Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:46, курсовая работа
Эффективное осуществление и развитие права достигается только тогда, когда налицо внутренняя согласованность его составных элементов, в том числе и, прежде всего самих норм права. Противоречивость и несогласованность правовых норм ведет к нарушению системности правового регулирования и тем самым снижает его эффективность, как в масштабе страны, так и в международном правопорядке. Во внутригосударственном праве необходимо, чтобы все нормы права соответствовали Конституции. «И эта система норм права должна быть стройной, внутренне согласованной и непротиворечивой»1. Без такой согласованной системы невозможно успешное осуществление функций права, обеспечение регулирующего воздействия его норм на общественные отношения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ……………………………………………………….................
6
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА………..............................................................
9
2.1Теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и национального права ……………………….
9
2.2Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права ………………...
11
2.3Влияние международного права на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права………………………………………………………………….
16
3.АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО………………………….........................................
23
4.ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ СИСТЕМ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА……………………….
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………...
37
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ
И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ……………………………………………………… |
6 |
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ |
9 |
2.1Теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и национального права ………………………. |
9 |
2.2Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права ………………... |
11 |
2.3Влияние международного права на формирование,
функционирование и развитие внутригосударственного
права………………………………………………………………… |
16 |
3.АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ |
23 |
4.ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ |
26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
35 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………... |
37 |
ВВЕДЕНИЕ
Строительство правового государства
и развитие его связей с внешним
миром выдвинули на передний план
проблему соотношения международного
и внутреннего права в
Эффективное осуществление и развитие права достигается только тогда, когда налицо внутренняя согласованность его составных элементов, в том числе и, прежде всего самих норм права. Противоречивость и несогласованность правовых норм ведет к нарушению системности правового регулирования и тем самым снижает его эффективность, как в масштабе страны, так и в международном правопорядке. Во внутригосударственном праве необходимо, чтобы все нормы права соответствовали Конституции. «И эта система норм права должна быть стройной, внутренне согласованной и непротиворечивой»1. Без такой согласованной системы невозможно успешное осуществление функций права, обеспечение регулирующего воздействия его норм на общественные отношения.
Возрастание взаимосвязанности
внутригосударственного права в современном мире проявляется в увеличении числа международных договоров и национально-правовых актов, посвященных аналогичным или близким предметам регулирования, в усилении роли и значения унифицированного регулирования, осуществляемого с помощью международных договоров, определенных общественных отношений в рамках международного гражданского оборота. В частности, вопросы заключения, исполнения и денонсации международных договоров регулируются нормами не только международного, но и внутригосударственного права.
В настоящее время успешное правовое регулирование
внутригосударственных отношений становится во всё большей мере зависимым от согласованности норм национального права с международным правом. Необходимость подобного согласования диктуется следующими факторами:
Во-первых, это осознание приоритетности общечеловеческих ценностей, уважение человека и основных свобод, необходимости поддержания международного мира, безопасности и справедливости, стабильности и демократии. Упомянутые обстоятельства требуют того, чтобы, в частности, этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств была защищена и, чтобы создавались условия для поощрения этой самобытности.
Во-вторых, согласование внутригосударственного и международного права диктуется экономическими факторами, в частности, все более усиливающиеся интернационализацией производства и обмена, техники и науки. Современная рыночная экономика требует от каждой страны согласование своего национального права с международным.
В-третьих, это настоятельная
необходимость решения
В-четвертых, важным фактором усиления согласования правовых систем являются требования культурного порядка. Приверженность к свободе творчества, а также защита и развитие культурного и духовного населения
каждого народа в отдельности и всех народов, вместе взятых, во всем богатстве и разнообразии требуют активного сотрудничества и политики правовой охраны культурного богатства. Взаимное ознакомление народов с
достижениями в сфере музыки, театра, литературы и искусства способствует
повышению общей культуры человека.
Ещё один фактор,
требующий мирового
Принципиальной основой взаимодействия национального и международного права выступают суверенитет государств, закономерности развития человеческого общества.
Цель работы раскрыть понятие международного
права через понятие
Задачи работы определить взаимодействие международного права с национальным правом.
Вопрос об общих чертах и особенностях международного и национального права издавна привлекал к себе внимание авторов, признающих относительно самостоятельный характер данных правовых систем. Однако акцент при этом ставился чаще всего на выявлении их отличительных признаков и черт, нежели их общностей.
Так, исследуя
международное право в
Далее, международное право и внутригосударственной право различаются по регулируемым ими отношениям. Внутригосударственное право регулирует «отношения между лицами, находящимися под властью определенного государства, и отношения между этим государством и данными лицами». Международное же право регулирует «отношения между государствами — членами семьи народов».
Международное и внутригосударственное право различаются «по содержанию самого права». Если внутригосударственное право «есть право суверена над отдельными лицами, подчиненными его власти», то международное право «есть право не над суверенными государствами, а между ними». Международное право функционирует как «право более слабое» по сравнению с внутригосударственным правом .
«Исходная» общность международного и национального права заключается в том, что они являются правовыми системами, а не системами норм морали или других социальных норм, что они выступают под единым названием права . Однако эта общность, базирующаяся на наличии у данных правовых систем таких объединяющих их признаков и черт, как их волевой социальный и регулятивный характер, не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает наличие у каждой из них и своих особенностей.
