Теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и национального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Эффективное осуществление и развитие права достигается только тогда, когда налицо внутренняя согласованность его составных элементов, в том числе и, прежде всего самих норм права. Противоречивость и несогласованность правовых норм ведет к нарушению системности правового регулирования и тем самым снижает его эффективность, как в масштабе страны, так и в международном правопорядке. Во внутригосударственном праве необходимо, чтобы все нормы права соответствовали Конституции. «И эта система норм права должна быть стройной, внутренне согласованной и непротиворечивой»1. Без такой согласованной системы невозможно успешное осуществление функций права, обеспечение регулирующего воздействия его норм на общественные отношения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ……………………………………………………….................

6
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА………..............................................................

9
2.1Теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и национального права ……………………….

9
2.2Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права ………………...

11
2.3Влияние международного права на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права………………………………………………………………….


16
3.АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО………………………….........................................


23
4.ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ СИСТЕМ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА……………………….

26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………...
37

Файлы: 1 файл

международное и национальное право.docx

— 80.06 Кб (Скачать файл)

Национальное право  оказывает двоякое влияние на международное право:

  • во-первых, это влияние содержания норм национального права на содержание    норм международного права. Такое влияние можно назвать материальным. 
  • во-вторых, это    влияние норм    национального права, касающихся порядка    создания норм     международного     права    (заключения международных договоров), на действительность норм    международного права. Так как этот аспект влияния национального права на международное право  имеет дело  с  нормами,  касающимися процесса создания норм международного права, то его   можно назвать   процессуальным   влиянием. Исследование теоретических проблем соотношения международного и национального права позволяет сделать вывод о том, что причиной взаимодействия     этих      систем     права     является          взаимодействие регулируемых ими общественных отношений. Нормы национального права оказывают влияние на волю государства, на его международно-правовую позицию и через них — на международное право. «Особенностью воздействия национального права на международное право является то, что это воздействие однопорядковых явлений, юридически обязательных правил поведения на другие юридически обязательные правила поведения, действующие в другой сфере»9.

Нормами    национального    права,    непосредственно    влияющими    на международное право, являются:

          1. Закрепленные в национальном праве принципы внешней политики 

       государства.           

        Эти принципы направлены на  регулирование отношений данного

государства с другими, хотя непосредственно  они действуют только в 
отношении субъектов национального права этого государства. Главным образом они определяют направление деятельности органов, участвующих в         осуществлении внешнеполитических   функций   государства, должностных лиц. Они определяют также  направление правотворческой деятельности в области внешней политики государств.

     2.   Нормы      национально      права,      регулирующие  конкретную

внешнеполитическую  деятельность государства.

     Национальное право содержит  нормы, регулирующие многие конкретные формы осуществления внешнеполитических функций. Эти нормы также тесно взаимодействуют с международным правом, оказывают на него определенное влияние.

3.  Номы   национального   права,   регулирующие   отношения   между субъектами национального права из разных стран.

      Данные правила поведения оказывают большую роль в появлении новых норм международного права, так называемое «параллельное законодательство». Государства, одинаково регулирующие те или иные отношения, закрепляют эти совпадающие положения в договорах, или они входят в международное право через его обычные нормы.

4. Нормы     национального     права,     регулирующие     внутренние 
отношения,  которые могут породить межгосударственные  отношения по поводу их регулирования.

        В период после второй мировой войны заключено значительное число международных договоров, регулирующих отношения между государствами по поводу защиты прав и свобод человека. Непосредственно эти права и свободы предоставляются индивидам государством, закрепляются в нормах национального права. Поэтому при создании норм международного права в области защиты прав человека каждое государство стремится закрепить в них свою концепцию прав человека, исходит из возможностей своего национального права. Отсюда вытекает огромное влияние национального права на содержание этих норм международного права.

5. Определенные      «юридические      максимы»,      обеспечивающие 
внутреннюю согласованность правовых систем и возникшие, как правило, в рамках национального права.

