Теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства. Ещё со времён древнего Рима и до наших дней многими учёными выдвигались разнообразные теории происхождения государства.
Идея государства происходит из самой глубины человеческого сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их направить на достижение экономических, политических и социальных целей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...... 2
Глава 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……...... 8
1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства. 8
1.2. Общие закономерности возникновения государства.……...14
Глава 2. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………21
2.1 Восточно (азиатский) путь возникновения государства……21
2.2. Западный путь возникновения государства………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИ…………………………………………………………... 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………..... ... 35

Файлы: 1 файл

курсач тгп.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

                                                                                          

 

Министерство  спорта Российской Федерации

       Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

 

 

  Кафедра теории государства и права и конституционного права 

 

 

  

 

 

  

 

 

   

 

 

  

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По специальности  «Юриспруденция»                                                ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА  

 

 

  

 

 

  

 

                                                                       Выполнил: студент 133 группы

                                                                       Куропаткин Анатолий

                                                                       Сергеевич

 

                                                                      Проверила: к.ю.н, доцент           

                                                                      Лихолетова Светлана                     

                                      Вячеславовна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Челябинск, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...... 2

Глава 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……...... 8

1.1. Общая характеристика  теорий происхождения государства. 8

1.2. Общие закономерности  возникновения государства.……...14

Глава 2.  ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………21

          2.1  Восточно (азиатский) путь возникновения  государства……21                                                                 

2.2. Западный путь возникновения  государства………………....27

ЗАКЛЮЧЕНИ…………………………………………………………... 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………..... ... 35

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной курсовой работы «Основные  теории происхождения государства».

Актуальность данной темы состоит  в том, что общество всегда интересовал  вопрос о возникновении государства. Ещё со времён древнего Рима и до наших дней многими учёными выдвигались  разнообразные теории происхождения  государства.

Идея государства происходит из самой глубины человеческого  сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто  независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и  свобод. Основной причиной возникновения  государства у разных народов  явилась осознанная необходимость  общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В  государстве народ имеет возможность  объединить свои силы, дисциплинировать их направить на достижение экономических, политических и социальных целей.

Создавая государство, люди вместо подчинения стихийным силам подчиняются  верховной власти, которую сами сознательно  создали. Таким образом, они выходят  их состояния слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают  независимость, первое условие действительной свободы. Государство как сознательная сила в конечном итоге возьмет  верх над силами внешними, бессознательными. Торжество государственности, поэтому  в сознательном человеческом обществе всегда неизбежно.

Термин «государство» обычно употребляют  в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком смысле - это исторически  сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.

Государство - основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел.

Представление о государстве, его  сущности, функциях, формах и развитии складывались в основном в 2-х направлениях: естественном, государственном и  классическом. Для первого направления  характерно только положительное отношение  к государству, для второго - чаще отрицательные. Древнегреческие философы Платон, Аристотель считали, что в  государстве реализуется как  бы высшая цель природы человека и  человеческого общения. Только в  рамках государства могут нормально  функционировать семья, общество, человек, Гегель указал, государство - это образ  и действительность разума человеческого  общества. Представители второй концепции - Томас Мор, Сен-Симон, К. Маркс наполняют понятие «государства» классовым содержанием. Они рассматривают государство в качестве аппарата насилия, создаваемого и используемого экономически господствующим классом для охраны и укрепления своего господства. В сжатом виде эти взгляды выражены в определении государства В.И. Лениным. «Государство, - писал он, - это особая организация силы, есть организация насилия для подавления, какого-либо класса».

В общественных науках существует ряд  концепций о происхождении государства. Наиболее распространенными являются патриархальная, теократическая, общественно - договорная и экономическая. Именно эти теории рассмотрим в своей курсовой работе.

Цели данной работы:

- дать характеристику теориям возникновения государства;

- показать разнообразие мнений и теорий по вопросу возникновения государства.

Задачи:

- раскрыть сущность основных теорий возникновения государства;

- выявить достоинства и недостатки данных теорий.

 

Глава 1. Теории происхождения  государства.

1.1. Общая характеристика  теорий происхождения государства.

Уже тысячелетия люди живут  в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми  предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности  они стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  государства и права. Было создано  множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется  различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и  философских позиций, которые они  занимали.

Видимо, нет смысла рассматривать  те точки зрения, которые исходят  из непознаваемости путей возникновения  и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие  государство и общество, полагающие, что государство и право —  явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с  ним. Рассмотрим теории, которые различают  государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Теологическая теория. Одной  из первых теорий происхождения государства  и права была теологическая, объясняющая  их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные  деятели Древнего Востока, средневековой  Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты— Жак Маритен  и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может  укладываться в любую из последующих  концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости  самого государства от божественной воли, которая проявляется через  церковь и другие религиозные  организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это  в конечном итоге вопрос веры[3].

Патриархальная теория. Эта  теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались  и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение  семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом, — это  продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и  из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для  всех людей подчиняться государственной  власти и ее законам.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются  современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного  способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного  строя. К тому же в обществе, в  котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.

Вместе с тем эта  теория привлекает внимание к семье. Семья — мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма  влияют на развитие общества, создают  определенные предпосылки для возникновения  государства.

Органическая теория. Эта  теория возникла в XIX в. в связи с  успехами естествознания, хотя некоторые  подобные идеи высказывались значительно  раньше. Так, некоторые древнегреческие  мыслители, в том числе Платон (1У-Ш вв. до н.э.) сравнивали государство  с организмом, а законы государства  — с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело  к тому, что многие юристы, социологи  стали распространять биологические  закономерности (межвидовая и внутривидовая  борьба, эволюция, естественный отбор  и т.п.) на социальные процессы. Представителями  этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает  как результат эволюции животного  мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению  людей в процессе естественного  отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором  правительство выполняет функции  мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют  внутренние функции (обеспечивают его  жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства  и права определяется следующим. Все сущее имеет различные  уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного  мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого  общества. Однако некоторые положения  органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания  процессов, связанных с возникновением государства.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями  были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение  государства и права факторами  военно-политического характера: завоеванием  одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени  и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение  государства, таким образом, рассматривается  как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда  многие государства появились именно в результате завоевания одним народом  другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Оценивая эту теорию, следует  отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения  государства. Однако для того чтобы  могло возникнуть государство, необходим  такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать  государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие  завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И  для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

Психологическая теория. Представителями  этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и  др. Они объясняли появление государства  и права проявлением свойств  человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости  от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов  действия и отношений и проч.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через  человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики  оказывают определенное влияние  на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние  не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется  под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и  должны учитываться в первую очередь[4].

Информация о работе Теории происхождения государства