Тенденции развития современного российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут использованы методы исследования, представленные в теории государства и права. Метод представляет собой способы, приемы, средства изучения . Исследователь использует следующие методы:
1. Сравнительный метод – сравнение государственно-правовых институтов .
2. Исторический метод – изучение государственно-правовых явлений в их историческом развитии.
3. Метод анализа – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1.СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 1.1. Понятие системы законодательства………………………………….6
§ 1.2.Соотношение системы права с системой законодательства……….14


ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 2.1. Развитие системы права и системы права………………………….20
§ 2.2. Основные тенденции развития законодательства России………..27

Заключение…………………………………………………………………33

Список использованных источников…………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

Сегодня специализация охватывает весь правовой массив                        и воздействует как на форму, так и на содержание законодательства, где обозначились следующие се виды: предметная (отраслевая), функциональная, региональная и смешанная. Каждая разновидность очерчивает определенный срез в системе законодательства, по-своему воздействуя на его содержание и структуру.-И чем точнее получают                   в юридических предписаниях и нормативных актах отражение процесс                   и результат специализации, тем выше их истинность и эффективнее реализация.

Помимо саморазвития и  самовыражения специализация законодательства оказывает положительное воздействие и на другие его тенденции. Так, процессу стабильности она придаст свойство гибкости, делает его динамичнее. Посредством своей вертикальной направленности специализация обеспечивает интенсификации полновесную «рабочую нагрузку», способствует оптимальной, качественной отдаче содержания определенного нормативно-правового акта. Процесс специализации охватывает своим влиянием весь пласт правовой системы: правотворчество, правоотношения, юридическую ответственность, правоприменительную практику и т.д.

Унификация законодательства – противоположная специализации  тенденция, значение которой состоит  в аккумулировании однотипных предписаний  и создании юридических актов, которые  упрощали                         бы законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи унификации преодолевается несогласованность в структуре механизма правового воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная разобщенность и несогласованность в правоприменении. Вот почему унификация является одним из эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного урегулирования в различных сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.2. Основные тенденции  развития законодательства России.

 

Незнание закона есть грубая неосторожность

Изменения, происходящие в  системе законодательства, обусловлены  целым комплексом разнообразных  факторов объективного и субъективного  свойства. Не последнюю роль среди  них играет трансформация системы  права под влиянием процессов  интеграции, дифференциации, а также  расширения или сужения сферы  правового регулирования. Изменения  системы законодательства можно  наблюдать, хотя и в разных объемах, во всех трех ее структурных образованиях: иерархической, федеративной и отраслевой.

В иерархической подсистеме на протяжении последнего десятилетия  наблюдается дальнейшее увеличение множественности нормативных актов. В начале этого периода речь шла  преимущественно о нежелательном  увеличении в общем объеме действующих  нормативных правовых актов удельного  веса подзаконных актов, прежде всего  ведомственных. Сейчас картина несколько иная.

По-прежнему недостаточно упорядочен вопрос о соотношении законов  и указов, подзаконности последних и праве Президента РФ восполнять пробелы, имеющиеся, по его мнению, в законодательстве.

В федеративной структуре  законодательства заметным явлением стал фактический отказ от такой формы  федеральных законов по вопросам совместного ведения Федерации и регионов, как Основы законодательства. На их место приходят кодексы.

Не разрешен пока законодательно и существенный для построения          и функционирования федеративной структуры законодательства вопрос               о правовой природе соглашений между органами исполнительной власти РФ и ее субъектами по вопросам разграничения компетенции, число которых все время возрастает.

 

Сильное воздействие изменений, происходящих в системе права, испытывает отраслевая структура законодательства. Подобно системе права в системе  законодательства можно одновременно зафиксировать проявление процессов  и интеграции, и дифференциации. Под влиянием последних сформировались, например, такие отрасли и подотрасли законодательства, как избирательное законодательство, об охране здоровья, образовании, пенсионное и др. Все больший вес и значение приобретает чрезвычайное законодательство, введение которого в действие начинается                                   с предотвращения чрезвычайных ситуаций. Если профилактика недостаточна, то ее воздействие направлено на пресечение и ликвидацию вредоносных последствий.

О значимости интеграционных процессов в системе законодательства можно судить по тому, в какой  мере его эффективность зависит                      от завершенности процессов формирования тех или иных законодательных массивов (комплексов).

К общим тенденциям развития системы законодательства Российской Федерации необходимо отнести следующие:

Устойчивая тенденция  по приведению всего массива законодательства Российской Федерации в строгое  соответствие с требованием норм Конституции Российской Федерации.

Принятие последовательных мер, направленных на приведение норм законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие требованиям, изложенным в федеральном законодательстве Российской Федерации.

Формирование новых отраслей и комплексов законодательства, соответствующих  задачам, стоящим перед Российской Федерацией. Этот процесс носит постоянный характер.

Наполнение новым содержанием  действующего законодательства Российской Федерации.

 

Общими тенденциями развития системы права Российской Федерации  являются следующие:

Постепенное изменение акцентов в соотношении "человек и право"            в пользу человека с предоставлением ему реальных возможностей, провозглашаемых на конституционном уровне прав и свобод ("очеловечивание права").

Децентрализация правового  регулирования посредством более  точного определения предметов  ведения между субъектами Российской Федерации            и федеральным центром, а также разработка правового механизма его реализации10.

Интеграция международного права в правовую систему Российской Федерации. Это влечет за собой необходимость  приведения национальной правовой системы  в соответствие с принципами и  требованиями, содержащимися в нормах международных организаций.

