Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:22, курсовая работа
Цели и задачи исследования заключаются в следующем:
- опираясь на выводы и суждения зарубежных и отечественных исследователей проблемы разделения властей, сформулировать и обосновать единую и цельную концепцию такого разделения в современных условиях;
- выявить глубинные связи и опосредования, реально существующие между содержанием и функциональными проявлениями указанного конституционно-правового принципа, с одной стороны, и сущностными характеристиками гражданского общества и правового государства, с другой;
- показать особенности действия этого принципа в условиях проявления дальнейшего становления этого принципа в контексте эволюционного развития российской государственности и конституционно-правовой системы;
Введение………………………………………………………………………...……3
1. Теория разделения властей: концептуальное содержание и становление…….5
1.1. Возникновение теории разделения властей……………………….……5
1.2. Концептуальное содержание и становление теории разделений властей………………………………………………………………………….…….7
2. .Правовое закрепление принципа разделения властей………………………..13
2.1 Законодательная власть в системе разделения властей……………….13
2.2 Исполнительная власть в системе разделения властей……………….16
2.3 Судебная власть в системе разделения властей…………………….....22
Заключение……………………………………………………………………...…..29
Список используемых источников………………………………………...…...…31
Список основных терминов………………………………………………………..35
Приложение……………………………………………………………………...….37
У теории разделения властей есть и другие надежные аргументы в ее пользу. Прежде всего, это исторический опыт, подтверждающий достоинства теории на различных этапах развития человеческой цивилизации, в далеко не одинаковых условия: политических, социальных, экономических51. Не менее важно и то, что теория разделения властей располагает большим потенциалом как организационно-функциональным, так и демократическим. Надо отметить, что теорию разделения властей можно упрекнуть в устарелости, оторванности от реальности современного мира. В центре внимания находится, как правило, проблема рациональности и эффективности. Издержки со временем перевешивают достоинства теории разделения властей. С позиции народовластия слабым и недостаточным представляется контроль за исполнением принятых законов, а относительная самостоятельность порождает бюрократизм, коррупцию и усиление позиций внепарламентских сил. Противоречия между властями парализуют механизм управления, делают невозможным проведение целенаправленной политики. Можно без преувеличения сказать, что проблема разделения властей - и в этом также находит свое проявление ее актуальность - это проблема стабильности общества. Равновесие и стабильность в обществе, успешный ход и результативность осуществляемых реформ во многом определяются и будут определяться в дальнейшем адекватным балансом социальных и политических сил, находящим свое выражение в соотношении властных полномочий и их проявлений.
Актуальность проблемы разделения властей обуславливается также тем объективным обстоятельством, что это разделение проистекает из самой природы гражданского общества и правового государства, является их важнейшим функциональным проявлением52.
Список использованных источников
Список основных терминов
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Разделение властей |
Это совершенно реально действующий механизм организации и конкретной реализации властей, соответствующий исторически определенным политико-правовым представлениям и теоретическим обоснованиям. |
2 |
Принцип верховенства закона |
Формирование |
3 |
Источник власти в обществе |
Единственный источник власти в обществе - народ. |
4 |
Государственная власть |
Способность государственных структур обеспечить публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами социальных отношений, опирающаяся на государственное принуждение. |
5 |
Публичная власть |
Система государственной власти, состоящая из собственного аппарата власти, управления и контроля, а также судебных органов, призванных обеспечить исполнение властных повелений этого аппарата. |
6 |
Президент |
Субъект законодательной власти. К тому же он - нормотворческий орган (ст.90 Конституции Российской Федерации). |
7 |
Федеральное Собрание |
Парламент Российской Федерации, будучи представительным органом, является также и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. |
8 |
Судебная система РФ |
Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; другие федеральные суды. |
9 |
Законодательные органы государства |
Государственная Дума (принимает законы), Совет Федераций (рассматривает законы), Президент (утверждает законы) |
10 |
Правотворчество |
Исключительная прерогатива |
Приложения
Разделение властей в государстве
Размещено на
1Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность// Государство и право. - 2007. - № 7. – с.143.
2Еллинек Г. Общее учение о государстве / Георг Еллинек. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. – с.750.
3Локк, Дж. Избранные философские произведения. Т. II. М., 1960. – с.528.
4Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права - М.:«Юрист», 2006 - С. 335.
5Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2007 – с.34.
6Азаркин Н.М. «Монтескье» - М.: Юридическая литература, 1998 – с.87.
7Монтескье, Ш. Избранные произведения. М., 1955. – с.672.
8Валуев М. Исторические типы философии-М.: Знания, 2005 - с.241.
9Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права// М.: «Юрист», 2006 - С. 348.
10Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей. Учебное пособие. - Екатеринбург: Урализдат, 2008. – с. 67.
11Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России и других суверенных республик СНГ Актуальные проблемы конституционного законодательства. М.,1999 – с.62.
12 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)// Российская газета. – 1993. – 12 декабря.
13Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России и других суверенных республик СНГ Актуальные проблемы конституционного законодательства. М.,1999 – с.65.
14Баренбойм П. Д.3000 лет доктрины разделения властей. Монография. - М.: Знание, 2006. – с.55.
15Левакин, И.В. Филосовско-правовые и исторические основы разделения государственной власти // Законодательство и экономика, 2005. №1. - с. 21.
16Марченко, М.Н. Разделение властей / М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Юрайт, 2004. – с.427.
17Баглай, М.В. Конституционное право РФ / М.В. Баглай. - М.: Юристъ, 1997. – с.585.
18 Азаров Н.И. Идея разделения властей и ее реализация в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2001. - Серия 9. Выпуск 4.-с. 73.
19Авакьян, С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь / С.А. Авакьян. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – с.567.
20Умнова Н.А. Современная российская модель разделения властей между федерацией и ее субъектами (актуальные правовые проблемы). Монография. - М.: Проксима, 2007. – с.135
21Захаров, А. К проблеме совершенствования российской Конституции 1993 года // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования. М., 1998. - с. 57.
22Халипов, В.Ф. Кратология – наука о власти. Концепция / В.М. Халипов. – М.: Экономика, 2002. – с.367.
23Булаков, О.Н. Представительная власть в системе разделения властей // Законодательство и экономика, 2004. №8. - с.46.
24Касько, А.Е. Механизм разделения властей как форма обеспечения прав человека // Государственная власть и права человека: материалы научно-практической конференции, 2001. - с.179.
25Касько, А.Е. Механизм разделения властей как форма обеспечения прав человека // Государственная власть и права человека: материалы научно-практической конференции, 2001. - с.180.
26 Селезнев Г.Н. Разделение властей – основа правового государства. Учебное пособие. - М.: Юридическая литература, 2005. –с.94
27Керимов, А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право, 2001. №9. – с. 31.
28Головистикова А.Н. Теория государства и права / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2005. – с.592.
29Чиркин, В.Е. Президентская власть // Государство и право. 2007. №5. - с.15.
30Анохин, Ю.А. О месте и роли Президента РФ как гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина в системе разделения властей // Вестник алтайской науки: научное периодическое издание, 2004. - с.45.
31Дмитриев, Ю.А. Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива: монография / Ю.А. Дмитриев, А.М. Николаев. – М.: Профобразование, 2002. – с.839.
32Керимов, А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право, 2001. №9. – с. 32.
33Дмитриев, Ю.А. Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива: монография / Ю.А. Дмитриев, А.М. Николаев. – М.: Профобразование, 2002. – с.839.
34 Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. М.: Прогресс, 2005. – с. 43
35Исмоилов, И.А. Правовое государство / И.А. Исмоилов. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003. – с.185.
36Чеботарев, Г.Н. Президентская власть в системе государственной власти РФ // Российский юридический журнал. 2007. № 4. - с. 93.
37Исмоилов, И.А. Правовое государство / И.А. Исмоилов. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003. – с.183.
38Кокошкин, Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву / Ф.Ф. Кокошкин. – М.: Зерцало, 2004. – с.260.
39Чеботарев, Г.Н. Президентская власть в системе государственной власти РФ // Российский юридический журнал. 2007. № 4. - с. 94.
40Салмин А.М. Политические исследования. М.: Дрофа, 2007. – С.89.
41Ершов, B.А. Разделение властей. К вопросу о компетенции судов по разрешению административных споров // Российская юстиция, 2001. №11. - с. 35.
42 Селезнев Г.Н. Разделение властей – основа правового государства. Учебное пособие. - М.: Юридическая литература, 2005. –с.84
43Ржевский, В. Н., Чепурнова, Н.А. Судебная власть в конституционной системе разделения властей // Российская юстиция, 1997. №7. - с.43.
44Чеботарев, Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве РФ / Г.Н. Чеботарев. - Тюмень, 2007. – с.51.
45Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. - М.: «Амалфея», 2004. – с.351.
46Манов, Г.Н. Теория права и государства / Г.Н. Манов. - М.: БЕК, 1995. – с.532.
47 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)// Российская газета. – 1993. – 12 декабря.
48 Лазарев Б.М. Разделение властей и опыт Советского государства // Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. М.: Знание, 2007. – с.52.
49 Перевалов В.Д., отв. ред. Теория государства и права. - М.: «Норма», 2006. – с.324.
50Спиридонова В.И. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли. М.:ИФРАН, 2008. – с.186.
51Энтин, Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М. Энтин. – М.: Юрид. Лит., 2005. – с.176.
52Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2005. – с.143.