Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:22, курсовая работа
Цели и задачи исследования заключаются в следующем:
- опираясь на выводы и суждения зарубежных и отечественных исследователей проблемы разделения властей, сформулировать и обосновать единую и цельную концепцию такого разделения в современных условиях;
- выявить глубинные связи и опосредования, реально существующие между содержанием и функциональными проявлениями указанного конституционно-правового принципа, с одной стороны, и сущностными характеристиками гражданского общества и правового государства, с другой;
- показать особенности действия этого принципа в условиях проявления дальнейшего становления этого принципа в контексте эволюционного развития российской государственности и конституционно-правовой системы;
Введение………………………………………………………………………...……3
1. Теория разделения властей: концептуальное содержание и становление…….5
1.1. Возникновение теории разделения властей……………………….……5
1.2. Концептуальное содержание и становление теории разделений властей………………………………………………………………………….…….7
2. .Правовое закрепление принципа разделения властей………………………..13
2.1 Законодательная власть в системе разделения властей……………….13
2.2 Исполнительная власть в системе разделения властей……………….16
2.3 Судебная власть в системе разделения властей…………………….....22
Заключение……………………………………………………………………...…..29
Список используемых источников………………………………………...…...…31
Список основных терминов………………………………………………………..35
Приложение……………………………………………………………………...….37
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Дальневосточный юридический институт
Владивостокский филиал
Кафедра государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин
Курсовая работа
По дисциплине «Теория государства и права»
на тему:
«Теория разделения властей»
Выполнил: курсант 102 учебной группы
рядовой полиции Панченко А.В.
Проверил: научный руководитель
майор полиции Перелыгин С.В.
Владивосток 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теория разделения властей: концептуальное содержание и становление…….5
1.1. Возникновение теории разделения властей……………………….……5
1.2. Концептуальное
содержание и становление теории разделений
властей……………………………………………………………
2. .Правовое закрепление принципа разделения властей………………………..13
2.1 Законодательная власть в системе разделения властей……………….13
2.2 Исполнительная власть в системе разделения властей……………….16
2.3 Судебная власть в системе разделения властей…………………….....22
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников………………………………………...….
Список основных
терминов……………………………………………………….
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования определяется общей ролью разделения властей в государственной, в политико-правовой жизни Российской Федерации в переходный период становления гражданского общества и правового государства. В последние годы российского государственного бытия отчетливо заявила о себе дотоле неведомая потребность в функциональном обособление, специализации ветвей государственной власти, способствующих поддержанию в системном взаимодействии и согласованности необходимого политико-властного баланса в обществе1. Потрясший страну осенью 1993 г. конституционный кризис, переросший в стадию настоящей конституционной войны, был вызван, прежде всего, отсутствием механизма согласования интересов двух ветвей власти - законодательной и исполнительной. В результате кризис был разрешен с применением силы со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями2.
Цели и задачи исследования заключаются в следующем:
- опираясь на выводы и суждения зарубежных и отечественных исследователей проблемы разделения властей, сформулировать и обосновать единую и цельную концепцию такого разделения в современных условиях;
- выявить глубинные связи и опосредования, реально существующие между содержанием и функциональными проявлениями указанного конституционно-правового принципа, с одной стороны, и сущностными характеристиками гражданского общества и правового государства, с другой;
- показать особенности действия этого принципа в условиях проявления дальнейшего становления этого принципа в контексте эволюционного развития российской государственности и конституционно-правовой системы;
- сформулировать выводы и рекомендации по совершенствованию практики формирования и функционирования системы разделения властей в условиях складывающихся конституционализма, парламентаризма, федерализма, реальной многопартийности.
Работа состоит из двух глав, одна из которых делится на три параграфа, заключения, списка используемых источников, списка основных терминов и приложения.
1.1 Возникновение теории разделения властей
Идея
разделения властей, выдвинутая еще
античными мыслителями (Аристотель),
была развита в эпоху буржуазных
революций (в частности, французским
правителем Монтескье) в противовес
абсолютизму и феодальному
Ш. Монтескье
придал этой концепции вполне завершенный
и стройный вид. И, что не менее
важно, в его интерпретации концепция
разделения властей получила свое отражение
и закрепление в
Тем не менее, теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства5. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента - судебного учреждения). В своей фундаментальной работе «О духе законов»6(1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга»7. Как видно, цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.
Конечно
же, теория разделения властей возникла
не на пустом месте, она явилась логическим
продолжением развития политико-правовых
идей, возникших в 17 веке в Англии,
теория разделения властей стала частью
Таким образом, можно сделать вывод, что теория разделения властей начинала зарождаться в эпоху Древней Эллады и Древнего Рима античными мыслителями, такими как Аристотель, Эпикур, Полибий. Но окончательно она зародилась во Франции, и прежде всего теория разделения властей связана с именем Ш.Монтескье, который считается ее создателем.
