Некоторые отрасли законодательства создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее положение в  правовом регулировании общественных отношений.

Для развития современного российского законодательства характерны процессы интеграции и дифференциации правового регулирования. До 90-х  годов XX в. в развитии системы российского  законодательства преобладали процессы дифференциации. Это привело, в частности, к появлению таких новых отраслей законодательства, как законодательство в области социального обеспечения, отделившееся от трудового законодательства, и бюджетное (финансовое) законодательство, вычленившееся из административного.

А) Актуальность

 Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Это, прежде всего, вступление России в новую историческую полосу развития, что предполагает необходимость критической переоценки прошлого опыта, в том числе государственно-правового, теоретического осмысления процессов и явлений, происходящих ныне в этой области, разработки новых подходов к их исследованию.

Б) Объект и предмет  исследования

Объектом исследования является тенденции развития правоотношений современного российского законодательства на историческом изломе, переживаемом Российской Федерацией.

Предметом исследования — являются нормы права российского законодательства, представляющие стержневую конструкцию права, специфику его становления, юридическую природу, правовую структуру роли в обществе.

В) Цель исследования

Цель работы заключается  в комплексном системном исследовании российского законодательства в  условиях перехода страны от тоталитарного  советского строя к демократическому. Цель исследования может быть достигнута посредством решения ряда задач.

Г) Задачи исследования

- раскрыть  понятие системы  законодательства

- раскрыть технологию формирования законодательства в современной России, обусловленную прежде всего уникальностью исторических условий, в которых осуществляется движение страны к новому общественному строю;

Д) Методы исследования

В данной курсовой работе будут  использованы методы исследования, представленные в теории государства и права. Метод представляет собой способы, приемы, средства изучения . Исследователь использует следующие методы:

1. Сравнительный метод – сравнение государственно-правовых институтов .

2. Исторический метод – изучение государственно-правовых явлений в их историческом развитии.

3. Метод анализа – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.

Выше перечислены основные методы, которыми автор исследования будет руководствоваться на протяжении всей работы

 

 

Е) Научная новизна

Научная новизна состоит  в том, что она представляет собой  первое комплексное исследование современного российского законодательства, проведенное прежде всего с позиций культурологического, исторического и системно-структурного подходов

В условиях переходного периода  развитие земельных отношений и  отношений природопользования делает необходимым постепенное внедрение  в юридическую регламентацию  соответствующих отношений начал  рыночных, в особенности частноправовых. В XXI в. земельное, лесное, водное и горное законодательства будут активно  развиваться как самостоятельные  отрасли.

Общемировая тенденция вычленения трудового законодательства из гражданского явилась в начале XX в. важным шагом  на пути защиты прав трудящихся.

Административное законодательство составляет ядро российского публичного права. В этой отрасли законодательства продолжают развиваться интеграционные процессы. Вслед за отраслью финансового законодательства от административного отпочковалось в качестве самостоятельной отрасли финансовое законодательство.

В современной системе  российского законодательства можно наблюдать изменения, происходящие, хотя и в разных объемах, в трех ее структурах: во-первых, в иерархической; во-вторых, в федеративной;                           в -третьих, в отраслевой.

В иерархической структуре  российского законодательства изменения  связаны прежде всего с возрастанием роли указов Президента Российской Федерации. В федеративной структуре меняется природа

федеральных законов по вопросам совместного ведения Федерации          и ее субъектов (на место основ законодательства приходят кодексы).семьи.

о конца не решен вопрос о юридической природе и силе соглашений, заключенных между органами исполнительной власти России и ее субъектов. Отраслевая структура российского законодательства подвергается сильному влиянию изменений, происходящих в системе права. При этом одновременно можно наблюдать проявление в системе законодательства как процессов интеграции, так и процессов дифференциации, под влиянием которой стали выделяться новые отрасли законодательства: об охране здоровья граждан,            об образовании, сельскохозяйственное законодательство.

О важности интеграционных процессов в системе российского законодательства можно судить по тому, в какой мере его эффективность зависит от завершенности процессов формирования тех или иных законодательных массивов. Так, законодательство по борьбе                                с преступностью функционирует не в полную силу из-за отсутствия нового УПК России. Такое же влияние оказывает на цивилистическое процессуальное законодательство отсутствие нового ГПК.