Любая система права, и  международное право не является исключением, содержит определенные «юридические максимы», которые, не регулируя непосредственно какие-либо общественные отношения, направлены на обеспечение согласованности между отдельными положениями данной правовой системы. «Юридические максимы - особые  юридические принципы, пришедшие из внутригосударственного права, первоначально из римского права, а затем усвоенные буржуазными национальными правовыми системами: «последующий закон отменяет предыдущий», «общий закон отменяется специальным», «договоры не вредят и не приносят выгоды третьим лицам», «никто не может предоставить другому больше чем имеет сам», «равный над равным власти не имеет» и т.д.»10

Заметное влияние на право международных договоров  оказывают нормы национального права, касающиеся заключения международных договоров. Часто целью норм международного права является достижение определенного урегулирования отношений между субъектами национального права. Посредством международных договоров — государства определяют не только свои взаимные права и обязанности, но нередко также права и обязанности своих физических и юридических лиц, то есть своих граждан и организаций. В таких случаях национальное законодательство нередко служит примером для норм международного права, которые затем, в свою очередь, могут стать образцами для национального законодательства.

        Основной целью  издания государством норм внутреннего  права, касающихся порядка заключения договора, является необходимость обеспечения выражения подлинной воли государства. «…Нарушение установленного в конституциях процесса волеобразования, - пишет А.Н. Талалаев, - могут привести к таким существенным порокам воли, что она не будет подлинной волей государства и, следовательно, не сможет образовать действительного соглашения государств… Однако недействительность международного договора в этом случае будет не просто результатом несоблюдения договаривающимся государством тех или иных норм конституционного права, а следствием пороков его воли, отсутствия подлинного соглашения, то есть недействительность и в этом случае будет определяться нормами международного права».11

То есть условия действительности международного договора содержатся, в международном праве и именно оно предусматривает, что в определенных случаях нарушение норм национального  права, касающихся компетенции заключать договор, может служить основанием для признания недействительным согласия государства на обязательность для него договора.

Поэтому не всякое нарушение норм национального права, касающихся порядка  заключения международных договоров, а только нарушение, предусмотренное нормами международного права, может служить основанием для оспаривания действительности договора. При этом право оспаривать имеет только сторона, чье национальное право нарушено, так как именно ее воля оказалась неподлинной. Воля же другой стороны была направлена на заключение именно такого договора.

2.3 Влияние международного права на   формирование,       

  функционирование и развитие внутригосударственного права

 

Международное право оказывает  обратное воздействие на национальное право. Под его влиянием в национальном праве возникают новые нормы, изменяются либо отменяются существующие, то есть, оказывая помощи международному праву с целью реализации его норм, национальное право подвергается изменениям, вызванным необходимостью исполнения норм международного права. Д.Б. Левин отмечает, что вопрос о влиянии национального права на международное право «составляет не юридический, а социологический аспект проблемы соотношения международного и внутригосударственного права»12. Зато вопрос о влиянии международного права на национальное право, не переставая быть и социологическим, представляет собой чисто юридический аспект этой проблемы именно в силу того, что влияние международного права на национальное право осуществляется главным образом как помощь последнего при осуществлении норм первого. То есть связь международного и национального права в этом аспекте является необходимой юридической связью.

Нормы международного права  могут оказать воздействие на национальное право даже тех государств, для которых они не обязательны. Например. Всеобщая Декларация прав и свобод человека для мусульманских стран. Международное право в целом, за исключением тех норм, которые адресованы международным организациям, осуществляется при содействии национального права. Если международное право налагает обязательство на государство в целом, то национальное право конкретизирует это обязательство, определяя органы государства, ответственные за выполнение норм международного права. «Образно говоря, если норма международного       права - это сигнал, направленный государству как целостному образованию, то принимается этот сигнал уже конкретными органами государства, обязанность которых принимать эти сигналы возникает из норм, национального права, определяющих компетенцию органов государства, или из практики государства»13

Любая норма международного права при ее исполнении государством требует помощи со стороны норм национального права.

