Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:39, курсовая работа
Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Историко–правовые корни принципа разделения властей………………..6
2. Основное содержание принципа разделение властей в механизме правового государства………………………………………………………13
3. Разнообразие форм взаимодействия органов законодательной исполнительной и судебной власти современном демократическом обществе………………………………………………………………….…..20
4. Реальное осуществление принципа разделения властей…………………24
Заключение………………………………………………………………….………43
Список использованной литературы………………………………………….….45
Приложение 1 (Схема разделение властей)……….………….…………….
Следует отметить, что для стран
со сложившиеся
Именно такая ситуация
После разгона парламента и
прекращение деятельности
Одна ветвь - исполнительная власть,
а точнее единовластие
Оценивая указ от 21.09.1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» отечественные и зарубежные юристы отмечали, что его положение находилось в явном противоречии с действующей Конституцией.
Президент Ельцин Б. Н. открыто вышел за рамки Конституции и более того объявил некоторые ее важнейшие главы не имеющие юридической силы.
Конституционный суд вынес
Однако такого рода указы
Так указом президента была
констатировала «невозможность
деятельности»
Указом «О реформе
Указом «О порядке назначения
и освобождения от должности
глав администраций краев,
В ходе обсуждения проекта Конституции РФ были высказаны некоторые замечания и соображения и в отношении разделения властей. Главное замечание касалось реализации принципа разделения властей. Главное, на что обращали внимание оппоненты проекта, состояло в том, что Президент РФ, согласно этой конституции, оказался как бы вне рамок разделения властей. Он возвышался над ними, подавлял их обширностью своих полномочий, и это-де противоречит самому основополагающему принципу.
На самом же деле это не
так . Президент РФ - является верховным
представителем РФ внутри
Президент РФ обеспечивает
Однако механизм, заложенный в Конституции РФ для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между властями - может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течении нескольких месяцев управление страной при посредстве Правительства, не пользующегося поддержкой Гос. Думы (четыре месяца после досрочного роспуска Думы и три месяца, установленных для подтверждения решения о недоверии Правительству). Тем не менее следует признать, что глава государства обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры её участниками, он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей. И всё же, если Президент остаётся в рамках конституционной законности, окончательное и решающее слово в споре властей принадлежит не ему, а народу России. Сильная президентская власть, необходимая для эффективного управления и предотвращения конфликтов, России сегодня, действительно нужна. Слишком опасных размеров достигли правовой беспредел, коррупция, преступность.
Действующая Конституция РФ, делает
акцент на укрепление прежде
всего исполнительной власти. Этому
способствовало и то
С принятием Конституции России 12.12.1993 г. в развитии, точнее, применение теории разделения властей в нашей стране начался новый период, который продолжался вплоть до настоящего времени. Конституция РФ 1993г. не только декларировала принципам разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящих к их ведению вопросов, их компетенцию. Согласно Конституции, законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание- праламент. Он состоит из двух палат- Совета Федерации и Гос. Думы (ст. 94, 95). Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ (ст. 110). Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующее:
В системе высших властных
структур современного
Президент по Конституции
Однако Президент России по своему статусу не стоит над законодательными и судебными органами. Это особо оговаривается в Конституции РФ «Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным законам». В Гражданском кодексе РФ особо указывается на то, что «в случае противоречия указа Президента РФ или Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применятся настоящий кодекс или соответствующий закон, то есть указы президента уступают по своей юридической силе законам принимаемым парламентов или иначе по своему статусу институт президентства не может стоять над парламентом. Аналогично обстоят дела и с судебной властью. В формально-юридическим плане это означает, что судебная власть является относительно самостоятельной ветвью власти и по отношению к исполнительной власти и по отношению друг к другу они оказывают сдерживающие влияние и уравновешивают друг друга.
Однако опыт функционирования
властей после принятия
Согласно Конституции РФ, законодательная
власть имеет определенные
Однако в России, как впрочем, и в большинстве стран мира не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо-американской практикой, называют импичментом. Президент РФ может быть привлечён к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным Судом РФ. Обвинение может быть выдвинуто не менее чем 1/3 депутатов Гос. Думы при наличии соответствующего заключения специальной депутатской комиссии. Решение принимается депутатами большинством в 2/3 голосов. Конституционный суд РФ даёт заключение о соблюдении предусмотренных условий выдвижения обвинения. Обвинение по существу рассматривается Советом Федерации. Постановление надо принять в трёхмесячный срок. Несоблюдение этого срока равносильно отклонению обвинения. Решение об отрешении Президента РФ от должности принимается Советом Федерации квалифицированным большинством в 2/3 голосов членов этой палаты парламента. Выборы нового Президента проводятся не позднее, чем в трёхмесячный срок. До избрания нового главы государства его обязанности временно исполняет Председатель Правительства РФ. Однако его полномочия носят несколько более ограниченный характер. В частности он не может распустить Гос. Думу, назначить референдум или начать процедуру пересмотра Конституции.
Описанный в Конституции