Тенденции развития современного российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут использованы методы исследования, представленные в теории государства и права. Метод представляет собой способы, приемы, средства изучения . Исследователь использует следующие методы:
1. Сравнительный метод – сравнение государственно-правовых институтов .
2. Исторический метод – изучение государственно-правовых явлений в их историческом развитии.
3. Метод анализа – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1.СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 1.1. Понятие системы законодательства………………………………….6
§ 1.2.Соотношение системы права с системой законодательства……….14


ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 2.1. Развитие системы права и системы права………………………….20
§ 2.2. Основные тенденции развития законодательства России………..27

Заключение…………………………………………………………………33

Список использованных источников…………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

Федеральное законодательство совместно с законодательством  субъектов Российской Федерации  составляют законодательство Российской Федерации.

Некоторые субъекты Федерации, не дожидаясь указаний                        из федерального центра, принимают собственные "законы о законах".                      В частности, такой закон принят в городе Москве. Он предназначен регулировать отношения, связанные с принятием законов города Москвы                и постановлений Московской городской Думы. В нем даны дефиниции понятий законов города Москвы и постановлений Мосгордумы.

Например, Устав города Москвы (ст. 9) на конституционно-правовом уровне закрепил систему правовых актов  города. Законодательство города Москвы в своей совокупности образуют только ее законы, включая обладающий высшей юридической силой Устав города. К правовым актам города как наиболее общему понятию, применяемому для определения  любого принятого уполномоченным органом  или должностным лицом акта, имеющего официальный характер и обязательную силу, отнесены: Устав города; иные законы; постановления Мосгордумы; договоры между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы; соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы; акты мэра и правительства Москвы, а также органов и должностных  лиц исполнительной власти города "в  установленных законом случаях2".

В первом случае это "нормативные  правовые акты города Москвы высшей юридической  силы, принимаемые Московской городской  Думой или жителями города Москвы на референдуме города Москвы и подписываемые Мэром Москвы" (п. 1 ст. 1).

Во втором - "правовые акты города Москвы организационно-распорядительного  характера, принимаемые Московской городской Думой по вопросам ее компетенции  и подписываемые Председателем  Московской городской Думы" (п. 2 ст. 1).

Правовую систему Тамбовской области (выражение "законодательство" не употребляется) в соответствии с  ее Уставом (ст. 12) составляют нормативные  правовые акты различной юридической  силы. К правовым актам, принимаемым  областной Думой, отнесены (ст. 55): Устав области; законы области; постановления и иные нормативные правовые акты областной Думы.

Неоднозначность в подходе  к этому понятию прослеживается и при анализе структуры журнала "Вестник законодательства Российской Федерации". Он содержит следующие  разделы: законы Российской Федерации; решения палат Федерального Собрания; указы Президента России; постановления  Конституционного Суда РФ; решения                           и постановления Правительства РФ.

Система законодательства, как и система права, носит  объективный характер. Ее содержание, в конечном счете, определяется не только материальными и социальными  условиями жизни общества. Одна                         из определяющих характеристик принадлежит характеристике сущности самого государства и задачам, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития, а также роли мирового сообщества. Общая система законодательства выступает не только как результат, следствие систематизации, но и как органическое свойство законодательства. Особенностью формирования законодательства Российской Федерации, позволившей ей достичь достаточно высокой степени системности, является то, что оно создается на базе ранее принятых концепций, отражающих роль                  и место России в мировом сообществе, а также собственный                                и международный опыт в этой сфере. Например, для того, чтобы вступить                   во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями этой организации.                     Для этого потребуется принять заново или внести соответствующие изменения почти в 60 нормативных правовых актов.

Нормы законодательства с  учетом системной взаимозависимости  отражают разные уровни внутрисистемных  связей. Их юридическая сила характеризует  внутреннюю соотносимость не только нормативных правовых актов, но и создаваемой при этом системы специальных субъектов реализации и объема их полномочий.

В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного органа государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в  какую внешнюю форму                  он облачен - прежде всего закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. В основе этой системы лежит иерархически важный              акт - конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Это достигается с помощью систематизации.

Системность законодательства специалистами рассматривается             не только как один из основных факторов повышения его качества                      и результативности воздействия на регулирование общественных отношений, но и как показатель качества законотворческой работы Федерального Собрания Российской Федерации. Общие упреки к качеству системы законодательства сводятся к следующим: бессистемность, внутренняя противоречивость, излишняя множественность нормативных правовых актов. Это же следует отнести и к характеристике системы чрезвычайного законодательства.

