Теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Государство представляет собой явление конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его под контроль, человек понял, что не может существовать без него и вне его

Содержание работы

Введение
Глава 1. Закономерности развития государства
Глава 2. Причины и пути формирования государства
2.1. Восточный путь возникновения государства
2.2. Западный путь возникновения государства
2.3. Синтезный путь возникновения государства
Глава 3. Теории происхождения государства
3.1. Теократическая (теологическая) теория
3.2. Патриархальная теория
3.3. Договорная (естественно-правовая) теория
3.4. Марксистская (классовая, материалистическая) теория
3.5. Теория насилия
3.6. Психологическая теория
3.7. Расовая теория (теория инцеста – кровосмешения)
3.8. Органическая теория
3.9. Ирригационная теория (теория гидравлического происхождения государства)
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 49.94 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

Глава 1. Закономерности развития государства

Глава 2. Причины и пути формирования государства

     2.1. Восточный путь возникновения государства

         2.2. Западный путь возникновения государства

         2.3. Синтезный путь возникновения государства

Глава 3. Теории происхождения государства

     3.1. Теократическая (теологическая) теория

     3.2. Патриархальная теория

     3.3. Договорная (естественно-правовая) теория

     3.4. Марксистская (классовая, материалистическая) теория

     3.5. Теория насилия

     3.6. Психологическая теория

     3.7. Расовая теория (теория инцеста – кровосмешения)

     3.8. Органическая теория

     3.9. Ирригационная теория (теория гидравлического происхождения государства)

Заключение

Библиографический список 
 

Введение

    Государство представляет собой явление конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его под контроль, человек понял, что не может существовать без него и вне его. Почему так происходит? Для этого в данной курсовой работе мы изучим и проанализируем причины и закономерности, которые способствовали формированию государства. Рассмотрим три возможных пути формирования государства: восточный, западный и синтезный.

    В целом целью и предметом данной курсовой работы является общая характеристика основных теорий происхождения государства  и изучение основ происхождения  государства и права. Каждую теорию мы рассмотрим подробно с изучением  ее основных концепций, представителей и проблем.

    Происхождение государства и права – это  проблема из категории «вечных». На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и  права была дискуссионной. Ей посвящено  огромное количество исследований, книг, монографий, статей в периодической  литературе как у нас в стране, так и за рубежом.

    По  моему мнению, вопрос о происхождении  государства и права в настоящее  время является актуальным. Актуальным он будет и в будущем, поскольку, возникнув на определенном этапе  развития общества, в обозримом будущем  государство будет неизменным его  спутником. Наука может открыть  новые факты, сыгравшие решающую роль в возникновении того или  иного государства. Многообразие взглядов на происхождение государства и права обусловлено тем, что само государство – чрезвычайно сложное, исторически изменяющееся явление. Право как юридическое явление неразрывно связано с государством, и, соответственно, те причины, которые лежат в основе возникновения государства, лежали и в основе возникновения права. В отечественном правоведении к анализу тех или иных аспектов происхождения государства и права обращались такие ученые, как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров и др. Характерно, что исторические исследования государственных и правовых институтов проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов.

    Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: определить основные причины и закономерности возникновения государства и  права; подробно рассмотреть основные теории происхождения государства  и права.

    Государство занимало, занимает и будет занимать одно из важнейших мест в развитии человечества. Происхождение государства  – это закономерный процесс возникновения  властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной  организации человеческого общества[1]. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Закономерности развития государства

    Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство  и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому строю  были присущи общественная власть и  социальные нормы, регулировавшие поведение  людей, но при отсутствии власти обособленного  и как бы стоящего над обществом  особого аппарата для принудительного  воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия  все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем  собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

    Постепенно  первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых  в сфере обмена – торговли), а  также постепенное совершенствование  орудий труда и накопление опыта  привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться  значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась  объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно  значимых функций, группы, которая непосредственного  участия в материальном производстве уже не принимает.

    Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации  общественной жизни в семейных и  родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура  усложняется, начинает развиваться  разделение социальных функций[2].

