Тенденции развития современного российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут использованы методы исследования, представленные в теории государства и права. Метод представляет собой способы, приемы, средства изучения . Исследователь использует следующие методы:
1. Сравнительный метод – сравнение государственно-правовых институтов .
2. Исторический метод – изучение государственно-правовых явлений в их историческом развитии.
3. Метод анализа – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1.СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 1.1. Понятие системы законодательства………………………………….6
§ 1.2.Соотношение системы права с системой законодательства……….14


ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 2.1. Развитие системы права и системы права………………………….20
§ 2.2. Основные тенденции развития законодательства России………..27

Заключение…………………………………………………………………33

Список использованных источников…………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, внутренняя структура  системы права не совпадает            с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное        и республиканское законодательство.

Единство принципов распределения  правотворческой компетенции между  государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет  выделить два субординационных среза  законодательства: акты органов законодательной  власти, акты органов исполнительной власти. Вертикальная же структура  права - это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.

В основе горизонтальной структуры  законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы  законодательства, обычно производные  от характера взаимосвязей между  составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают  с отраслями права, и их число  превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права  носит объективный характер, то система  законодательства в большей степени  подвержена субъективному фактору              и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, так как она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера6. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется и содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития.

Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; противоречивость и конкурентоспособность  его структур; увеличение массива  технико-юридических предписаний, Указанные  тенденции условно можно разделить  на три большие группы. К первой группе относятся: всестороннее усиление законодательного приоритета, интенсификация и стремление к стабильности. Ко второй – специализация законодательства с ее различными формами проявления: дифференциацией, конкретизацией, детализацией. В третью группу входят правовая унификация и сопутствующие ей процессы: интеграция, генерализация, универсализация, издание комплексных нормативных актов.

Центральное место в иерархии этих тенденций принадлежит законодательному приоритету как одному из магистральных  путей эффективного обеспечения  новой государственной политики в области становления рыночных отношений, всемерной охраны прав и  свобод личности.

Проводимое сегодня всестороннее обновление законодательства своеобразное очищение его от рутины, засоренности и ведомственной урегулированности. Такая реконструкция обусловлена также необходимостью внедрения новых методов в управление народным хозяйством, реформированием государственно-властных структур. Углубление специализации социально-экономических процессов увеличивает фон правовых изменений и способствует принятию важнейших законодательных актов в областях, которые ранее не охватывались правовым воздействием. Ценность закона начинает повышаться прямо пропорционально его истинной роли в жизни общества и выводит тенденцию его верховенства на передний план среди других направлений. Однако уровень социальной отдачи данной тенденции всецело зависит от успешного функционирования всей совокупности «соподчиненных» закономерностей. Именно они наиболее полно раскрывают ее содержание, юридическую природу, формы проявления и т.д.

Кроме того, всеобщее и точное исполнение закона – фундамент прочных  государственных взаимосвязей между  республиками и центром, приоритета закона в отношении других подзаконных  правовых актов. При неукоснительном  соблюдении эти акты не смогут формализовать  действующее законодательство, обратить его в «бумажное право». Цель их принятия состоит исключительно  в конкретизации, дополнении и развитии содержания закона, и поэтому они  не должны ни на йоту выходить за рамки  его общего смысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

 

§ 2.1. Развитие системы  права и системы права

 

Развитие рассматриваемых  систем представляет собой сложный  диалектический процесс, в котором  подчас сталкиваются противоположные тенденции.

Процесс дифференциации правового  регулирования проявляется прежде всего в разделении самой системы права на отрасли, подотрасли, институты и субституты. Именно эти процессы преобладали до 90-х годов XX в. в развитии рассматриваемых систем нашей страны. Это привело,                в частности, к появлению таких новых отраслей, как право социального обеспечения, которое отпочковалось от трудового права; бюджетное (финансовое) право, вычленившееся из административного, и др.

"Набор" отраслей  права, приводимых в учебниках  по теории права, совпадает  далеко не во всем, как с  точки зрения их наименования,                      так и количественно. Причин этому несколько.

Во-первых, далеко не всегда удается провести разграничения  между отраслями и подотраслями права. Например, уголовно-исполнительное право, которое является как бы продолжением уголовного права, некоторые ученые считают подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов, уголовно-исполнительное право самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов, свой специфический метод регулирования: воспитание, поощрение в сочетании            с методом власти и подчинения.

Во-вторых, обращающиеся к  системе права исследователи  и практики часто именуют отраслью права то, что в действительности является отраслью законодательства, и наоборот.

В-третьих, в науке весьма распространены попытки искусственного привнесения в процессе структурирования системы права присущего                  ей на уровне отраслей и подотраслей признака комплексности.                               Так, "сельскохозяйственное право" (термин, употребляемый наукой                 и практикой) существует в виде обширного массива нормативных правовых актов, специализированных на регулировании отношений в аграрном секторе. Они включают в себя нормы ряда отраслей права: административного, финансового, гражданского, земельного, трудового. Условность наименования "сельскохозяйственное право" очевидна, так как не принято какие-то массивы законодательства именовать промышленным правом, торговым правом или коммерческим правом, хотя такие комплексы возможны.

