Теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 20:56, реферат

Описание работы

Теория государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Обзорная характеристика теорий происхождения государства и права……..3
2. Естественно историческая теория происхождения государства и права……5
3. Первобытная община…………..………………………………………………...8
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

готовая конт по правоведению.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

В федеративных государствах, помимо общегосударственной Конституции, существуют конституционные акты субъектов федерации, например: Конституции штатов США; Конституции республик, уставы краев, областей в Российской Федерации.

"Особость" конституции  как основного закона, определяющего фундаментальные вопросы государства и общества, фиксируется особым порядком принятия и изменения конституции, отличающимся от порядка принятия и изменения других законов государства. Особый порядок изменения конституции направлен на то, чтобы конституцию было сложно изменить, что обеспечивает стабильность фундаментальных основ государства и общества.

Некоторые конкретные способы  принятия конституций: 1) Принятие квалифицированным  большинством парламента (то есть не просто большинством голосов депутатов, а 2/3 или даже 3/4 голосов). Так были приняты, например, Конституции СССР 1977г. и Греции 1975г. 2) Принятие специально созванным конституционным представительным органом. Так были приняты, например, Конституции Италии 1947г., Португалии 1976г. 3) Принятие на референдуме (всенародном прямом голосовании). Так были приняты, например, Конституции Франции 1958г., России 1993г. 4)Дарование монархом (так называемое "откроирование") – например, Конституции Катара, Кувейта.

Некоторые конкретные способы  изменения конституции: 1) Квалифицированное большинство парламента. 2) Двойное (повторное) голосование в парламенте, в т.ч. с обязательными перевыборами парламента и утверждением изменений новым составом парламента (Бельгия, Финляндия); 3)Утверждение принятых парламентом изменений конституции субъектами федерации (например, поправки к конституции соответствующих стран должны одобрить более 1/2 штатов Индии; 3/4 штатов США; 2/3 республик, краев, областей и прочих субъектов федерации России). 4) Утверждение поправок на референдуме (Швейцария). 5) Изменение конституции специально созываемым конституционным представительным органом (Россия, США).

 

18. Правовое  сознание. Правовая и политическая  культура

Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Культура в целом - это совокупность духовных и материальных достижений общества. Культура как таковая является объектом исследования науки культурологии.

Правовая культура в  данном случае является объектом исследования науки теории права, и она включает в себя как правовые, так и неправовые составляющие.

Правовая культура - это  качественное состояние всех социальных институтов, так или иначе связанных  с существованием права в обществе.

Структура правовой культуры имеет достаточно много уровней. Она складывается из качественной оценки следующих институтов:

· позитивное право, т.е. действующее законодательство;

· источники права;

· правооотношения;

· законность и правопорядок;

· реализация права;

· государственный аппарат;

· индивидуально-правовые акты;

· правосознание;

· юридическая наука, литература, образование и др.

Правовая культура имеет  несколько уровней:

· индивидуальный - на уровне отдельной личности;

· корпоративный - на уровне социального объединения, коллектива;

· общий - на уровне общества в целом;

· цивилизационный или  общечеловеческий включающий в себя правовую культуру человеческой цивилизации  в мировом масштабе.

Индивидуальная правовая культура включает знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защищать, юридический опыт и многое другое.

Виды правовой культуры:

· обыденная;

· профессионально-юридическая;

· доктринальная - научная.

Правосознание - это часть  субъективной реальности, а именно совокупность представлений людей  о праве как явлении социальной жизни. Правосознание - это субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.

Структура правосознания  включает две взаимосвязанные и взаимодействующие составляющие:

· правовую идеологию;

· правовую психологию.

 

Правовая идеология - это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень  правосознания, формирующийся в  процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология - это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения - правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально - разумом, рассудком, но и эмоционально - ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание заключается в передаче правовой информации, опыта и знаний о праве  из поколения в поколение. Правовое воспитание является составной частью общего воспитания и образования  личности. Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Первоначальные сведения о праве индивид получает в  семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды. Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры общества, занимается правовой пропагандой - распространением среди населения правовой информации. Таким образом, правовое воспитание населения представляет собой одну из важных функций государства. Большую роль в правовом воспитании населения играет профессиональное юридическое образование и наука.

Существуют определённые виды деформаций правосознания:

· правовой нигилизм - это  негативное отношение к праву, отрицание  его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;

· правовой фетишизм - это  преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования  в жизни общества;

· правовой инфантилизм - это недооценка роли права, плохое знание права.

Уровни правосознания в целом совпадают с уровнями правовой культуры, включая индивидуальный, корпоративный, общий и цивилизационный.

Виды правосознания:

· обыденное правосознание, которое основано на здравом смысле и жизненном опыте людей;

· профессионально-юридическое  правосознание, которое основано на специальном образовании и юридической практике;

· научное правосознание  ученых-правоведов, базирующееся на систематизированном  научном знании.

 

20. Участники  (субъекты) правоотношений

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства.

Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, хотя в литературе на этот счет делаются определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения - не единственная форма реализации права. Эти различия необходимо иметь в виду.

В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов, поскольку отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов. Правда, с юридической точки зрения в таких правоотношениях, то есть с множеством субъектов, легко просматриваются две противостоящие стороны - управомоченная и правообязанная.

 

21. Физические  и юридические лица, их правоспособность  и дееспособность. Деликтоспособность.

Физические лица - это  граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории конкретного государства.

К организациям относятся  государство в целом (например, в  отношениях с субъектами федерации, в межгосударственных отношениях), государственные органы (например, суд при рассмотрении гражданского дела), юридические лица.

Юридическими лицами признаются организации, обладающие следующими признаками:

1) имеют обособленное  имущество; 

2) отвечают по своим  обязательствам этим имуществом;

3) от своего имени  могут приобретать и осуществлять права и нести обязанности;

4) выступать истцом  или ответчиком в суде.

Чтобы быть участником правоотношения, необходимо обладать определенными  юридическими качествами (правосубъектностью). Речь идет о правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Правоспособность - это  способность обладать правами и  нести юридические обязанности.

Дееспособность - это  способность своими собственными действиями реализовать право и исполнить  юридическую обязанность.

У организаций и юридических  лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента  их образования.

Правоспособность у  физических лиц, по общему правилу, возникает  с момента рождения.

Возникновение дееспособности связано с двумя условиями: возрастом и состоянием психики физического лица.

В полном объеме дееспособность наступает с 18 лет. Считается, что  в этом возрасте человек достигает  такого уровня социальной и интеллектуальной зрелости, когда он осознает значение своих поступков и может самостоятельно руководить своими действиями. Дееспособность совершеннолетнего лица может быть ограничена только судом.

Деликтоспособность физического  лица означает способность нести  юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Так, гражданин  может быть привлечен к уголовной ответственности с 16 лет, за отдельные виды преступлений - с 14 лет. Полная гражданско-правовая ответственность возникает с 18 лет. Таким образом, в разных отраслях права и в разных нормах установлены свои возрастные пороги деликтоспособности.

 

23. Понятия компетенции и правомочий.

Компетенция — это  содержание и объем властных правомочий, которые имеет государственный  орган, а также то или иное должностное  лицо и которые фиксируются в  соответствующем юридическом документе.

Компетенция — своего рода визитная карточка и каталог властных правомочий органа государства, должностного лица. В зависимости от содержания и объема различаются общая компетенция (правомочия охватывают все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения) и специальная компетенция (в нее входят только точно поименованные в юридическом документе вопросы). В области управления органом общей компетенции является, например, правительство, специальной—министерство департамент.

Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных законом на решение юридических дел, охватывается понятием юрисдикции (термин «юрисдикция» иногда используется для обозначения того, в чьем ведении, в ведении какого государственного органа находятся те или иные объекты, имущества).

Компетенция реализуется  в актах — действиях государственного органа, должностного лица, устанавливающих, изменяющих, отменяющих в пределах компетенции юридические нормы  или решающих юридическое дело, тот  или иной конкретный вопрос.

Правомочие - закрепленная законодательно возможность участника правоотношений осуществлять определенные действия или требовать их от другого участника. При невыполнении одной из сторон своих обязанностей другая сторона может обратиться в суд или другой орган для защиты своего права.

 

25. Юридические  факты как основания возникновения,  изменения и прекращения правовых отношений

 Юридические   факты  - это конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием  которых нормы права связывают   возникновение,  изменение  или  прекращение  правоотношений.  Юридические   факты  являются  основанием  для  возникновения,  изменения  или  прекращения   правовых   отношений. Однако не любые  факты  могут рассматриваться в качестве  юридических.

Понятие юридического факта  объединяет два противоречивых, но неразрывно связанных момента: это явление действительности - событие или действие (материальный момент), порождающее в силу указания норм права определенные правовые последствия (юридический момент):

- это факты действительности, т.е. обстоятельства, реально, фактически существующие в жизни, то, что имеет место в реальности;

- это факты, на которые  указывает норма права, они  так или иначе отражены.

Юридические факты объективно обладают следующими признаками:

1. Юридические факты есть обстоятельства: конкретные, индивидуальные.  Юридические   факты  представляют собой явления действительности, существующие в определенной точке пространства и времени. Если речь идет о фактах-действиях, то конкретность действий означает, что они совершены определенными субъектами и несут конкретное социальное и правовое содержание. Конкретность  юридических   фактов-событий  выражается в том, что они происходят в определенной местности в некоторый определенный момент времени.

Информация о работе Теории происхождения государства и права