Изменения, происходящие в  системе законодательства, обусловлены  целым комплексом разнообразных  факторов объективного и субъективного  свойства. Не последнюю роль среди них играет трансформация системы права под влиянием процессов интеграции, дифференциации, а также расширения или сужения сферы правового регулирования. Изменения системы обычного и чрезвычайного законодательства можно наблюдать, хотя и в разных объемах, во всех трех ее структурных образованиях: иерархической, федеративной и отраслевой.

Право, являясь отражением жизненных реалий, находится                           в постоянном развитии. Государство посредством процесса нормотворчества отслеживает происходящие в обществе тенденции и с учетом собственных интересов придает им обязательный характер. Законодательство в силу своей непосредственной связи с практической деятельностью субъектов права более оперативно, нежели правовая система, путем установления обязательных правил поведения отражает постоянно происходящие процессы в общественной жизни.

В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного органа государства. К нормативному акту применено понятие внешней  формы права. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю  форму он облачен прежде всего - закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. В основе этой системы лежит иерархически важный                          акт - конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Обеспечение согласованности правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов достигается с помощью систематизации законодательства3.

Основным элементом системы  законодательства является отрасль  законодательства - системная совокупность нормативных правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

Существуют три основные формы систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация и консолидация.

Кодификация - это наиболее совершенная форма систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений на протяжении длительного  времени. Виды кодификации: всеобщая, отраслевая и специальная (комплексная). Инкорпорация - это форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных  актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений  в их содержание (за исключением  внесенных законодателем изменений  и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.

Консолидация - это форма  систематизации законодательства, выражающаяся в объединении в единый документ блока законодательных актов, предназначенных  регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание4.

 

 

 

 

§ 1.2.Соотношение  системы права с системой законодательства.

 

В теории права соотношение  категорий "система права" и "система  законодательства", а также "право" и "законодательство" понимается неодинаково. Специфика права выражается в том, что это особое, обладающее объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению                                   к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у  него нескольких источников: правовой обычай; нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные  договоры, носящие нормативный характер; судебные или административные прецеденты.

Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более  естественный характер. Основное его  содержание, направленное на объективное  регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов.

В то же время, памятуя о  необходимости полного и эффективного исполнения правовых предписаний, законодатель обязан учитывать ряд разнообразных  условий: политических, идеологических, экономических, религиозных, социальных, т.е. будущей "среды обитания" принимаемого нормативного правового акта5.

Процесс объединения в  основных чертах национальных правовых систем, осуществляемый под регулирующим воздействием универсальных международных  организаций (в первую очередь это  ООН, Совет Европы                и др.) повлек за собой унификацию и законодательства, рассчитанного                 на действие в обычных и кризисных ситуациях. Государствам предоставляется право введения конституционных ограничений и выбор силовых методов действия. С учетом степени применяемого насилия                 и допускаемых государством пределов силового воздействия роль международного права в их урегулировании пропорционально возрастает.

Наука теории государства  и права рассматривает государство  и право       в неразрывной взаимосвязи. Подобное условие необходимо соблюдать и при характеристике чрезвычайного законодательства.

Система права и система  законодательства не тождественны. Между  ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют  более предметно говорить об их относительной самостоятельности. В основе этой посылки лежат следующие черты.

Во-первых, первичным элементом  системы права является норма,           а первичным элементом системы законодательства выступает статья нормативного правового акта. Юридические нормы отраслей права строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем  констатировать факт, что отрасль  права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право на социальное обеспечение, сельскохозяйственное право  и т.д.). Такие отрасли права                не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль  законодательства существует без отрасли  права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.).

Может быть и идеальный  вариант, когда отрасль права  совпадает               с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются комплексные отрасли  законодательства, которые возникли     из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем  материала шире системы права, так  как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные  программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления  права на отрасли и институты  лежит предмет и метод правового  регулирования. Поэтому нормы отрасли  права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной  жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого  метода. Кроме того, предмет отрасли  законодательства включает в себя весьма различные отношения,             в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной,               как отрасль права.

Информация о работе Тенденции развития современного российского законодательства