Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Историко–правовые корни принципа разделения властей………………..6
2. Основное содержание принципа разделение властей в механизме правового государства………………………………………………………13
3. Разнообразие форм взаимодействия органов законодательной исполнительной и судебной власти современном демократическом обществе………………………………………………………………….…..20
4. Реальное осуществление принципа разделения властей…………………24
Заключение………………………………………………………………….………43
Список использованной литературы………………………………………….….45
Приложение 1 (Схема разделение властей)……….………….…………….

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

     Следует отметить, что для стран  со сложившиеся демократическим  традициями нечего особенного  в противостоянии законодательной  и исполнительной власти нет.  Нет ничего аномального в том,  что каждая из ветвей власти  стремится «перехватить» некоторые  второстепенные функции других властей. Аномальный характер взаимоотношений этих властей возникает лишь тогда, когда они выходят за рамки, установленные конституцией. В этих случаях речь идет уже не о формальных нарушениях принципа разделение властей, а о фактически его разрушении.

      Именно такая ситуация создавалась  в России в сентябре-октябре  1993г. Ожесточенные споры между  законодательной и исполнительными  властями привели к трагическим  событиям в России 3-4 декабря-  расстрелу парламента. Отсутствие  механизма разрешения споров между ветвями власти сыграло роковую роль. Уроки этих событий должны были в какой-то мере учтены в новой Конституции РФ.

     После разгона парламента и  прекращение деятельности Конституционного  Суда указом президента «О  поэтапной конституционной реформе в РФ» действие принципа разделение властей - был фактически ликвидирован.

       Одна ветвь - исполнительная власть, а точнее единовластие президента  подняла под себя все остальные  ветви власти.

       Оценивая указ от 21.09.1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» отечественные и зарубежные юристы отмечали, что его положение находилось в явном противоречии с действующей Конституцией.

Президент Ельцин Б. Н. открыто вышел за рамки  Конституции и более того объявил  некоторые ее важнейшие главы не имеющие юридической силы.

     Конституционный суд вынес вполне  обоснованное решение, что Президент  не имел права ни на издание  Указа № 1400, ни на издание  других, последовавших за ним  указов.

     Однако такого рода указы продолжали издаваться. В них нашли свое дальнейшее закрепление и развитие многие положения, которые ранее были призваны антиконституционным.

     Так указом президента была  констатировала «невозможность  деятельности» Конституционного  Суда России «в неполном составе» и было предложено не созывать его заседания до принятия Новой Конституции РФ»

     Указом «О реформе представительных  органов власти и органов местного  самоуправления в РФ» от 9.10.1993 г. была фактически разрушена  система местных органов государственной власти, исполнительно-распорядительные функции были возможны на администрации соответствующего объекта РФ.

     Указом «О порядке назначения  и освобождения от должности  глав администраций краев, областей, автономной области, автономных  округов, городов федерального значения» от 7.10.1993 г. был отменен действующий порядок выборности глав администраций, органов государственной власти. Главы администрации согласно данному Указу назначаются и освобождаются Президентом РФ. Этими и последующими указами Президента был окончательно выхолощен принцип разделения властей.

     В ходе обсуждения проекта Конституции РФ были высказаны некоторые замечания и  соображения и в отношении разделения властей. Главное замечание касалось реализации принципа разделения властей. Главное, на что обращали внимание оппоненты проекта,  состояло в том, что Президент РФ, согласно этой конституции, оказался как бы вне рамок разделения властей. Он возвышался над ними, подавлял их обширностью своих полномочий, и это-де противоречит самому основополагающему принципу.

     На самом же деле это не  так . Президент РФ - является верховным  представителем РФ внутри страны  и в международной жизни. На  него возложены задачи : охраны  конституции, суверенитета и т.  д. В этих целях он наделён  необходимыми полномочиями и прерогативами. Но государственную работу вершит не один Президент. Её осуществляют все ветви власти и эти власти не должны мешать друг другу.

    Президент РФ обеспечивает координацию  и согласованность деятельности  всех органов власти. Президент РФ действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая участие в деятельности каждой из них, однако это не распространяется на отправление правосудия. В сфере взаимодействия с парламентом Президенту принадлежат значительные полномочия. Он назначает выборы в Гос. Думу и распускает её, в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы. Президент РФ обладает широкими полномочиями в сфере гос. управления. Он назначает Председателя правительства, принимает решения об отставке правительства, имеет важнейшую роль в формировании и деятельности исполнительной власти.

     Однако механизм, заложенный в  Конституции РФ для разрешения  возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между властями - может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течении нескольких месяцев управление страной при посредстве Правительства, не пользующегося поддержкой Гос. Думы (четыре месяца после досрочного роспуска Думы и три месяца, установленных для подтверждения решения о недоверии Правительству). Тем не менее следует признать, что глава государства обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры её участниками, он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей. И всё же, если Президент остаётся в рамках конституционной законности, окончательное и решающее слово в споре властей принадлежит не ему, а народу России. Сильная президентская власть, необходимая для эффективного управления и предотвращения конфликтов, России сегодня, действительно нужна. Слишком опасных размеров достигли правовой беспредел, коррупция, преступность.

     Действующая Конституция РФ, делает  акцент на укрепление прежде  всего исполнительной власти. Этому  способствовало и то обстоятельство, что она принималась по горячим следам октябрьских событий 1993г. Авторы стремились найти такие конституционно-правовые гарантии, которые исключили бы повторение подобных событий.

     С принятием Конституции России 12.12.1993 г. в развитии, точнее, применение  теории разделения властей в нашей стране начался новый период, который продолжался вплоть до настоящего времени. Конституция РФ 1993г. не только декларировала принципам разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящих к их ведению вопросов, их компетенцию. Согласно Конституции, законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание- праламент. Он состоит из двух палат- Совета Федерации и Гос. Думы (ст. 94, 95). Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ (ст. 110). Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующее:

  • Конституционный суд РФ выступает как судебный орган конституционного контроля, «самостоятельного и независимого осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».
  • Верховный Суд РФ является «высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126).
  • Высший Арбитражный Суд РФ выступает как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127)
  • Прокуратура- (от имени государства поддерживает законность), составляет систему, в которой нижестоящие прокуратуры подчиняются вышестоящим и все они- Генеральному прокурору РФ (ст. 129)

    В системе высших властных  структур современного российского государства особое место занимает институт президентства. Согласно Конституции РФ президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности; определяет основное направления внутренней и внешней политики государства; и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80).

     Президент по Конституции назначает  с согласия Гос. Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке правительства, представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банке России, а также ставит вопрос о его освобождении. Являясь главой государства, президент одновременного фактически выполняет частичность функции и главы государства с фактическими полномочиями главы правительства позволяет Президенту России сосредоточить в своих руках огромную, «суперпрезиденскую» власть.

     Однако Президент России по  своему статусу не стоит над законодательными и судебными органами. Это особо оговаривается в Конституции РФ «Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным законам». В Гражданском кодексе РФ особо указывается на то, что «в случае противоречия указа Президента РФ или Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применятся настоящий кодекс или соответствующий закон, то есть указы президента уступают по своей юридической силе законам принимаемым парламентов или иначе по своему статусу институт президентства не может стоять над парламентом. Аналогично обстоят дела и с судебной властью. В формально-юридическим плане это означает, что судебная власть является относительно самостоятельной ветвью власти и по отношению к исполнительной власти и по отношению друг к другу они оказывают сдерживающие влияние и уравновешивают друг друга.

     Однако опыт функционирования  властей после принятия Конституции  России 1993 г. показывает, что государственные  власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. Во взаимоотношениях с судебной  властью это предопределяется, прежде всего, тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать внимание на кадровый состав судебных органов. Согласно ст. 83 и 123 Конституция РФ президент представляет Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов. В отношениях с законодательной властью доминирования исполнительной власти во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма действительными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписание и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.

      Согласно Конституции РФ, законодательная  власть имеет определенные рычаги  «сдерживания» на исполнительную  власть. Среди них наиболее действенными  считается такие:

  • Государственная дума вправе ставить вопрос о доверии Правительству России
  • Право Совета Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против президента на решение вопроса об устранение его от должности и др.

Однако  в России, как впрочем, и в большинстве стран мира не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо-американской практикой, называют импичментом. Президент РФ может быть привлечён к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным Судом РФ. Обвинение может быть выдвинуто не менее чем 1/3 депутатов Гос. Думы при наличии соответствующего заключения специальной депутатской комиссии. Решение принимается депутатами большинством в 2/3 голосов. Конституционный суд РФ даёт заключение о соблюдении предусмотренных условий выдвижения обвинения. Обвинение по существу рассматривается Советом Федерации. Постановление надо принять в трёхмесячный срок. Несоблюдение этого срока равносильно отклонению обвинения. Решение об отрешении Президента РФ от должности принимается Советом Федерации квалифицированным большинством в 2/3 голосов членов этой палаты парламента. Выборы нового Президента проводятся не позднее, чем в трёхмесячный срок. До избрания нового главы государства его обязанности временно исполняет Председатель Правительства РФ. Однако его полномочия носят несколько более ограниченный характер. В частности он не может распустить Гос. Думу, назначить референдум или начать процедуру пересмотра Конституции.

           Описанный в Конституции механизм, несомненно отличается большой сложностью. Но принятие столь важного для судеб государства решения предполагает соблюдение всех возможных правовых гарантий, которые даёт участие в процедуре высших судебных инстанций страны. Тем не менее решающее слово принадлежит палатам парламента.

Информация о работе Теория разделения властей