Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:05, доклад

Описание работы

Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом.

Файлы: 1 файл

право.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие  государства, его признаки и  сущность

 

Сущность государства  как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества  взаимосвязанных внутренних и внешних  сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.

 

Государство возникает  как классовая организация политической власти. Это положение прямо или  косвенно доказано мировой наукой и  исторической практикой. Действительно, рабовладельческое государство  по своей сущности, в основе своей, было политической организацией рабовладельцев. Хотя в какой–то степени оно охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство – это основной орган политической власти прежде всего феодалов, а также других богатых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей). Капиталистическое государство на первых (классических) этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии.

 

Развитие государства  сложный диалектико–логический  процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых, в конечном счете, начинают преобладать прогрессивные.

 

Более или менее  однотипные экономические и социальные условия существования общества (производственные отношения, социальная структура), соответствующие им нравственные устои и культурный уровень населения при рабстве, феодализме и капитализме на первых этапах его развития придают государству известное внутреннее единство. Все они базируются на таких отношениях собственности, в которых преобладают элементы принуждения в государственном управлении, официально признается неравенство и угнетение как естественное состояние общественной жизни.

 

Особенность исторических типов государств, предшествующих современности, состоит в том, что они в  основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного «взросления» человека экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается.

 

Таким образом, в силу объективных причин государство  превращается преимущественно в  организующую силу общества, которая  выражает и охраняет личные и общие  интересы его членов.

 

Основным предназначением  государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.

 

В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая  демократия», «правовое государство» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.).

 

Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.

 

Какие же изменения  претерпело государство?

 

Будучи главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

 

Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

 

Все это дает основание охарактеризовать современное  цивилизованное государство как  средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).

 

Определить  общее понятие государства, которое  бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем  и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:

 

Государство –  это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Признаки  государства

 

Государство отличается от органов управления первобытного общества и ныне существующих негосударственных организаций следующими признаками.

 

1. Наличие публичной  власти

 

Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов  подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.

 

Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно .-властными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.

 

2.Административно-территориальная организация населения страны

 

Распространение государственной власти на население, проживающее в рамках определенной страны, неизбежно влечет ее деление  на административно-территориальные  единицы (края, области, округа и т.д.). Смысл этого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории. В отличие от цивилизованного в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от их принадлежности к тому или иному роду, племени, семье, то есть основывалась на кровнородственных связях.

 

3. Государственный  суверенитет

 

Государственный суверенитет — независимость  государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, моно­польном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

 

Государственный суверенитет — основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет  не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того чтобы присвоить себе «право войны», для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство.

 

Государственный суверенитет имеет две стороны:

 

внутреннюю  сторону — исключительное, монопольное право на законодательство,- на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

 

внешнюю сторону—самостоятельность  и независимость во внешних делах  страны, недопустимость вмешательства  во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, пре­дусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке (например, по решению международного юрисдикционного органа при защите прав человека, введение миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствии с ее Уставом).

 

Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует  отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.

 

Народный суверенитет  — само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет понятие национального суверенитета: это право наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.

 

Государственный суверенитет может совмещаться  с народным и национальным суверенитетом.

 

4. Сбор налогов  с населения является неотъемлемой  чертой государственной организации  общества

 

На начальных  стадиях развития государства доходы, получаемые в виде налогов, целиком шли на содержание армии, полиции, государственного аппарата. Затем, с течением времени, в цивилизованных, индустриально развитых странах часть налогов стала использоваться для поддержки образования, медицины, неимущих слоев населения и т.д.

 

Сбором налогов  занимаются специальные государственные  органы, деятельность которых основана на налоговом праве, определяющем виды, размер и порядок налогообложения.

 

3. Функции государства

Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

 Внутренние  функции: 

1.     Охранительная. 

2.     Экономическая.

3.     Социальная.

4.     Культурно-воспитательная.

5.     Природоохранительная.

 Внешние  функции: 

1.       Защита государства от вооруженных  нападений других государств.

2.       Поддержание международных политических  отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

3.       Борьба с международной преступностью. 

4.       Участие в международной охране  окружающей Среды. 

 Реализация  функций осуществляется различными  государственными организациями.  Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.

 Существуют  два вида государственных организаций.  К первому  виду относятся  государственные организации,  которые  осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.

 Второй вид  представляют государственные организации,  основным назначением которых  является непосредственная, практическая  деятельность по выполнению функций  государства. Они создаются органами  государства и управляются ими.  В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.

 В охранительной  сфере практическое выполнение  функций возложено на особые вооруженные  государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения  вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.

 В экономической  сфере действуют государственные  организации - предприятия и учреждения, основным назначением которых  является производственная либо  обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики,  сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.

 Культурно-воспитательные  задачи выполняются широкой сетью  государственных организаций, таких,  как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

 Следует  иметь в виду, что охранительные,  экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие.

Охранительная функция:

 Это функция  государственной деятельности проявляется  в обеспечении государством общественного  и правового порядка, защите  и охране прав и интересов  граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

 Эта функция  также направлена на охрану  жизни, здоровья, чести и достоинства  граждан, а также на охрану  государственного и общественного  имущества, на охрану частной собственности.

 Общественный  порядок охраняется государственными  органами, общественными организациями  и гражданами. Особая роль в  обеспечении общественного порядка  принадлежит органам внутренних  дел, милиции. 

Информация о работе Теория государства и права