Исследование и значение тенденций развития системы российского законодательства необходимо для рациональной организации учета нормативных правовых актов и их систематизации, а также для создания Свода законов России и сводов законов ее субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.СИСТЕМА  РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

 

§ 1.1. Понятие системы  законодательства.

 

В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической  силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством.

Вопрос о системе законодательства как совокупности нормативных правовых актов связан с классификацией и  систематизацией правового материала  в целях обеспечения его доступности  и удобства пользования субъектами и права реализации.

Систематизация законодательства - это упорядочение, приведение действующих  нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему1.

Под законодательством в  широком смысле понимают совокупность законов и подзаконных актов. Законодательство по уровню юридической  силы делится на законы, нормативные  указы главы государства и  другие. А по сферам регулирования  общественных отношений - на гражданское, трудовое, семейное и другие.

Система законодательства выступает  как результат, следствие систематизации, а также как органическое свойство законодательства.

Словари понятие "законодательство" определяют по-разному: как "общность и дух всех постановлений, законов  страны"; "совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве"; "совокупность законов".

В то же время реализация органами прокуратуры одной из своих  основных функций заключается в  надзоре за законностью - законами и  указами Президента России, имеющими силу закона. В комментарии к статье 21 ("Предмет надзора") Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" говорится о том, что прокурор осуществляет надзор только за исполнением всей системы действующих законов. В их число входят: "Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации...".

Зарубежный опыт свидетельствует  о следующем. Например, исходя             из смысла содержания главы VII Конституции ФРГ ("Законодательство Федерации") под законодательством следует понимать совокупность нормативных правовых актов, принимаемых органами власти.

Конституция СССР 1977 г. ввела  для законов и иных нормативных  актов высших федеральных органов  власти специальный термин, имевший  родовое значение - "акты законодательства". В тексте ныне действующей Конституции  Российской Федерации 1993 г. этот термин не применяется.

В теории права законодательство принято рассматривать в широком           и узком смыслах. В первом случае законодательство понимается как внешняя форма объективного права, включающая в себя совокупность всех видов нормативных правовых актов, действующих в государстве.

Во втором - понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации                     (ранее: Верховный Совет СССР), т.е. до законов.

На практике дело обстоит  несколько иначе. Это можно объяснить           тем, что правовое регулирование общественных отношений нельзя разорвать на части и рассматривать только на федеральном или только на местном уровнях. Оно опирается на весь комплекс правовых норм сверху донизу.        От самых общих (законы) до самых конкретных (ведомственных или локальных нормативных актов). Здесь просматривается определенное противоречие между позицией общей теории права с конкретными правовыми науками и правовыми реалиями общественных отношений.

Широкое понимание термина "законодательство" - это то, что  гораздо более жизненно и что  действительно работает на практику. Мировой               и отечественный опыт свидетельствуют о том, что развитие системы законодательства и системы права идет по пути их дальнейшей специализации, т.е. приобретает не только более предметный,                        но и обособленный характер. Нельзя не согласиться с точкой зрения           С.Л. Зивса, справедливо считающего, что "любой ведомственный акт без каких-либо уточнений и оговорок к законодательству отнести нельзя".

Государственной Думой Российской Федерации на протяжении нескольких лет (с 1996 г.) планируется принятие Федерального закона           "О нормативных правовых актах Российской Федерации", получившего название "закон о законах". В одном из проектов предлагался компромиссный, но, с нашей точки зрения, наиболее точный вариант трактовки термина "законодательство", отражающий не только федеративное устройство Российского государства, но и четко определяющий его предмет. В дальнейшем будем придерживаться следующих подходов.

Федеральное законодательство включает в себя Конституцию Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной  власти и международные договоры, участниками которых является Россия.

Законодательство субъектов  Российской Федерации включает в  себя конституции (уставы) субъектов  Российской Федерации и иные нормативные  правовые акты органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. С точки зрения соблюдения корректности научного подхода следует сразу  оговориться о спорности включения  в эту систему нормативных  правовых актов органов местного самоуправления. Однако эта проблема носит абстрактно-теоретический, но никак не практический характер.

Информация о работе Тенденции развития современного российского законодательства