Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:35, курсовая работа
Государство представляет собой явление конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его под контроль, человек понял, что не может существовать без него и вне его
Введение
Глава 1. Закономерности развития государства
Глава 2. Причины и пути формирования государства
2.1. Восточный путь возникновения государства
2.2. Западный путь возникновения государства
2.3. Синтезный путь возникновения государства
Глава 3. Теории происхождения государства
3.1. Теократическая (теологическая) теория
3.2. Патриархальная теория
3.3. Договорная (естественно-правовая) теория
3.4. Марксистская (классовая, материалистическая) теория
3.5. Теория насилия
3.6. Психологическая теория
3.7. Расовая теория (теория инцеста – кровосмешения)
3.8. Органическая теория
3.9. Ирригационная теория (теория гидравлического происхождения государства)
Заключение
Библиографический список
Таким
образом, социальная дифференциация между
группами в странах Востока происходит
на основе политического неравенства,
т.е. по их положению во властной иерархии
и по привилегиям. Подобная социальная
структура именуется
Восточные
государства в некоторых своих
чертах существенно отличались друг
от друга. В одних, как в Китае,
рабство носило домашний, семейный
характер. В других, как в Египте,
было много рабов, которые наряду
с общинниками вносили
Вместе
с тем все восточные
Восточный
путь возникновения государства
представлял собой плавный
Восточное
общество было застойным, на протяжении
веков, а иногда и тысячелетий, оно
практически не развивалось. Так, государство
в Китае возникло на несколько
веков раньше, чем в Европе (в
Греции, Риме). Хотя в Китае имели место
существенные социальные потрясения (иностранные
завоевания, крестьянские восстания, в
том числе и победоносные и т.п.), но они
приводили лишь к смене царствующих династий,
само же общество вплоть до начала XX в.
оставалось в основном неизменным[6].
§ 2. Западный
путь возникновения государства
В отличие
от восточного, западный путь был явлением
своего рода уникальным, исключением
из общего правила. Именно западное общество
стало движущей силой истории, европейские
государства в короткий срок обогнали
значительно раньше возникшие восточные
империи.
Ведущим
фактором на территории Европы было классовое
разделение общества. В свою очередь,
это обусловливалось тем, что
здесь на стадии протогосударства,
формой которого была «военная демократия»,
происходило интенсивное формирование
частной собственности на землю, а также
на другие средства производства: скот,
рабов. В наиболее чистом виде это можно
наблюдать на примере Древних Афин, где
государство развивалось, частью преобразуя
органы родового строя, частью вытесняя
их путем внедрения новых органов, заменив
их постепенно государственными органами
власти. Место «вооруженного народа» занимает
вооруженная «публичная власть», не совпадающая
с обществом, отчужденная от него и готовая
выступить против народа.
На раннем
этапе разложения общинного строя
наблюдается экономическое
Трения
между наследственной аристократией
и массами, принимавшие порой
острые формы, отягощались борьбой
за власть другой группы обладателей
частной собственности, нажитой
морским грабежом и торговлей. В
итоге богатые собственники и
начали занимать ответственные государственные
должности – господство родовой
знати было ликвидировано.
Следовательно,
для развития Афинского государства
характерно то, что оно возникало
непосредственно и из классовых
противоречий. Формируемая частная
собственность стала базой, фундаментом
для утверждения экономического
господства имущих классов. В свою очередь,
это позволило овладеть институтами
публичной власти и использовать
их для защиты своих интересов. Афины
нередко называются классической формой
возникновения
В Древней
Спарте особенности возникновения
государства были обусловлены рядом
иных обстоятельств: спартанская община
завоевала соседние территории, население
которых стало общинными (а не
личными) рабами-илотами, численность
которых превышала численность
спартанцев. Необходимость руководить
ими и держать в повиновении
потребовала создания новых органов
власти, нового аппарата. Вместе с тем
стремление не допустить имущественного
неравенства и социальной напряженности
среди спартанцев, недопущение в этих
целях частной собственности на рабов
и на землю, которая, оставаясь в государственной
собственности, делилась на равные участки
по числу полноправных жителей, постоянная
угроза восстания илотов и другие обстоятельства
привели к тому, что Спарта стала аристократической
республикой с весьма жесткими, террористическими
методами управления и сохранившимися
пережитками первобытно-общинного строя.
Жесткость режима, проводившего линию
на уравнительность, способствовала как
бы консервации существовавших порядков,
не давала возникнуть той социальной силе,
которая могла бы ускорить ликвидацию
остатков родоплеменной организации.
В Риме
процесс формирования классов и
государства в силу ряда причин тормозился
и переходный к государству период
растянулся на столетия. В длившейся
борьбе между двумя группами свободных
членов римского родоплеменного общества
плебеи вырывали у патрициев одну
уступку за другой. В результате
общественная организация Рима стала
обладать значительной демократичностью.
К примеру, утвердилось равноправие
всех свободных граждан, закрепился
принцип, согласно которому любой гражданин
был одновременно земледельцем и
воином, установилось социально-политическое
значение сельской общины, которая
оставалась собственником общинной
земли. Это замедляло развитие имущественного
и социального неравенства в
среде свободных граждан и
формирование частной собственности
как фактора классообразования.
Положение
качественно изменилось лишь к концу
II в. до н.э. с началом массового обезземеливания
крестьян-общинников. С другой стороны,
в результате непрекращающихся завоеваний
в городах и сельских местностях скапливается
такая масса рабов, что римская семья,
которая традиционно выполняла децентрализовано
функцию подавления и удержания и повиновения
несвободных, оказалась не в состоянии
ее осуществлять. В конце концов необходимость
умерять столкновения различных социальных
групп и удерживать в повиновении подвластные
и зависимые эксплуатируемые народы привела
во II в. до н.э. к созданию мощной государственной
машины. В основном процесс государствообразования
в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение
родоплеменного строя шло тем же путем,
что и в Греции. Экономически сильная группа
постепенно захватила власть, формируя
выгодные ей органы. Однако в Риме в эти
процессы решительно вмешалась третья
группа населения – плебеи. Представители
пришлых племен, лично свободные, не связанные
с римским родом, они обладали торговым
и промышленным богатством. Экономическое
могущество плебеев возросло. Их длительная
борьба против патрициев – родовой римской
аристократии, – развернувшаяся в связи
с укреплением частной собственности
и углублением имущественной дифференциации,
наложилась на процесс классообразования
в римском обществе, стимулировала разложение
родоплеменного строя, явилась катализатором
хода образования государства.
Несколько
иным путем шло становление
Завоевание
франками значительных территорий Римской
империи со всей очевидностью показало
неспособность родоплеменного строя
обеспечить господство на них, а это
подстегнуло образование
§ 3. Синтезный
путь возникновения государства
Подобный
путь формирования государства был
свойственен тем народам, которые
переходили от родоплеменных отношений
сразу к раннефеодальному государству
под воздействием политического
и имущественного неравенства одновременно.
Расслоение различных групп происходило
по их положению в системе властно-
Итак, на
процесс формирования государства
по синтезному пути влияли прочность сельской
общины, внешняя опасность и завоевательные
войны. Но важное значение имеет влияние
опыта других государств, к примеру, германские
племена в строительстве государства
использовали опыт и институты Древнего
Рима. А восточные славяне оказались сначала
под влиянием варягов, затем Византии,
заимствовав у нее государственную религию,
институты и принципы их строительства
и функционирования[8].
Глава
3. Теории происхождения государства
§ 1. Теократическая
(теологическая) теория
Теологическая
теория возникновения государства
является древнейшей из существующих
в мире. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне
и Иудее выдвигались идеи божественного
происхождения организации политической
власти в обществе. В законах царя Хаммурапи
говорилось о власти царя подобным образом:
«Боги поставили Хаммурапи управлять
«черноголовыми»; «Человек является тенью
бога, раб является тенью человека, а царь
равен богу» (т.е. богоподобен)[9]. Похожее
наблюдалось и в древнем Китае: там император
именовался «сыном неба».
Распространена
теологическая теория была в Византии
IV-VI вв., где её сторонником был
православный богослов Иоанн Златоуст.
Он настаивал на необходимости повиновения
всяким властям как исполнении обязанности
по отношению к Богу. Он предупреждал,
что с уничтожением властей исчезнет
всякий порядок.
Широкое
распространение теологическая
теория получила в эпоху перехода
многих народов к феодализму и
в феодальный период. На рубеже XII–XIII
вв. в Западной Европе существовала
теория «двух мечей». Она исходила
из того, что основатели церкви имели
2 меча. Один они вложили в ножны
и оставили при себе, ибо не пристало
церкви самой использовать меч, а
второй они вручили государям
для того, чтобы те могли вершить
земные дела. Государь же наделялся
церковью правом повелевать людьми и
являлся слугой церкви. Основный смысл
данной теории состоит в том, чтобы
утвердить приоритет духовной организации
над светской и доказать, что нет государства
и власти «не от бога»[10].
Примерно
в тот же период появляется и развивается
учение богослова, доминиканского монаха
Фомы Аквинского (1225-1274), чьи сочинения
явились энциклопедией
Своё
учение о государстве, его происхождении
Фома пытается построить, используя
для его обоснования теории греческих
философов и римских юристов.
Он старается приспособить взгляды
Аристотеля к догматам католической
церкви и укрепить её позиции. От Аристотеля
Аквинский перенял мысль о
том, что человек по природе есть
«животное общительное и