В качестве объектов регулирования международного и национального права выступают существующие в мире, в рамках отдельных стран и за их пределами, общественные отношения, которые могут быть опосредованы и в действительности опосредуются не только нормами права, но и другими социальными нормами (нормами морали, обычаями, традициями и пр.). Весь этот массив общественных отношений теоретически и практически подлежит регулятивному воздействию со стороны как международного, так и национального права. В этом, безусловно, проявляется сходство данных правовых систем, а вместе с тем и общность их по объекту регулирования.
Однако
сходство по объекту регулирования
вовсе не отрицает, а, наоборот, предполагает
наличие специфических
Существенное отличие международного права от государственного, писал в связи с этим Г. Еллинек, заключается в том, что «первым не регулируются отношения властвования и подчинения, ибо оно есть право между координированными элементами». Авторитетами, устанавливающими международное право, и в то же время связанными им субъектами «являются именно сами государства». В их взаимных отношениях сначала проявилось «действие исторического элемента в понятии права». Факт соблюдения правил международного оборота «вызвал представление об их юридической обязанности». Затем «присоединяются правовые нормы», вырабатываемые уже по прямому соглашению государств2.
2.1 Теория соотношения международного и национального права.
К середине ХIХ века в юридической литературе проблема соотношения международного и национального права выделилась в одну из самостоятельных. На первых порах господствовала точка зрения примата национального права, которая фактически сводила международное право к отрасли внутригосударственного права.
Основы теории примата внутригосударственного права над международным сформулированы в учении Гегеля о государстве и праве. «Государство определяется им не как средство, служащее интересам отдельных лиц (естественно-правовая теория), а как цель - цель в себе, высшая из всех целей»3. Государство по своей цели возникает раньше права, семьи и гражданского общества. Таким образом, существует какой-то высший принцип - государство, который определяет внутреннее государственное право и зависимость международного права от внутреннего.
Юристы-международники, отстаивавшие теорию примата внутригосударственного права над международным, утверждают, что «государство как коллективное объединение согласно логике и по времени появляется до права и независимо от него. Осуществляя свои задачи, государство создает правопорядок с тем, чтобы в дальнейшем подчинить себя ему, т. е. возложить на себя обязанности и предоставить права»4. Сторонники этой теории, Мальберг, Симеон и многие другие утверждают, что правовая сила международного права зависит от самого государства, участвующего в международном общении. По их мнению, международное право становится частью государственного правопорядка, который регулирует отношения данного государства с другими. В частности, Симеон пишет: «Что каждая часть права, действующего в государстве, содержит нормы, имеющие иностранный элемент, а все нормы такого рода можно выделить и объединить в одну систему, которая и составит международное право. Так называемое международное право национально, как вообще всякое право. Мы должны национализировать международное право, чтобы получить совокупность действительно обязательных правовых норм особенного рода5».
По мнению сторонников примата внутригосударственного права, международное право рассматривается как часть внутригосударственного права, регулирующего отношения с другими государствами.
За последнее время в международно-правовой литературе нельзя отметить какого-либо видного юриста, выступающего сторонником теории примата, внутригосударственного права.
В конце XIX века в международно-правовой науке появляется другая теория, сторонниками которой выступают В. П. Даневский, Г, Трипель, Д. Анцилотти.
Рассматривая международное и внутригосударственное право как самостоятельные и независимые друг от друга правовые системы, представители этой теории различают их по регулируемым отношениям. Международное право регулирует отношения между государствами, а внутреннее - отношения, которые возникают внутри государства между ним и гражданами или между гражданами.
В послевоенный период шел активный процесс разработки нового международного права.
Коренной переворот произошел в 1961 году: СССР признал приоритет нормы международного договора над нормой внутреннего права в случае их коллизии. Это нашло отражение в статье 129 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, установившей: «Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском гражданском законодательстве, то применяются правила международного договора. Такой же порядок применяется в отношении гражданского законодательства союзной республики, если в международном договоре союзной республики установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законодательством этой союзной республики» 6.
Этому правилу и в дальнейшем следовало законодательство СССР: Основы гражданского судопроизводства 1961 года, Таможенный кодекс 1964 года, Основы законодательства о браке и семье 1968 года, Кодекс торгового мореплавания 1968 года и др.
Следующим шагом позитивного развития отношения СССР к международному праву стала Конституция 1977 года, в которой, основные принципы международного права были закреплены как фундамент внешней политики Советского государства.
Соотношение международного и национального права происходит в виде их взаимовлияния. Первичным при этом является влияние национального права на международное. «Государства создают международное право, а не наоборот»7. Государства должны выполнять свои международные обязательства независимо от того, соответствует такое выполнение нормам национального права или нет. Эта первичность означает, что в процессе создания норм международного права государства исходят из принципов и норм своего национального права и не идут на создание норм международного права, противоречащих основам их конституционного строя. Государства - также стараются не заключать международные соглашения, выполнение которых требовало бы от них осуществления значительных изменений в своем национальном праве. Что же касается взаимодействия уже существующих норм международного и национального права, их соотношения в процессе реализации, то выполнение принципа, что «государство не может ссылаться на национальное право в оправдание невыполнения своих международных обязательств»8, означает определенный приоритет норм международного права над национальным правом в процессе применения тех и других.