Все более активное развитие рыночных отношений в России повлекло за собой необходимость совершенствования правовой регламентации действий субъектов этих отношений. Это повлекло за собой обособление корпоративного законодательства и придание ему системного характера. Процесс формирования относительно нового для России вида законодательства носит не всегда последовательный и логически поступательный характер. В целом он идет по следующим направлениям: формирование правового поля для участников рыночных отношений; предоставление им возможностей реализовать свои планы в экономической сфере; разработка системы мер юридического воздействия на лиц, нарушающих установление правила поведения.

На современном этапе  специалистами выделяются две причины  недостаточно эффективного развития корпоративного законодательства             в России:

Отсутствие в стране необходимой  среды, включающей в себя наличие  организаций, объединяющих независимых  директоров, или выработка традиций коллегиального принятия решений.

Снижение темпов судебных реформ в 2005 г. В силу значимости роли судебной власти этот фактор тормозит не только корпоративную реформу,   но затрагивает и ряд других секторов общественной жизни.

По инициативе Правительства  России в 2006 г. была разработана концепция  развития корпоративного законодательства, которая своей направленностью  имеет решение насущных проблем  российского бизнеса. Например, нежелание  большинства компаний быть "прозрачными" в своей деятельности приобрело  массовый характер и является одним  из препятствий дальнейшего привлечения  инвестиций. На конец марта 2006 г. накопленный  иностранный капитал в экономике  России по данным Росстата составлял 113,8 млрд. долл.

В мировой энергетической отрасли 12 российских компаний входят              в список 400 крупнейших компаний. Однако на открытом рынке продаются акции только четырех из них. В финансовой отрасли из 32 компаний, входящих в подобные списки, деятельность только одной носит публичный характер. В сфере потребительских товаров и услуг только 4 из 77 компаний соответствующего списка следует отнести к открытым.

Одним из показателей несовершенства корпоративного законодательства России являются силовые захваты одной  из сторон спорной собственности, или  так называемые "корпоративные  захваты". В МВД России на основе имеющихся материалов пришли к следующему выводу. "Фактически нет ни одного хозяйствующего субъекта, который мог             бы чувствовать себя в полной безопасности. Рейдерским нападениям подвергаются как промышленные гиганты, так и научно-исследовательские институты, банки, предприятия малого и среднего бизнеса, розничная торговля, общественное питание, сфера услуг. И тенденции к сокращению захватов не наблюдается".

 

В 2003 г. в России был зафиксирован 151 силовой захват. В 2004 г. 177, а в 2005 г. - 117. Для предотвращения подобных фактов в Москве была создана временная межведомственная рабочая группа (2004 г.). Рассмотрев около 80 эпизодов захвата, она способствовала тому, что в 45 случаях участникам корпоративных конфликтов удалось решить вопросы правовым путем11.

В денежном эквиваленте объем  спорных активов в 2005 г. составил около 200 млрд. долл. В 2004 г. в производстве находилось 171 уголовное дело (в суд  было направлено 17 уголовных дел  и вынесено 5 обвинительных приговоров), а в 2005 - 346 (в суд было направлено 51 уголовное дело                и вынесено 11 обвинительных приговоров).

Углубление рыночных отношений  влечет за собой необходимость формирования новых отраслей законодательства, практическая надобность            в которых не наблюдалась в рамках плановой экономики Советского Союза.

Объективное право и правовая норма соотносятся как целое  и его часть, а точнее - как система  и ее элемент. При этом, разумеется, нельзя ставить знак равенства между  свойствами права в целом и  свойствами               ее элемента - правовой нормы (так же как, например, свойства и качества дома не могут быть сведены к качествам и свойствам элементов, из которых он состоит).

Свойства (качества, признаки) правовой нормы определяются двумя  началами: а) принадлежностью правовых норм к нормам социальным;          б) юридической природой норм права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс преобразования российского  общества находит свое отражение  в функционировании многих закономерностей                          социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется и содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития.

Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; противоречивость и конкурентоспособность  его структур; увеличение массива  технико-юридических предписаний, Указанные  тенденции условно можно разделить  на три большие группы. К первой группе относятся: всестороннее усиление законодательного приоритета, интенсификация и стремление к стабильности. Ко второй специализация законодательства с ее различными формами проявления: дифференциацией, конкретизацией, детализацией. В третью группу входят правовая унификация и сопутствующие ей процессы: интеграция, генерализация, универсализация, издание комплексных нормативных актов.

Центральное место в иерархии этих тенденций принадлежит законодательному приоритету как одному из магистральных  путей эффективного обеспечения  новой государственной политики в области становления рыночных отношений, всемерной охраны прав и свобод личности.

Проводимое сегодня всестороннее обновление законодательства своеобразное очищение его от рутины, засоренности и ведомственной урегулированности. Такая реконструкция обусловлена также необходимостью внедрения новых методов в управление народным хозяйством, реформированием государственно-властных структур. Углубление специализации социально-экономических процессов увеличивает фон правовых изменений и способствует принятию важнейших законодательных актов в областях, которые ранее не охватывались правовым воздействием. Ценность закона начинает повышаться прямо пропорционально его истинной роли в жизни общества и выводит тенденцию его верховенства на передний план среди других направлений. Однако уровень социальной отдачи данной тенденции всецело зависит от успешного функционирования всей совокупности «соподчиненных» закономерностей. Именно они наиболее полно раскрывают ее содержание, юридическую природу, формы проявления и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Тенденции развития современного российского законодательства