Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:58, реферат
Благосостояние государства приобреталось за счет увеличения эксплуатации крестьян, которая достигла предела. В сельском хозяйстве наблюдался регресс. Европейская революция 1848 года отразилась на русской почве ростом революционного движения. Бунты крепостных в 50-е годы приобрели значительные размеры. Наступил общий кризис феодально-крепостнической системы.
Введение
Буржуазно-демократическая революция 1905—1907 гг. в России.
Образование Советов
Отмена крепостного права. Общественный строй
2.1. Подготовка крестьянской реформы;
2.2.Основные положения реформы. Правовое положение крестьян;
Государственный строй
3.1.Центральные и местные органы управления;
3.2. Государственные реформы 60—70-х годов;
3.3. Контрреформы 1880—1890 гг.
Право
Особенности развития права и его источники;
Гражданское право;
Судебный процесс.
Военная реформа 1864—1874 гг. Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны. На первом этапе реформы был сокращен (с 25 до 15 лет) срок службы рекрутов и несколько улучшена подготовка офицерских кадров.
Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 года. Только угроза быстрого усиления западноевропейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской повинности, заставила правительство ввести аналогичный порядок и в русскую армию. 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, вводившийся для всего мужского населения «без различия состояний». Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет. Из них действительная служба занимала 6 лет и служба в запасе — 9 лет. Сроки службы на флоте соответственно составляли 7 и 3 года. Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним — до полутора лет. Для получения офицерского чина требовалось наличие специального военного образования. Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы.
Реорганизация полицейского аппарата. Параллельно с реорганизацией и укреплением армии шла перестройка полицейского аппарата. В 1862 году городская и уездная полиция была объединена в единую полицейскую систему, которая стала представлять собой сложную иерархию, начинавшуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. В губернских городах руководство полицией осуществлял полицеймейстер. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 году в единую полицейскую систему губернские жандармские управления. Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в центре и на
- 20 -
местах.
Реформы местного
управления. Местное управление в дореформенный
период строилось в полном соответствии
с системой крепостнического хозяйствования.
Центральной фигурой в нем оставался помещик,
сосредоточивший в своих руках экономическую,
административно-судебную и полицейскую
власть над своими крестьянами. Император
Павел I говорил: «У меня столько полицеймейстеров,
сколько помещиков в государстве».
На губернском уровне
главным лицом в системе
Следующее по значению место
после губернатора занимал губе
Дореформенная система местного управления отражала преимущественные интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладавшие в ее деятельности принципы бюрократизма и централизма не учитывали реальных нужд местного населения, местной промышленности и местного торгового оборота. Картина усугублялась нерасчлененностью административных, судебных и хозяйственных правомочий, возлагавшихся на местную администрацию.
Проведение крестьянской реформы потребовало неотложной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием местного управления, вращались вокруг этой проблемы. Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации. Только в марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них.
Круг вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства. В предложенном комиссией проекте отмечалось:
«земские учреждения, имея характер местный и общественный, не могут входить в ряд
- 21 -
правительственных — губернских или уездных — инстанций, или иметь в своем подчинении какие-либо из правительственных мест». С самого начала земские учреждения проектировались как местные и общественные, не имевшие своих исполнительных органов и проводившие свои решения через полицейский и бюрократический аппарат государства.
Государство должно было осуществлять жесткий контроль за деятельностью земств. Этот контроль носил либо форму общего надзора правительственной власти за законностью принимавшихся земскими органами решений и постановлений, либо форму прямого специального наблюдения и утверждения конкретных действий земских учреждений. Губернатор в семидневный срок мог наложить «вето» на любое распоряжение земского органа, для министра внутренних дел этот срок был значительно увеличен. Сами распоряжения земских учреждений чаще всего могли быть реализованы посредством налогово-фискальных органов государства или через полицию, власть которой была значительно укреплена в ходе ее реорганизации.
Создание земских
учреждений тормозилось также
попытками правительства
Устроители земской реформы не решились провести открыто сословный принцип формирования новых местных органов. Однако неприемлемым для них было и всеобщее избирательное право. Поэтому для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три части (курии), в каждой из которых, как отмечала комиссия, «преобладает одно из главных исторически сложившихся сословий». Избирательная система должна была комбинировать сословное начало с началом имущественного ценза. Кроме того, куриальная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях. Таким способом оно всегда могло обеспечить в них преимущество для представителей правящего класса.
1 января 1864г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». На них возлагалось: заведование капиталами, имуществами и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщения; меры обеспечения «народного продоволь-
- 22 -
ствия»; мероприятия по благотворительности; взаимное земское страхование имуществ; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры; участие в хозяйственных отношениях из области здравоохранения и образования.
Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:
1) курии уездных землевладельцев, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз, и состоявшей преимущественно из дворян-помещиков. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;
2) городской курии, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством, либо предприятием с определенным годовым оборотом, либо недвижимостью, оцененной в определенном размере;
3) сельской курии, в которой не был установлен имущественный ценз, но была введена система трехступенчатых выборов; крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.
Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоявший из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездного земского собрания. Председатель уездной управы утверждался губернатором, председатель губернской управы — министром внутренних дел.
Как отмечал В.И. Ленин, «земство с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченных все тем же чиновничеством»
Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Когда в 1865 году Петербургское губернское земское собрание : поставило вопрос об образовании такого органа, оно было по просту закрыто правительством. Существование земских учреждений допускалось только на губернском и уездном уровнях.
Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы логически замкнуть всю систему земских учреждений — волостного земства. Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопрос были пресечены правительством в самом
- 23 -
зародыше. Не решившись сделать земства исключительно дворянскими учреждениями, правительство законодательным путем все же внедрило в руководство земств представителей этого сословия: председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.
Отсутствие достаточных материальных средств (они формировались за счет обложения специальным налогом местного населения; в 1866 году было запрещено облагать торговые и промышленные предприятия) и собственного исполнительного аппарата усиливали зависимость земств от правительственных органов.
Все же земствам удалось внести значительный вклад в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, систем здравоохранения и народного просвещения. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений. В этом плане земскую реформу можно оценивать как буржуазную по своему характеру
16 июня 1870 г. было утверждено «Городовые положения», закреплявшее систему органов городского общественного управления, городское избирательное собрание и городскую думу (с городской управой — исполнительным органом). Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу. Думу и управу возглавляло одно лицо — городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел. Как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государственных бюрократических и политических учреждений. Вместе с тем создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.
Судебная реформа 1864 года. Структуру дореформенной судебной системы составляли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды для крестьян, горожан, дворян; специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы — губернские правления, органы полиции и др. Закон не устанавливал для судей образовательного ценза, и в судах первой инстанции неграмотные и малограмотные судьи составляли большинство членов. Даже в Сенате по данным на 1841 год числилось только шесть человек с высшим образованием.
Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На
- 24 -
деятельность суда сильное
давление оказывали различные
Делопроизводство могло иногда тянуться годами. В судебном процессе господствовали инквизиционное начало и теория формальных доказательств.
Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся еще в 50-х годах, особенно интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы. К началу 1861 г. на рассмотрение Государственного совета было представлено 14 законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре судебной системы и судопроизводства: ограничение числа судебных инстанций, введение устности, гласности, состязательности и пр. Материалы судебной реформы составили 74 толстых тома.
20 ноября 1864г. были утверждены и вступили силу основные акты: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и по уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и по уголовным делам) департаменты Сената.
Реформа судебной системы провозгласила новые буржуазные по своему характеру принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (миро-вых судов и присяжных заседателей).
Информация о работе Теория правового государства в до революционной России