    Например, в германских племенах во времена  Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в  военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V–VI вв. н.э., когда  завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа – духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

    Все большее удаление родоплеменных  структур от первоначального равенства  стимулировалось также развивающимся  процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном  слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе – к эксплуатации человека человеком.

    Переход от первобытно-общинного строя к государственно- организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

    Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного  развития первобытного общества. Это  развитие включает в себя ряд направлений, и совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного  продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

    Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю – государственной или частной.

    Государство может возникнуть только тогда, когда  общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет  содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально  государства возникают в эпоху  бронзы, а в Южной Европе –  позднее, в эпоху железа.

    Пути  возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени  зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых  находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных  работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности  на землю. Это в конечном итоге  приводило к фактическому появлению  единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли  одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

    Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому  власть неизбежно оказывалась в  руках родоплеменной знати, из которой  образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества[3]. 
 

Глава 2. Причины и пути формирования государства 

Государство – это политическая структура  особого рода, возникшая на определенно  этапе общественного развития и  представляющая собой центральный  институт власти в политической системе  конкретного общества. Вопрос о происхождении  государства естественно является спорным. О причинах возникновения  государства говорится в различных  теориях (их подробнее мы рассмотрим в третьей главе). Это и теологическая  теория (причина – божественная сила), и договорная (сила разума и  сознания), и психологические причины, органическая теория со своими биологическими факторами, теория насилия и т.п. 

Подобное  многообразие мнений обусловлено следующими факторами: 

- на  процесс происхождения государственности  действительно влияли многие  факторы: социально-экономические,  военно-политические, природно-климатические,  религиозные и пр.; 

- мыслители,  предлагавшие объяснение этому  процессу, жили в разные исторические  эпохи и использовали разный  объем накопленных человечеством  знаний; 

- объясняя  процесс возникновения государства,  ученые чаще всего брали для  иллюстрации своих идей известные  им регионы Земли; 

- также  часто мыслители, восхищенные  достижениями других наук, пытались  эти результаты применить к  наукам общественным и увлекаясь не замечали влияния на развитие других факторов; 

- часто  на взгляды авторов теорий  сильное влияние оказывали их  философские и идеологические  пристрастия. 

В каждой из теорий происхождения государства  есть свои плюсы и минусы, негативные и позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части[4]. 

Процесс формирования государства у конкретного  этноса, народа уникален, условно можно  выделить группы стран, которым были присущи некоторые общие черты в формировании государства. Это позволяет говорить о трех путях развития государства: 

·  восточном; 

·  западном; 

·  синтезном. 

Различия  между ними состоят в том, каким  имен образом происходил процесс  разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой основе публичной политической власти, монопольно правящей группы. 

Конкретно-исторические формы государства, его функции  зависели от характера воспроизводства  общественной жизни, то есть создания условий жизнедеятельности человека и воспроизводства самого человека при переходе от присваивающей экономики  к производящей. 

§ 1. Восточный  путь возникновения государства 

государство западный синтезный теория 

На Востоке  наибольшее распространение получила такая форма как азиатский  способ воспроизводства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и пр.). Подобный путь формирования государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ, а именно строительство и  эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п. То есть государства Древнего Восток возникали в силу необходимости  организации населения для осуществления  трудоемких ирригационных работ, которые  обеспечивали пропитание всем общинникам. Для рытья каналов, строительства  дамб и т.п. усилий отдельной семьи  было недостаточно. Неразвитость орудийной  деятельности, низкая производительность труда компенсировались кооперацией  живого труда, объединением усилий многих общин, необходимых для возделывания земли, посева и сбора урожая. Необходимость  объединения и вызвала выделение  функций централизованного управления в лице государства и его органов. Разветвленный аппарат управления возникал из родоплеменной знати, которая  постепенно закрепила за собой функции  управления и распределения произведенного продукта. Это и позволили знати  держать в своих руках большую  часть произведенного продукта, накапливать  в своих руках богатство. 

Информация о работе Теории происхождения государства