Теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 20:56, реферат

Описание работы

Теория государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Обзорная характеристика теорий происхождения государства и права……..3
2. Естественно историческая теория происхождения государства и права……5
3. Первобытная община…………..………………………………………………...8
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

готовая конт по правоведению.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Одной из причин количественного разнообразия является вопрос включения или не включения судебных органов в правоохранительные. На это в теории сложились следующие мнения. Большая часть исследователей относит судебные органы к правоохранительным – и не только авторы учебной и научной литературы по предмету правоохранительные органы, но и по конституционному праву. Отнесение судебных органов к правоохранительным органам представляется логичным хотя бы потому, что осуществляя судебную власть, суды используют такую характеристику как принудительность.

Меньшая часть исследователей не относят  судебные органы к правоохранительным, а разделяет рассматриваемые  органы на две подсистемы: судебную и правоохранительную. Из этой модели следует, что авторы не относят судебные органы к числу правоохранительных. Такой подход соответствует смыслу п. «л» ст. 72 Конституции РФ, устанавливающей понятийный ряд: «судебные и правоохранительные органы; адвокатура, нотариат».

Третьи хотя и не относят, однако рассматривают их в рамках учебного курса. Мы будем придерживаться распространенного мнения рассмотрения судебных органов в рамках правоохранительных.

С учетом данного выше определения  правоохранительной деятельности и  характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам по мнению Гуценко и Ковалева можно отнести:

- суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции  и арбитражные суды, а также  суды субъектов Российской Федерации);

- органы, осуществляющие организационное  обеспечение деятельности судов  (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные службы этого Министерства)

- прокуратуру;

- некоторые из органов, призванных  выявлять и расследовать преступления. Их насчитывается более десятка;  к ним относятся:

    • следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции;
    • учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам;
    • органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность

- адвокатуру и другие организации,  оказывающие юридическую помощь.

Итак, к правоохранительным относятся  семь государственных органов:

- судебные;

- прокуратура;

- органы безопасности;

- органы внутренних дел;

- органы по контролю за оборотом  наркотиков;

- таможенные органы;

- органы юстиции.

Все иные государственные и негосударственные  органы, занимаются скорее не правоохраной, а правоприменением. Правоприменительные  органы (содействующие правоохране) разделяются на две подгруппы: государственные  и негосударственные. К первым относятся налоговые и иные финансовые органы, судебно-экспертные учреждения, нотариальные органы, органы записи актов гражданского состояния. Ко вторым – органы судейского сообщества. Третейские суды, товарищеские суды, адвокатура, частный нотариат, частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертные учреждения.

Неискушенные в правовой терминологии обыватели, а также и определенная часть членов законодательного собрания, и непосредственно работающие в  данной области служащие (сотрудники) используют понятие «правоохранительные органы» вместо «органы внутренних дел» и наоборот. Более того, на практике часто отождествляются органы внутренних дел, правоохранительные органы и милиция. Конкретизация здесь необходима.

Система органов внутренних дел  может пониматься как один из правоохранительных органов (система органов внутренних дел в узком смысле) или как  находящаяся вне пределов системы  правоохранительных органов (система  органов внутренних дел в широком  смысле). В систему органов внутренних дел в узком смысле слова (т.е. как элемент правоохранительных органов) включаются два элемента: милиция и внутренние войска. Поэтому обывательское представление, что «органы внутренних дел» это исключительно «милиция» - неверно. И милиция, и внутренние войска в свою очередь могут рассматриваться в качестве самостоятельных подсистем.

Подытожим: правоохранительные органы в большинстве своем (кроме судебных и органов прокуратуры) принадлежат  к органам исполнительной ветви  власти. Все они находятся во взаимосвязи между собой и с органами содействующими правоохране – правоприменяющими, все они входят в правоохранительную систему государства.