Разделение властей - это совершенно реально действующий механизм организации и конкретной реализации властей, соответствующий исторически определенным политико-правовым представлениям и теоретическим обоснованиям10.
Теория
разделения властей в ряде стран
нашла свое достойное конституционно-
Важным содержательным аспектом современной концепции разделения властей является то, что такое разделение целиком и полностью относится к власти государственной, к сфере деятельности как государственного механизма в целом, так и отдельных его органов.
Государственная власть в современной концепции разделения властей понимается как единое целое.
Такому
пониманию государственной
Разделение государственной власти на ветви, самостоятельные по отношению друг к другу, призвано обеспечивать в конечном итоге тот необходимый баланс интересов, который и делает власть цельной и единой. Баланс властей не есть величина постоянная и неизменная. Он достаточно динамичен в обстановке довольно часто меняющихся политических условий и факторов, сохраняя, тем не менее, принципиальную значимость своих «контуров».
Согласно ст.11 Конституции РФ, «государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», а в субъектах Российской Федерации (п.2 ст.11) государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти.12
Компетенция
органов государства может
Если конституция определяет «тройную функциональность», а функция, в свою очередь, определяет соответствующую ей власть, то разделение властей действительно можно было бы в любое время «ввести», стоит лишь внести в текст Конституции необходимые для этого статьи. В действительности же самые демократические и прогрессивные формулы, включенные в Конституцию, не создают сами по себе правовую реальность. Ни демократический, ни правовой характер государства не становится реальностью от того, что соответствующие определения содержатся в Основном законе государства. Не возникает от этого и гражданское общество. Разделение властей не составляет исключения. Оно также не появляется путем «введения» в Конституцию.
Не формально-юридическое,
а реально-фактическое
Все власти
действуют на единой и, как правило,
постоянной правовой основе. Однако необходимость
функционирования в режиме законности,
строгого и неуклонного исполнения
ими предписаний и
Принцип верховенства закона предполагает формирование субординированной правовой системы государства в соответствии с признаком юридической силы, в которой высшей юридической силой обладает главный закон государства - его Конституция, а все остальные нормативные акты (конституционные и обычные законы, указы, постановления, распоряжения и др.) должны соответствовать ей16. К проблеме верховенства законодательного органа государства непосредственным образом примыкает и вопрос о верховенстве представительного органа государства в системе разделения властей.
Принцип разделения властей как принцип не только правовой, но прежде всего конституционный - это один из правовых устоев гражданского общества, не только структуризирующего власть правового государства, но и держащего эту власть под контролем общества, гарантирующего обществу невозможность злоупотреблять властью, делать государство хозяином общества. Одновременно принцип разделения властей выступает важнейшим фактором формирования и функционирования правовой системы гражданского общества.
Разделение властей - один из главнейших стабилизаторов политической системы гражданского общества. Это обусловлено тем, что указанный принцип не допускает излишнего сосредоточения, сверхконцентрации власти в руках одной из ее ветвей, одного органа государства, одного должностного лица, обеспечивает тот баланс уравновешивающих друг друга властей, который необходим обществу. Если же учесть, что государство объективно в любом обществе занимает центрально место и выполняет ведущую роль в его политической системе, становится очевидным, что сбалансированное функционирование государственной власти одновременно выступает стабилизирующим фактором деятельности и политической системы17.
Концепция разделения властей традиционно имела дело с законодательной, исполнительной и судебной властями в лице соответствующих государственных органов. Именно органов государства. Однако разделение властей имеет несколько уровней. 18 При этом разделение посредством определенной организации законодательных, исполнительных и судебных органов занимает отнюдь не первоначальное место, а скорее производное и вторичное по сравнению с изначальным разделением, о котором, применительно к подлинно демократическому, правовому государству можно говорить как о изначальном, первичном, «корневом» разделение властей, и на котором, собственно, как производное и вторичное строится и основывается разделение президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей. Такое первичное и «корневое» разделение властей четко определено в ст.3 действующей Конституции Российской Федерации. В ней прежде всего говорится об источнике власти - многонациональном народе Российской Федерации, который характеризуется двумя существенными свойствами19: во-первых, именно многонациональный народ является носителем суверенитета - народного суверенитета и, во-вторых, многонациональный народ выступает не просто источником всей власти в государстве, но именно единственным источником такой власти. Осуществляет эту власть народ в нескольких формах. Такое осуществление власти народом в нескольких формах и есть изначальное, первичное, «корневое» разделение власти на несколько видов, что, впрочем, не исключает единства власти, как по ее источнику, так и по ее существу. Конституционное законодательство Российской Федерации предполагает разделение власти по следующим уровням и, соответственно, формам: