Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования заключаются в следующем:
- опираясь на выводы и суждения зарубежных и отечественных исследователей проблемы разделения властей, сформулировать и обосновать единую и цельную концепцию такого разделения в современных условиях;
- выявить глубинные связи и опосредования, реально существующие между содержанием и функциональными проявлениями указанного конституционно-правового принципа, с одной стороны, и сущностными характеристиками гражданского общества и правового государства, с другой;
- показать особенности действия этого принципа в условиях проявления дальнейшего становления этого принципа в контексте эволюционного развития российской государственности и конституционно-правовой системы;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...……3
1. Теория разделения властей: концептуальное содержание и становление…….5
1.1. Возникновение теории разделения властей……………………….……5
1.2. Концептуальное содержание и становление теории разделений властей………………………………………………………………………….…….7
2. .Правовое закрепление принципа разделения властей………………………..13
2.1 Законодательная власть в системе разделения властей……………….13
2.2 Исполнительная власть в системе разделения властей……………….16
2.3 Судебная власть в системе разделения властей…………………….....22
Заключение……………………………………………………………………...…..29
Список используемых источников………………………………………...…...…31
Список основных терминов………………………………………………………..35
Приложение……………………………………………………………………...….37

Файлы: 1 файл

теория разделения властей (1).docx

— 83.25 Кб (Скачать файл)

У теории разделения властей есть и другие надежные аргументы в ее пользу. Прежде всего, это исторический опыт, подтверждающий достоинства теории на различных этапах развития человеческой цивилизации, в далеко не одинаковых условия: политических, социальных, экономических51. Не менее важно и то, что теория разделения властей располагает большим потенциалом как организационно-функциональным, так и демократическим. Надо отметить, что теорию разделения властей можно упрекнуть в устарелости, оторванности от реальности современного мира. В центре внимания находится, как правило, проблема рациональности и эффективности. Издержки со временем перевешивают достоинства теории разделения властей. С позиции народовластия слабым и недостаточным представляется контроль за исполнением принятых законов, а относительная самостоятельность порождает бюрократизм, коррупцию и усиление позиций внепарламентских сил. Противоречия между властями парализуют механизм управления, делают невозможным проведение целенаправленной политики. Можно без преувеличения сказать, что проблема разделения властей - и в этом также находит свое проявление ее актуальность - это проблема стабильности общества. Равновесие и стабильность в обществе, успешный ход и результативность осуществляемых реформ во многом определяются и будут определяться в дальнейшем адекватным балансом социальных и политических сил, находящим свое выражение в соотношении властных полномочий и их проявлений.

Актуальность  проблемы разделения властей обуславливается  также тем объективным обстоятельством, что это разделение проистекает из самой природы гражданского общества и правового государства, является их важнейшим функциональным проявлением52.

 

Список использованных источников

 

  1. Авакьян, С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь / С.А. Авакьян. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.
  2. Азаркин Н.М. «Монтескье» - М.: Юридическая литература, 1998 .
  3. Азаров Н.И. Идея разделения властей и ее реализация в России // Вестник Санкт-Петербургского университета.2001. - Серия 9. Выпуск 4.
  4. Анохин, Ю.А. О месте и роли Президента РФ как гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина в системе разделения властей // Вестник алтайской науки: научное периодическое издание, 2004.
  5. Баглай, М.В. Конституционное право РФ / М.В. Баглай. - М.: Юристъ, 1997.
  6. Баренбойм П. Д.3000 лет доктрины разделения властей. Монография. - М.: Знание, 2006.
  7. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность// Государство и право. - 2007. - № 7.
  8. Булаков, О.Н. Представительная власть в системе разделения властей // Законодательство и экономика, 2004. №8.
  9. Валуев М. Исторические типы философии- М.: Знания, 2005.
  10. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. - М.: «Амалфея», 2004.
  11. Головистикова А.Н. Теория государства и права / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2005.
  12. Дмитриев, Ю.А. Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива: монография / Ю.А. Дмитриев, А.М. Николаев. – М.: Профобразование, 2002.
  13. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Георг Еллинек. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004.
  14. Ершов, B.А. Разделение властей. К вопросу о компетенции судов по разрешению административных споров // Российская юстиция, 2001. №11.
  15. Захаров, А. К проблеме совершенствования российской Конституции 1993 года // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования. М., 1998.
  16. Исмоилов, И.А. Правовое государство / И.А. Исмоилов. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003.
  17. Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. М.: Прогресс, 2005.
  18. Касько, А.Е. Механизм разделения властей как форма обеспечения прав человека // Государственная власть и права человека: материалы научно-практической конференции, 2001.
  19. Керимов, А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право, 2001. №9.
  20. Кокошкин, Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву / Ф.Ф. Кокошкин. – М.: Зерцало, 2004.
  21. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. - 12 декабря.
  22. Лазарев Б.М. Разделение властей и опыт Советского государства // Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. М.: Знание, 2007.
  23. Левакин, И.В. Филосовско-правовые и исторические основы разделения государственной власти // Законодательство и экономика, 2005. №1. - с. 21.
  24. Локк, Дж. Избранные философские произведения. Т. II. М., 1960.
  25. Манов, Г.Н. Теория права и государства / Г.Н. Манов. - М.: БЕК, 1995. – с.532.
  26. Марченко, М.Н. Разделение властей / М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Юрайт, 2004.
  27. Монтескье, Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  28. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 05.08.2000 №113-ФЗ (с изм. и доп. от 16.12.2004 № 160-ФЗ).
  29. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Российская газета. 04.04.2001.
  30. Политология: Энциклопедический словарь / Общ.ред. и составит. Ю.И. Аверьянов. - М., 2003.
  31. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие.  / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2005.
  32. Перевалов В.Д., отв. ред. Теория государства и права. - М.: «Норма», 2006.
  33. Разделение властей в государственном устройстве РФ. Введение в спецкурс. Учебное пособие. Тюмень: изд-во Тюменского университета, 2008.
  34. Ржевский, В. Н., Чепурнова, Н.А. Судебная власть в конституционной системе разделения властей // Российская юстиция, 1997. №7.
  35. Салмин А.М. Политические исследования. М.: Дрофа, 2007.
  36. Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России и других суверенных республик СНГ Актуальные проблемы конституционного законодательства. М.,1999.
  37. Селезнев Г.Н. Разделение властей - основа правового государства. Учебное пособие. - М.: Юридическая литература, 2005.
  38. Спиридонова В.И. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли. М.:ИФРАН, 2008.
  39. Умнова Н.А. Современная российская модель разделения властей между федерацией и ее субъектами (актуальные правовые проблемы). Монография. - М.: Проксима, 2007.
  40. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» с изм. и доп. - СПС «Гарант», 2006.
  41. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005). – «Российская газета», N 3, 06.01.1997, «Собрание законодательства РФ», 06.01.1997, N 1, ст. 1., СПС «Гарант», 2006.
  42. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21.07.2005). – «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005, «Российская газета», N 206, 19.10.1999., СПС «Гарант», 2006.
  43. Халипов, В.Ф. Кратология – наука о власти. Концепция / В.М. Халипов. – М.: Экономика, 2002.
  44. Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин. - М.: Эксмо, 2008.
  45. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2007.
  46. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 2007. №5.
  47. Чеботарев, Г.Н. Президентская власть в системе государственной власти РФ // Российский юридический журнал. 2007. № 4.
  48. Чеботарев, Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве РФ / Г.Н. Чеботарев. - Тюмень, 2007.
  49. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права - М.: «Юрист», 2006.
  50. Энтин, Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М. Энтин. – М.: Юрид. Лит., 2005.

 

 

 

 

 

Список основных терминов

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Разделение властей

Это совершенно реально действующий  механизм организации и конкретной реализации властей, соответствующий  исторически определенным политико-правовым представлениям и теоретическим  обоснованиям.

2

Принцип верховенства закона

Формирование субординированной  правовой системы государства в  соответствии с признаком юридической  силы, в которой высшей юридической  силой обладает главный закон  государства

3

Источник власти в обществе

Единственный источник власти в  обществе - народ.

4

Государственная власть

Способность государственных структур обеспечить публично-политическое отношение  господства и подчинения между субъектами социальных отношений, опирающаяся  на государственное принуждение.

5

Публичная власть

Система государственной власти, состоящая  из собственного аппарата власти, управления и контроля, а также судебных органов, призванных обеспечить исполнение властных повелений этого аппарата.

6

Президент

Субъект законодательной власти. К  тому же он - нормотворческий орган (ст.90 Конституции Российской Федерации).

7

Федеральное Собрание

Парламент Российской Федерации, будучи представительным органом, является также  и законодательным органом. Федеральное  Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной  Думы.

8

Судебная система РФ

Конституционный Суд РФ; Верховный  Суд РФ; Высший Арбитражный Суд  РФ; другие федеральные суды.

9

Законодательные органы государства

Государственная Дума (принимает законы), Совет Федераций (рассматривает  законы), Президент (утверждает законы)

10

Правотворчество

Исключительная прерогатива государства  устанавливать обязательные для  всеобщего исполнения нормы, издавать соответствующие государственные  нормативные акты, законы, указы  и т.д.


 

 

Приложения

 

Разделение  властей в государстве


 

Судебная  система в РФ

 

 

Законодательная система Российской Федерации

Размещено на

1Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность// Государство и право. - 2007. - № 7.  – с.143.

2Еллинек Г. Общее учение о государстве / Георг Еллинек. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. – с.750.

3Локк, Дж. Избранные философские произведения. Т. II. М., 1960. – с.528.

4Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права - М.:«Юрист», 2006 - С. 335.

5Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2007 – с.34.

6Азаркин Н.М. «Монтескье» - М.: Юридическая литература, 1998 – с.87.

7Монтескье, Ш. Избранные произведения. М., 1955. – с.672.

8Валуев М. Исторические типы философии-М.: Знания, 2005 - с.241.

9Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права// М.: «Юрист», 2006 - С. 348.

10Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей. Учебное пособие.  -  Екатеринбург: Урализдат,  2008. – с. 67.

11Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России и других суверенных республик СНГ Актуальные проблемы конституционного законодательства. М.,1999 – с.62. 

12 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)// Российская газета. – 1993. – 12 декабря.

13Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России и других суверенных республик СНГ Актуальные проблемы конституционного законодательства. М.,1999 – с.65. 

14Баренбойм П. Д.3000 лет доктрины разделения властей. Монография. - М.: Знание, 2006. – с.55.

15Левакин, И.В. Филосовско-правовые и исторические основы разделения государственной власти // Законодательство и экономика, 2005. №1. - с. 21.

16Марченко, М.Н. Разделение властей / М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Юрайт, 2004. – с.427.

17Баглай, М.В. Конституционное право РФ / М.В. Баглай. - М.: Юристъ, 1997. – с.585.

18 Азаров Н.И. Идея разделения властей и ее реализация в России // Вестник Санкт-Петербургского университета.  2001. - Серия 9. Выпуск 4.-с. 73.

19Авакьян, С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь / С.А. Авакьян. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – с.567.

20Умнова Н.А. Современная российская модель разделения властей между федерацией и ее субъектами (актуальные правовые проблемы). Монография. - М.: Проксима, 2007. – с.135

21Захаров, А. К проблеме совершенствования российской Конституции 1993 года // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования. М., 1998. - с. 57.

22Халипов, В.Ф. Кратология – наука о власти. Концепция / В.М. Халипов. – М.: Экономика, 2002. – с.367.

23Булаков, О.Н. Представительная власть в системе разделения властей // Законодательство и экономика, 2004. №8. - с.46.

24Касько, А.Е. Механизм разделения властей как форма обеспечения прав человека // Государственная власть и права человека: материалы научно-практической конференции, 2001. - с.179.

25Касько, А.Е. Механизм разделения властей как форма обеспечения прав человека // Государственная власть и права человека: материалы научно-практической конференции, 2001. - с.180.

26 Селезнев Г.Н. Разделение властей – основа правового государства. Учебное пособие. - М.: Юридическая литература, 2005. –с.94

27Керимов, А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право, 2001. №9. – с. 31.

28Головистикова А.Н. Теория государства и права / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2005. – с.592.

29Чиркин, В.Е. Президентская власть // Государство и право. 2007. №5. - с.15.

30Анохин, Ю.А. О месте и роли Президента РФ как гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина в системе разделения властей // Вестник алтайской науки: научное периодическое издание, 2004. - с.45.

31Дмитриев, Ю.А. Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива: монография / Ю.А. Дмитриев, А.М. Николаев. – М.: Профобразование, 2002. – с.839.

32Керимов, А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право, 2001. №9. – с. 32.

33Дмитриев, Ю.А. Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива: монография / Ю.А. Дмитриев, А.М. Николаев. – М.: Профобразование, 2002. – с.839.

34 Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. М.: Прогресс, 2005. – с. 43

35Исмоилов, И.А. Правовое государство / И.А. Исмоилов. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003. – с.185.

36Чеботарев, Г.Н. Президентская власть в системе государственной власти РФ // Российский юридический журнал. 2007. № 4. - с. 93.

37Исмоилов, И.А. Правовое государство / И.А. Исмоилов. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003. – с.183.

38Кокошкин, Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву / Ф.Ф. Кокошкин. – М.: Зерцало, 2004. – с.260.

39Чеботарев, Г.Н. Президентская власть в системе государственной власти РФ // Российский юридический журнал. 2007. № 4. - с. 94.

40Салмин А.М. Политические исследования. М.: Дрофа, 2007. – С.89.

41Ершов, B.А. Разделение властей. К вопросу о компетенции судов по разрешению административных споров // Российская юстиция, 2001. №11. - с. 35.

42 Селезнев Г.Н. Разделение властей – основа правового государства. Учебное пособие. - М.: Юридическая литература, 2005. –с.84

43Ржевский, В. Н., Чепурнова, Н.А. Судебная власть в конституционной системе разделения властей // Российская юстиция, 1997. №7. - с.43.

44Чеботарев, Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве РФ / Г.Н. Чеботарев. - Тюмень, 2007. – с.51.

45Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. - М.: «Амалфея», 2004. – с.351.

46Манов, Г.Н. Теория права и государства / Г.Н. Манов. - М.: БЕК, 1995. – с.532.

47 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)// Российская газета. – 1993. – 12 декабря.

48 Лазарев Б.М. Разделение властей и опыт Советского государства // Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. М.: Знание, 2007.  – с.52.

49 Перевалов В.Д., отв. ред. Теория государства и права. - М.: «Норма», 2006. – с.324.

50Спиридонова В.И. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли. М.:ИФРАН, 2008. – с.186.

51Энтин, Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М. Энтин. – М.: Юрид. Лит., 2005. – с.176.

52Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2005. – с.143.


Информация о работе Теория разделения властей