Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Историко–правовые корни принципа разделения властей………………..6
2. Основное содержание принципа разделение властей в механизме правового государства………………………………………………………13
3. Разнообразие форм взаимодействия органов законодательной исполнительной и судебной власти современном демократическом обществе………………………………………………………………….…..20
4. Реальное осуществление принципа разделения властей…………………24
Заключение………………………………………………………………….………43
Список использованной литературы………………………………………….….45
Приложение 1 (Схема разделение властей)……….………….…………….

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

      Так, согласно Бенжамину Контану, видному французскому политическому деятелю и писателю эпохи Реставрации Бурбонов, триада власти, предложенная Монтескье, должна быть политически нейтральна и обеспечивать баланс и сотрудничество трех других. Весьма нетрудно увидеть, что за подобной «политически нейтральной ветвью скрывалась королевская власть, претендовавшая на то, чтобы стоять над всеми другими.

     Это очень хорошо прослеживается в тексте португальской хартии, прокламированной монархом (в тот период Бразилии и Португалии одновременно) в 1824 году. Разделение властей объявляется в ней одной из гарантий сохранения прав граждан. А согласно ст. 71, основу политической организации составляет «уравновешивающая власть», которая принадлежит монарху. Именно эта власть, их баланса и согласия».

      Немало предпринималось попыток на протяжении двух минувших веков объявить разделение властей устаревшим, нереальным, противоречащим якобы потребностям социального прогресса. Но все попытки предать анафеме демократический принцип в конечном итоге завершались фиаско для его противников и критиков.

      В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это означает, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма. Конституционные положения относящиеся к высшим государственным органам и определяющие порядок их формирования, полномочий и сферу ведения, взаимоотношение между ними, должны соответствовать главному конституционному принципу.

      Конечно, Дж Локк и Ш. Монтескье, создавая свою теорию, выражали и представляли интересы определенных социально-политических сил. И это вполне закономерно, ибо свобода была в тот период свободой прежде всего для третьего сословия, а равенство граждан означало отмену социальных привилегий и ограничений. Разделение властей означало ограничение абсолютной власти монарха, а значит пресечение произвола и деспотизма.

      Но развитые мыслителями идеи отражали не просто узкоклассовый интерес. В них нашли выражение общечеловеческие ценности, которым суждено было пережить века.

      Основной и конечной целью  осуществляется на принятии теории  разделения властей является  предотвращением узурпации всей  государственной власти одним лицом или группой лиц и сохраняется целостности государственных механизмов и всего общества. Дж. Фитцджеральд - американский ученый - высказался по этому поводу очень конкретно. «Если один человек может создавать право, принимать его и судить о его нарушениях, то в таких случаях свобода не может долго существовать. Конечно, мы все можем голосовать один раз в четыре года. Но эти выборы неизбежно превратятся в формальный опрос, где единственным ответом в бюллетени будет только «Да».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. РАЗНООБРАЗИЕ  ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И  СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ СОВРЕМЕННОМ  ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ  ОБЩЕСТВЕ
 

      Принцип разделения властей отнесен  к числу основных конституционных  принципов всех современных демократических государств. Это вовсе не означает, что он обязательно упоминается в тексте основного закона. Этот принцип находит свое отражение в построении механизма осуществления власти. А реальность существования разделения властей подтверждается (или опровергается) практикой формирования и функционирования последнего.

     Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

      Во всех странах при нормальной ситуации существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм отличается несомненной спецификой и многочисленными особенностями. Причем, чем выше степень демократизма, тем больше можно наблюдать специфичного и особенного. Деспотии все одинаковы, как бы ни тщились тираны подчеркнуть свою самобытность. Демократии всегда разнообразны и многообразны, будучи едины по своим основополагающим принципам и духу.

      Среди этих актов особое внимание  привлекают два: Декларация независимости  Североамериканских Соединенных  Штатав от 4 июля 1776г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Декларация 1789 года является составной частью нынешней Конституции и действующего права Франции. Особый интерес для выяснения того, как законодательно провозглашался и закреплялся принцип разделения властей, представляет статья 15 Декларации. «Любое общество, в котором не обеспечено осуществление прав и не закреплено разделение властей, - гласит эта статья, - не имеет конституций. Под словом «конституция» они подразумевали демократический конституционный строй, основанный на признании и реализации основных прав и свобод человека и разделением властей. Обращает на себя внимание, что Декларация в рамках одной статьи объединяет, казалось бы два разнопорядковых принципа: гарантию прав и свобод и разделения властей. На первый взгляд, может показаться, что подобное соединение случайно или есть результат редакционной погрешности. В действительности это не так.

      Проблема  осуществления прав с свобод и  принцип разделения властей тесно  взаимосвязаны. В определенном смысле можно даже говорить об их органическом единстве. Утверждение института прав и свобод, их гарантированность - это своеобразный внешний механизм ограничения власти. Но столь же необходим и аналогичный внутренний механизм. Он бы препятствовал чрезмерной концентрации власти чреватой ее полным сосредоточением в руках одного лица или ограниченной узкой группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считаясь ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Ответом на эту потребность в механизме, который бы препятствовал узурпации власти, стали концепция и конституционный принцип разделения властей. Поиск наилучших форм организации власти, исследование механизма ее осуществления пронизывают всю историю политической мысли.  

      Конкретное претворение в жизнь  принципа разделения властей  зависит от воздействия многочисленных  факторов, как объективных так  и субъектов. Степень и характерные  особенности реализации концепции  разделение властей в той или  иной стране во многом зависит от следующих факторов:

  1. Форма правления государства

Президентская республика, каковой является, например, США в гораздо большей степени  тяготеет к разделению властей, нежели конституционная монархия в Бельгии, Великобритании, Швеции или любой иной стране.

  1. Форма государственного устройства

В федеративном государстве в отличие от унитарного значительный акцент по понятном причинам делятся не только на разделение властей  между центральными органами государства, но и между центром и субъектами федерации.

      3. Политический режим

Еще одно важное значение имеет расстановка  политических сил в стране. Практика показывает, что очень часто те или иные положения, зафиксированные  в конституции, могут по-разному  трактоваться и применяться в  зависимости от того, что собой представляет партийная система страны и какие именно политические партии находятся у власти. Можно привести пример. Так, во Франции по Конституции 1958 года исполнительная власть поделена между президентом республики и правительством. В этом случае, если большинство в нижние палате французского парламента -Национальном собрании - принадлежит партии президента, то именно он руководит деятельностью правительства. Если же большинство в нижней палате имеют противники президента (оппозиция), то возможности осуществления им функций управления резко сужаются современные демократические режимы, как правило, придерживаются принципа разделения властей. В то время как тоталитарные и автократические режимы заявляют о приверженности принципа разделение властей, на деле имеет место лишь разделение властных функций.

      4. Исторические, национальные и политические  традиции, а также сложившиеся  политическая практика в той  или иной стране. 

Наряду  с назваными факторами, влияние  на процесс реализации в разных странах теории разделения властей. Их много. Они весьма разнообразны и многочисленны.          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. РЕАЛЬНОЕ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЙ
 

      Существующие ныне в мире государства  делятся на две большие группы-монархии и республики. Рассмотрим как действует принцип разделение властей при различных государственных устройствах. 

     А) Президентская республика

     Наиболее распространенной в современном мире является республиканская форма правления. «В развитых странах известны три ее разновидности. Это президентская республика, парламентская республика и республика со смешанной формой правления».

     «Президентская республика - это страна с наиболее последовательным, или жестким, разделением властей. Самый известный «классический» пример президентской республики представляют собой США. Эта форма правления встречается также в ряде стран Латинской Америки и в некоторых других регионах. Причем нередко в этих странах президентская власть приобретает гипертрофированный характер, подчиняя себе все остальные ветви власти. В этом случае используют термин «суперпрезидентская республика». В президентской республике принцип разделения властей находит свое проявление в юридическом равенстве каждой из трех ветвей власти и их независимости друг от друга. Конечно самостоятельность и независимость каждой из ветвей власти не означает их полного обособления. Эффективная власть возможна только при взаимодействии ее различных ветвей. Поэтому в президентской республике обязательно складывается механизм взаимного сотрудничества, издержек и противовесов, который призван обеспечить самостоятельность и взаимодействие всех  ветвей власти.

     Законодательная власть, представленная  парламентом, имеет исключительное  право принятия законов государства. Никакая другая власть, никакой другой государственный орган подобной  властью не обладает. Это право носит в принципе универсальный характер т.е. закон может

быть  принят по любому вопросу. Но это должен быть действительно закон, а не такой  акт, который подменяет управленческое решение. Закон - это акт, содержащий наиболее общие правила (нормы), регулирующие ту или иную сферу общественных отношений.

      Универсальность законодательных  полномочий парламента знает  и ещё одно существенное ограничение, связанное с формой государственного устройства. Так в федеративных государствах более или менее точно определены предметы ведения федерации и её членов. Может также существовать сфера совместного ведения. По вопросам, отнесённым к исключительному ведению субъектов федерации федеральный парламент принимать законы не может. В странах с парламентарными формами правления парламент так же, как и в президентских республиках, является органом законодательной власти. Его законодательные прерогативы примерно аналогичны и имеют те же ограничения.

     Но есть и существенные отличия. Специфика президентской республики состоит в том, что законодательная власть сама предлагает и принимает законы. В парламентарных республиках обычно правительство монополизирует право законодательной инициативы. В президентской республике исполнительная власть правом законодательной инициативы не располагает. Больше того, представители исполнительной власти нередко, как например в США, не имеют даже права доступа в палаты парламента (кроме случая, когда президент выступает с посланиями на совместном заседании палат). Конечно, на практике столь жесткие правила соблюдаются не очень последовательно. Представители исполнительной власти участвуют в работе комитетов и комиссий палат парламента (но не в заседании палат). Исполнительная власть подготавливает наиболее важные и существенные законопроекты. Однако юридически права законодательной инициативы исполнительная власть лишена и должна изыскивать различные пути для вынесения законопроекта на рассмотрение палат. Правительственный законопроект может быть изменён и дополнен парламентариями без согласия правительства.

     Все эти жёсткие правила, ограничивающие  доступ исполнительной власти  в парламент призваны оградить  самостоятельность в законодательной  власти. Но не менее важно утвердить  юридическое равенство и независимость самой исполнительной власти. Каким образом достигается эта цель? Два момента имеют решающее значение.

     Во-первых, исполнительная власть  формируется независимо от парламента. В президентской республике глава  государства является единоличным  носителем исполнительной власти. Он избирается обычно путём всеобщих выборов населения страны. Иногда такие выборы, например в США, носят многоступенчатый характер. Избиратели голосуют за выборщиков президента, а те избирают главу государства. Но поскольку выборщики голосуют всегда за кандидата той партии, по списку которой они избраны, то на практике результаты голосования за выборщиков уже предопределяют, какой из кандидатов станет американским президентом.

Информация о работе Теория разделения властей