Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:24, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства. Ещё со времён древнего Рима и до наших дней многими учёными выдвигались разнообразные теории происхождения государства.
Идея государства происходит из самой глубины человеческого сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их направить на достижение экономических, политических и социальных целей.
Введение………………………………………………………………...... 2
Глава 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……...... 8
1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства. 8
1.2. Общие закономерности возникновения государства.……...14
Глава 2. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………21
2.1 Восточно (азиатский) путь возникновения государства……21
2.2. Западный путь возникновения государства………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИ…………………………………………………………... 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………..... ... 35
Теория общественного
договора (естественного права). Эта
теория была сформулирована в работах
раннебуржуазных мыслителей: Г. Греция,
Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо,
А.Н. Радищева и др., т.е. в ХУП-ХУШ
вв. По этой теории до появления государства
люди находились в «естественном
состоянии», которое понималось разными
авторами по-разному (неограниченная личная
свобода, война всех против всех, всеобщее
благоденствие — «золотой век» и
т.п.). В большинство концепций
входит идея «естественного права», т.е.
наличия у каждого человека неотъемлемых,
естественных прав, полученных от Бога
или от Природы. Однако в процессе
развития человечества права одних
людей приходят в противоречие с
правами других, нарушается порядок,
возникает насилие. Чтобы обеспечить
нормальную жизнь, люди заключают между
собой договор о создании государства,
добровольно передавая ему
Характерно, что в работах
многих представителей указанной школы
обосновывалось право народа на насильственное,
революционное изменение строя,
который нарушает естественные права
(Руссо, Радищев и др.). Нашло это
положение отражение и в
Отмечая прогрессивность
многих положений теории общественного
договора, которая противостояла
феодальному сословному государству,
царящему в этом обществе произволу,
неравенству людей перед
Вместе с тем, надо иметь в виду и то обстоятельство, что объединение людей требует их взаимного согласия, и это определяет то положительное значение, которое имеет данная теория.
Историко-материалистическая
теория. Возникновение этой теории
обычно связывают с именами К.
Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая
их предшественников, таких, как Л. Морган.
Смысл этой теории в том, что государство
возникает как результат
Историко-материалистическая
концепция включает два подхода.
Один из них, господствовавший в советской
науке, решающую роль отводил возникновению
классов, антагонистическим
Именно историко-
1.2. Общие закономерности возникновения государства
Государственность приходит
на смену родоплеменному строю, когда
первобытное равенство и
Постепенно первобытные
коллективистские производственные отношения
стали видоизменяться и разрушаться.
Три крупных общественных разделения
труда (выделение скотоводства, отделение
ремесла от земледелия, обособление
слоя людей, занятых в сфере обмена
— торговли), а также постепенное
совершенствование орудий труда
и накопление опыта привели к
такому росту производительности труда,
когда начал создаваться
Прогрессирующее общественное
разделение труда изменяет содержание
и формы организации
Например, в германских племенах
во времена Цезаря и Тацита все
их члены обрабатывали землю, пасли
скот, участвовали в военных походах,
ходили на народные собрания. Позднее,
к V—VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы
расселились на обширных территориях,
положение изменилось. Войны велись
теперь где-то далеко, многие общинники
не желали участвовать в дальних
походах. Это вызвало численный
рост дружины, занятой прежде всего
войной. Увеличивалось число
Все большее удаление родоплеменных
структур от первоначального равенства
стимулировалось также
Переход от первобытно-общинного строя к государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни — укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С .этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.
Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.
1.Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него.
В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
2.Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.
3.Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей[6].
Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.
1.Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.
2.Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. не зависимостью от других, государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.
3.Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.
4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.
Имея в виду указанные признаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для любой исторической эпохи.
Государство возникает как
закономерный, объективно обусловленный
результат естественного
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю — государственной или частной.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе — позднее, в эпоху железа.
Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.
Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.
Основными причинами появления государства были следующие:
— необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
— необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;