Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:35, курсовая работа
Государство представляет собой явление конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его под контроль, человек понял, что не может существовать без него и вне его
Введение
Глава 1. Закономерности развития государства
Глава 2. Причины и пути формирования государства
2.1. Восточный путь возникновения государства
2.2. Западный путь возникновения государства
2.3. Синтезный путь возникновения государства
Глава 3. Теории происхождения государства
3.1. Теократическая (теологическая) теория
3.2. Патриархальная теория
3.3. Договорная (естественно-правовая) теория
3.4. Марксистская (классовая, материалистическая) теория
3.5. Теория насилия
3.6. Психологическая теория
3.7. Расовая теория (теория инцеста – кровосмешения)
3.8. Органическая теория
3.9. Ирригационная теория (теория гидравлического происхождения государства)
Заключение
Библиографический список
§ 2. Патриархальная
теория
Патриархальная
теория происхождения государства
была распространена в Древней Греции
и Риме, получила развитие в период
средневекового абсолютизма и дошла
до наших дней. Отцом-основателем ее
по праву считается греческий мыслитель
Аристотель (384-322 гг. до н.э.), рассмотревший
проблему происхождения государства в
своём сочинении «Политика». Опровергая
попытки его современников – софистов,
объяснить государство как результат
добровольного соглашения людей, Аристотель
утверждал, что подобная организация власти
возникает не ради заключения наступательного
или оборонительного союза, не в целях
предотвращения возможности взаимных
обид и даже не в интересах взаимного торгового
обмена[13].
Возникновение
государства Аристотель связывает
с инстинктивным стремлением
людей к общению, обусловленным
даром речи, служащим не только для
выражения радости и печали, что
свойственно животным, но и для
того, чтобы высказывать, что полезно
и что вредно, что справедливо
и что нет. Поэтому государство
является естественной формой общежития,
так как человек по природе
своей создан для сожития с
другими, ибо он является «существом
политическим», существом гораздо
более общественным, нежели пчёлы и все
другие живые существа. Получается, что
в семье в зародыше присутствуют все формы
государственного правления: монархия
– в отношении отца к детям и рабам, аристократия
– в отношениях мужа и жены, демократия
– во взаимоотношениях детей между собой.
Таким
образом, патриархальная теория трактует
государство как одну большую
семью, где отношения монарха
и его подданных
Государство
возникает в результате соединения
родов в племена, племен в союзы,
а затем – в государство. Власть
опекунская, отеческая в результате
объединения семьи в
Итак, государство
– продукт естественного
В средние
века, обосновывая существование
в Англии абсолютизма, Роберт Фильмер
в работе «Патриархия, или Естественная
власть короля» (1642 г.) со ссылкой на патриархальную
теорию происхождения государства доказывал,
что первоначально Бог даровал королевскую
власть Адаму, который поэтому является
не только отцом человечества, но и его
властелином. Властители же, являясь прямыми
потомками Адама, получают его власть
над людьми по наследству.
Патриархальная
теория происхождения государства
нашла благоприятную почву в
России. Её активно пропагандировал
социолог, публицист, теоретик народничества
Н.К. Михайловский (XIX в.). Видный историк
М.Н. Покровский считал, что древнейший
тип государственной власти развился
непосредственно из власти отцовской.
§ 3. Договорная
(естественно-правовая) теория
Здесь
государство – это результат
объединения людей на добровольной
основе (на основе договора). Отдельные
положения этой теории развивались
ещё в V-VI вв. до н.э. софистами в Древней
Греции. В XVII–XVIII вв. договорная теория
использовалась в борьбе с крепостничеством
и феодальной монархией. Ее идеи поддерживались
и развивались европейскими мыслителями.
Известны
2 противоположных взгляда – Томаса Гоббса
и Жана-Жака Руссо. Томас Гоббс (1588-1679) посвятил
происхождению и сущности государства
вторую книгу одного из своих главных
трудов «Левиафан, или Материя, форма и
власть государства церковного и гражданского»
(1651 г.). Он считал, что изначально все люди
созданы равными в отношении физических
и умственных способностей и каждый из
них имеет одинаковое с другими «право
на всё». Однако человек существо эгоистическое,
обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием.
Окружают его завистники, соперники, враги.
В противовес Жан-Жак Руссо (1712-1778) в работе
«Об общественном договоре, или Принципы
политического права» (1762) характеризует
«естественное состояние» людей как «золотой
век» всеобщего благоденствия. В те времена
отсутствовала частная собственность,
все люди были свободны и равны. Неравенство
существовало лишь физическое, обусловленное
природными различиями людей. И только
с появлением частной собственности и
социального неравенства, противоречащих
естественному равенству, начинается
борьба между бедными и богатыми.
Таким
образом, авторы сходятся в одном: государству
предшествовало некое «естественное
состояние» людей, закончившееся войной
«всех против всех», приведшей фактически
к образованию государства.