   Особо следует  отметить принципиальное положение  международного права, в соответствии с которым каждому государству принадлежит право самому определять внутригосударственные методы и средства осуществления международных обязательств. Сам характер международного права заставляет его опираться     на    внутреннее    право. Международное право

регулирует общую жизнь государств, но государство способно действовать через свой собственный механизм, который является результатом действия правовых норм, созданных им самим.

В соответствии с принципом  суверенного равенства государств, каждое государство свободно выбирает свою правовую систему и, следовательно, определяет порядок взаимодействия своего права с международным. Вместе с тем принцип суверенного равенства определяет, что каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства. Государство должно строить свою правовую систему таким образом, чтобы обеспечить выполнение международных обязательств. Мир и международный правопорядок могут быть обеспечены при условии, что в государствах утвердится демократическое правление, основанное на уважении прав человека и господстве права. «Демократия и законность в международной жизни невозможны без демократии и законности внутри страны»14.

           Исполнение положений международного  права не требует, как правило, каких-либо действий со стороны субъектов национального права (граждан и юридических лиц). Поэтому и нет необходимости их «переадресовки» последним. В этом случае начинает действовать определенная часть механизма государства, функционирование которой урегулировано нормами национального права, и помощь последних состоит в обеспечении наилучшего функционирования этого механизма в деле исполнения норм международного права.

        Исполнение  норм международного права требует или издания новых материальных норм национального права, изменения либо отмены уже существующих норм или применения внутри страны самих предписаний норм международного права для регулирования отношений с участием субъектов национального права. Т.о., для того чтобы стать способным регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, содержащиеся в международном праве положения должны войти в правовую систему страны в установленном ею порядке. По мнению Е.Т. Усенко, «Этот процесс, обычно именуют трансформацией, имея в виду преобразование норм международного права в норму национального права»15. Реализация норм и принципов международного права в национальных правовых системах означает не только собственно осуществление конкретных нормативных предписаний,  но и создание на национальном уровне правовых возможностей для этого, т. е. деятельность государства на всех уровнях по созданию необходимых условий для такой реализации.

        Международно-правовое регулирование в широком смысле охватывает две основные фазы: правотворческую фазу, в которой протекает процесс создания международно-правовых норм, и правоприменительную фазу, в которой   происходит     процесс   осуществления  норм.  Таким  образом, имплементация норм международного права есть не что иное, как процесс, в ходе которого соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями. Нередко требуются дополнительные правовые и организационные меры со стороны государств для всестороннего и полного осуществления норм международного права.

Поскольку весь смысл международно-правового  регулирования состоит в достижении определенного конечного результата, к которому стремятся участники международного общения, то, по справедливому замечанию известного российского юриста И. И. Лукашука, «осуществление международно-правовых норм является, как правило, гораздо более сложной и ответственной задачей, чем их принятие»16. Разрешение этой задачи возможно лишь при наличии оптимального механизма имплементации как определенной совокупности правовых и организационных средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях с целью воплощения предписаний норм международного права. В большинстве случаев имплементация норм международного права — это прерогатива суверенных государств, использующих в этих целях свой внутренний организационно-правовой механизм.

Помощь национального законодательства, при заключении государством международного соглашения, требующего для своей реализации действий со стороны субъектов внутригосударственного права, может выражаться следующими способами:

Во-первых, государство может включить в свое национальное право норму или несколько норм, отсылающих к нормам международного права, в силу чего последние могут действовать внутри страны, регулировать отношения между субъектами национального права. Этот способ исполнения положений  международного   права   принято   называть   отсылкой.

       Существует  несколько форм отсылки: общая  и частичная. Общая отсылка может относиться ко всему международному праву (чаще всего ко всем международным договорам). Такая отсылка, как правило, содержится в конституции страны.

          Вторым способом реализации норм  международного права во внутригосударственное является инкорпорация – принятия государством норм национального права, либо изменение или отмена уже существующих, способствующих исполнению  предписаний международного права. Эти нормы национального права могут повторять текстуально некоторые правила международного права, конкретизировать и адаптировать их к особенностям конституционного строя и правовой системы государства. Иногда для реализации норм международного права могут применяться уже существующие материальные нормы национального права.

Информация о работе Теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и национального права