Среди ученых-правоведов по-прежнему отсутствует единство точек зрения на признание некоторых отраслей права комплексными (предпринимательское, хозяйственное, муниципальное...). Противники этой точки зрения, по нашему мнению, достаточно обоснованно считают,                   что комплексным может быть только законодательство, предназначенное регулировать определенные сферы общественных отношений. Их отдельные нормы могут одновременно использоваться различными отраслями права.

Процесс развития системы  права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся о ней научных выводов                            и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли                      и институты утрачивают значение. И наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет                   за собой создание новых структурных частей системы права. В современных условиях колхозное право утратило статус отрасли. Экологическое право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права России.

Перераспределение сферы  правового регулирования между  отраслями права может быть связано  также со становлением и развитием  комплексных межотраслевых "пограничных" институтов, образующихся на стыке  смежных однородных отраслей права, например гражданского и семейного, гражданского и трудового, административного  и налогового и др. "Пограничные" институты характеризуются наличием между нормами отраслей права, образующими  данный институт, подвижной предметно-регулятивной связи. Чаще всего эта связь проявляется в том, что на предмет одной отрасли права накладываются некоторые элементы метода правового регулирования другой отрасли, как это имеет место в институте возмещения вреда, причиненного жизни либо здоровью работника при исполнении им своих трудовых обязанностей.

Межотраслевые "пограничные" институты возникают также                   как следствие тесного смыкания и известного взаимодействия на определенном участке предметов регулирования смежных однородных отраслей права. В результате на границе указанных отраслей образуются зоны, регламентирующие единое по существу общественное отношение, обладающее, однако, в определенных своих частях оттенками, модификациями, обусловленными спецификой той или иной отрасли. Именно в результате такого взаимодействия образовались "пограничные", смежные с гражданским правом институты семейного права - совместная собственность супругов и брачный договор.

Интенсификация законодательства как одна из характерных черт его современного развития способствует тому, что юридически правильное, всестороннее урегулирование общественных отношений осуществляется        и за счет издания новых нормативных актов, и путем повышения качества, эффективности действующего законодательства, усиления его научной обоснованности. Процесс интенсификации направлен на максимальное использование внутренних «ресурсов» имеющегося законодательного массива.

Уровень интенсификации в немалой степени зависит от субъективного фактора. Такая зависимость проявляется, по крайней мере, в двух направлениях. Во-первых, в сфере правотворчества – это издание компетентным органом нормативного акта, соответствующего духу

времени (так называемая правотворческая оперативность). Во-вторых, в сфере правоприменения – это грамотное полновесное использование юридического акта (правоприменительная активность).

С процессом интенсификации законодательства взаимодействует  тенденция укрепления его стабильности, без которой оно не может существовать как постоянная система регулирования  общественных отношений. Сегодня очень  высоко ценится именно это свойство                   как своеобразная правовая гарантия прочности выбранного государством курса, перспективности регламентируемых отношений. Стабилизация призвана снять напряжение в межреспубликанских взаимосвязях, ослабить внутренние противоречия7.

Стабильность законодательства обеспечивается наличием ряда факторов, которые можно условно разделить  на материальные и специальные юридические. К материальным факторам относятся: устойчивость социально-экономических, государственно-политических и национальных взаимосвязей; своевременное законодательное реагирование на важнейшие социальные процессы с учетом перспективности характера их развития; объективность и обоснованность целей экономических преобразований; прогнозирование необходимости юридического опосредования той или иной общественной сферы в будущем.

Специальные юридические  факторы включают в себя следующие  условия: соответствие текущего законодательства Конституции РФ;

издание и функционирование подзаконных нормативных актов                на основе и во исполнение закона; высокий уровень правовой интенсификации; совершенство законодательной техники; юридически грамотное, активное использование принятого нормативного акта.

Быстрые темпы социально-экономических  преобразований обусловливают динамизм нормативного регулирования общественных отношений, учет своеобразия и специфики  их различных сторон и граней. Эти  задачи успешно выполняет интенсивно развивающаяся в российском законодательстве тенденция его специализации. Цель ее заключается в том, чтобы юридически полнее охватить всевозможные изменения  и новизну общественных процессов, сообразоваться с особенностями  их проявления            в тех или иных социальных сферах, определить качественней уровень таких преобразований.

Процесс правовой специализации  объективно отражает многоплановый  ход развития общества и пронизывает  различные стороны нашей социальной действительности. Истоками специализации  законодательства являются общественное разделение труда, реально легитимированная дифференциация властных структур, национально-государственная  суверенизация. Предпосылки же специализации законодательства можно подразделить               на социально-экономические, властно-управленческие и юридические8.

Назначение процесса специализации  законодательства заключается            в том, что как в системе права, так и в системе законодательства происходит и усиливается «разделение труда» между предписаниями, в результате чего отдельные нормы и их комплексы начинают специализироваться                      на выполнении тех или иных операций. Они отражают своеобразие общественных отношений, специфику конкретных обстоятельств и в своей совокупности составляют правовую основу процесса специализации, именуясь специальными9.

Информация о работе Тенденции развития современного российского законодательства