Государство
понималось как общественный договор,
согласно которому люди в целях надежного
обеспечения своих прав, свобод и
защиты личности и собственности
соглашаются создать
По замечанию
Д. Дидро люди поняли, что если они
будут продолжать пользоваться своей
свободой, независимостью и безудержно
предаваться своим страстям, то положение
каждого человека станет несчастным.
Люди осознали, что каждому человеку
надо поступиться частью своей естественной
независимости и покориться воле
общества[15].
Похожие
суждения высказывал и русский представитель
договорной теории происхождения государства
– А.Н. Радищев (1749-1802), считавший, что
государство возникает как
§ 4. Марксистская
(классовая, материалистическая) теория
К представителям
марксистской теории относят К. Маркса,
Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Они объясняли
возникновение государства
Появилась
публичная власть, она не совпадала
с властью общественной и не всегда
отражала интересы всех членов общества.
Власть перешла в руки зажиточных,
богатых людей. Они и создали
государство (аппарат принуждения)
для защиты своих интересов[17].
Наиболее
полно историко-
В целом
теория отличается четкостью и ясностью
исходных положений, логической стройностью
и представляет собой большое
достижение теоретической мысли. Отрицать
влияние классов на возникновение государства
нет оснований. Но так же нет оснований
считать классы единственной первопричиной
его появления. Как уже было отмечено,
государство нередко зарождалось и формировалось
до возникновения классов, кроме того,
на процесс государствообразования влияли
и другие, более глубинные и общие факторы.
§ 5. Теория
насилия
Теория
насилия возникла в качестве критики
рационалистических теорий. Она опирается
на исторические факты и ищет причины
возникновения государства в
материальных условиях жизни общества.
Теория выдвигалась различными авторами
на протяжении столетий. Одним из первых
ее выдвинул Шан Ян (390–338 до н.э.) – китайский
политик. В более позднюю эпоху ее разрабатывали
Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Наиболее
полно и последовательно теория насилия
изложена польско-австрийским социологом
и государствоведом Гумпловичем (1838–1909)
в его работах «Раса и государство» и «Общее
государственное право». Он считал, что
люди появились первоначально в виде отдельных,
совершенно обособленных групп. Человечество
с самого начала было разделено на расово-этнические
группы, которые постоянно враждуют между
собой. В результате порабощения одних
общественных групп другими возникает
государство. Совместное существование
на одной территории двух или более враждебных
групп требует установления определенного
порядка в форме государственной организации.
Следствием победы большинства над меньшинством
или более сильного племени над более
слабым является учреждение победителем
государства, которое становится органом
управления побежденными. В результате
завоевания возникает государство и деление
общества на классы, частная собственность.
Гумплович
указывал, что история не предъявляет
ни одного примера, где бы государство
возникло не при помощи акта насилия. Насилие
выражалось в завоевании и порабощении
более сильным чужим племенем более слабого,
уже оседлого племени. Эта теория имеет
много подтверждений, к примеру, гражданская
война Севера и Юга, приведшая к созданию
единого американского государства. Но
процесс возникновения государства основывается
на тех изменениях, которые происходят
внутри общества, и поэтому государство
нельзя навязывать какому-либо народу,
если отсутствуют предпосылки для этого[18].
§ 6. Психологическая
теория
Возникновение
государства данной теорией объясняется
свойствами человеческой психики, потребностью
индивида жить в коллективе, его
стремлением к поиску авторитета,
указаниями которого можно было бы
руководствоваться в
Наиболее
крупным представителем был русский
государствовед и правовед Л.И. Петражицкий
(1867-1931), создавший двухтомную работу «Теория
права и государства в связи с теорией
нравственности» (1907). Образование государства
он пытается изобразить как продукт явлений
индивидуальной психики, он старается
объяснить его психикой отдельного индивида,
взятого изолированно, в отрыве от общественных
связей, общественной среды. Психика человека,
его импульсы и эмоции играют главную
роль не только в приспособлении человека
к изменяющимся условиям, но и в психических
взаимодействиях людей и их различных
объединений, сумма которых и составляет
государство. Таким образом, государство
появляется вследствие психологических
закономерностей развития человека, его
естественной потребности в общении с
другими людьми, известной ещё античным
мыслителям.
Другой
приверженец психологической
§ 7. Расовая
теория (теория инцеста – кровосмешения)
Ее основателем
считается французский граф Ж. Гобино
(1816-1882), автор четырехтомного труда «Опыт
о неравенстве рас». Гобино пытался объяснить
весь ход человеческой истории, исходя
из тех особенностей, которые произвольно
приписываются им расам и народам. Важнейшее
значение при этом он придает «чистоте»
и «смешению» рас.
Некогда
не было деления на расы, а существовало
единое человечество – первобытный
человек. Позднее возникает деление
человечества на три расы: белую, желтую
и черную. Смешение этих основных рас
и порождает дальнейшие расовые
деления человечества и его историю.
Французский этнограф и социолог
Клод Леви-Стросс разработал и обосновал
идею, согласно которой особенности производства
человека (воспроизводство рода), а именно
запрет инцеста (кровосмешения), явились
исходным социальным фактом в выделении
человека из мира природы и возникновении
государства.