 

50. Коллективный  договор и соглашения

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным  положениям проекта коллективного  договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия  могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор  может заключаться в организации  в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных  подразделениях.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения  и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый  между полномочными представителями  работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие  полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются  при обязательном участии соответствующих  органов исполнительной власти или  органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы  регулируемых социально-трудовых отношений  могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и  иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений и  связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений и  связанных с ними экономических  отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие  условия оплаты труда, гарантии, компенсации  и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия  труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

 

 

55. Трудовые  споры. Механизмы реализации и  защиты трудовых прав граждан.

Трудовые споры — это разногласия, возникающие на предприятиях, в учреждениях, организациях между работниками, с одной стороны, и работодателем — с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде.

В настоящее время  соблюдение трудового законодательства становится одним из наиболее приоритетных направлений политики компаний. Так, все возрастающая правовая грамотность работников в вопросах трудового права, усиление роли социального партнерства в трудовых отношениях и увеличение контроля со стороны государства по защите прав работников приводят к резкому росту количества трудовых споров, значительному возрастанию уровня штрафных санкций, и, соответственно, увеличению потребности в защите интересов сторон трудовых правоотношений.

 Защита   трудовых   прав   граждан остается одним из приоритетных направлений правовой политики. Принятие Трудового кодекса РФ в определенной степени решило эту проблему. После проведения коренного обновления действующего трудового законодательства необходимо сформировать специальные органы по рассмотрению трудовых споров, в частности создать специализированные суды по трудовым делам. Создание самостоятельной специализированной системы судопроизводства в социально-трудовой сфере - одно из предполагающихся нововведений в совершенствовании механизмов юридической  защиты   трудовых   прав.  Защита   трудовых   прав   граждан  - это конституционная обязанность государства.

Конституцией России определен эффективный механизм защиты прав человека, основные положения  которого соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они состоят в следующем:

  • предоставление всем лицам широких возможностей для правовой защиты своих прав;
  • запрещение издания в Российской Федерации законов, отменяющих и умаляющих права человека и гражданина;
  • закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права человека и гражданина;
  • провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ и закрепление его права приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • предоставление каждому права на личную защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом;
  • гарантирование каждому человеку права на государственную и судебную защиту его прав, включая право обжаловать в суд действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных организаций и должностных лиц;
  • признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека.

Вышеизложенное свидетельствует  о том, что Конституция РФ реально  отразила и закрепила произошедшее в российском обществе изменение отношения к проблеме признания и защиты основных прав человека.

Особое место среди  социально-экономических прав занимают права в сфере труда. В условиях рыночных отношений рост малых  и  средних предприятий обостряет  проблему  защиты  законных интересов наемных работников. Перенос акцентов с государственного регулирования  трудовых  отношений на расширяющееся индивидуально-договорное обеспечил в большей степени, чем раньше,  реализацию  принципа свободы труда, однако реально снизил уровень гарантий  трудовых   прав  наемных работников. Защищенность работников - это проблема гуманизма и демократии.

Поступательное развитие рыночной экономики не должно привести к уходу государства с рынка  труда. Необходимо четко определить, как сегодня следует понимать  защиту  прав работников, т.е. каким должен быть объем прав, установленный государством, с тем чтобы, с одной стороны, не превратить работника в иждивенца государства, а с другой - обеспечить заинтересованность работника в развитии общественного производства.

Система защиты прав человека включает судебную и несудебную защиту, а также деятельность неправительственных  правозащитных организаций. Главным  способом защиты трудовых прав выступает  судебная защита. Конституционное право  на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод, поэтому его можно рассматривать как процессуально-охранительное право.

 

60. Основания  и порядок привлечения к административной  ответственности

Административная ответственность  является одним из важнейших институтов административного права. Административная ответственность за конкретные виды правонарушения устанавливается в различных нормативных актах. Законодатель устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее. Административная ответственность это правовое понятие, ее сущность определяется действующим административным законодательством. Административная ответственность как вид юридической ответственности является одним из методов государственного управления, связанного с принудительным обеспечением урегулированности и порядка. Одни авторы утверждают, что административная ответственность это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов говорит, что это реализация санкций правовой нормы, этой точки зрения придерживается Бахрах.

Информация о работе Теории происхождения государства и права