Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Историко–правовые корни принципа разделения властей………………..6
2. Основное содержание принципа разделение властей в механизме правового государства………………………………………………………13
3. Разнообразие форм взаимодействия органов законодательной исполнительной и судебной власти современном демократическом обществе………………………………………………………………….…..20
4. Реальное осуществление принципа разделения властей…………………24
Заключение………………………………………………………………….………43
Список использованной литературы………………………………………….….45
Приложение 1 (Схема разделение властей)……….………….…………….

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

           Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остаётся механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несёт политическую ответственность за свои действия.

         Окончательный проект новой К. РФ был вынесен на всенародное обсуждение и референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 года.

      В ходе которого новая Конституция  была принята применительно к  проблеме разделения властей. Бурные события политической истории независимой посткоммунистической России позволяют поставить по меньшей мере три вопроса.

Во-первых, как эволюционировало отношение  к самому принципу разделения властей  и каким образом это нашло  отражение в тексте основного закона?

Во-вторых , почему принцип разделения властей  не сработал в трагические дни  осени 1993г. и не помог предотвратить  кровопролитие?

В-третьих, что представляет собой механизм разделения властей, закреплённый в  Конституции 1993г. и насколько он эффективен?

              Советская власть полностью отвергала  разделение властей, она сформировала  свой собственный подход к  основам построения механизма  власти, жёсткой её централизации.

              Демократический централизм в  конечном итоге уступил своё место разделению властей. Даже в проекте Конституции коммунистического толка, опубликованной 24 июня 1993г., появляется статья, « Государственная власть в РФ, в республиках и других государственных образованиях, входящих в её состав, гласит ст.5 этого проекта - представительными (законодательными), исполнительными и судебными органами, действующими на основе принципа разделения властей  », но поскольку проект коммунистический, тут же следует о единстве власти, осуществляемой повсеместно Советами.

              Принцип разделения властей присутствует  во всех « официальных »  проектах Основного Закона, как  разработанных конституционной  комиссией, так и представленных  Президентом.

             В проекте Конституции, одобренном  Конституционным совещанием 12 июля 1993г., проблемы разделения властей, единства власти и порядка, её осуществления разведены по трём статьям, включенным в первый раздел, посвящённый основам конституционного строя. В них подтверждается обеспечение единства власти в связи с суверенитетом РФ (ст.4), разделение законодательной и судебной властей и предметов ведения Федерации и её субъектов (ст.10) и осуществлении государственной власти РФ Президентом, Федеральным Собранием, Правительством и судами РФ (ст.11).

             Окончательный проект Конституции РФ, представленный на референдум, в части, касающейся разделения властей, особых новшеств не содержит. Но все же поправка была проведена. Вопрос о единстве системы государственной власти увязан с федеративным устройством, государственной целостностью и разграничением предметов ведения между Федерацией и её субъектами. Особо выделена статья 10, гласящая : « Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Принцип изложен чётко и ясно. Его продолжением и развитием служит ст.11, состоящая из 3-х частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную власть: Президент, парламент, правительство и суды. Часть вторая относит к ведению субъектов Федерации образование их органов государственной власти. Третья часть устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ осуществляется на основе Конституции, Федеративных и иных договоров в разграничении предметов ведения и полномочий.

     Проект Конституции, предложенный  на широкое обсуждение, вызвал  неоднозначную реакцию. У этого  проекта нашлось немало критиков. Конечно, в проекте можно найти шероховатости, но издавна известно, что предела совершенству нет. Надо было покончить с безвластием, именно поэтому Президент предложил окончательный вариант проекта на референдум.5

      

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Правовое государство- это организация  политической власти, создающая  условия для наиболее полного  обеспечения прав и свобод  человека и гражданина, а также  для наиболее последовательного  связывания с помощью права  государственной власти и в целях недопущения злоупотреблений.

     Прообраз идеи правового государства  возник, по сути дела, как противоядия  от произвола, как реакция на  деспотизм и тиранию.

    Выделяется два основных принципа  существования правового государства.  Первый принцип закреплен Конституцией РФ- он является основополагающим и формулируется так «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Второй принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов:

  • Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею
  • Федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделение ее по вертикали
  • Верховенство закона (закон, принятый верховным органом власти не может быть отменен, изменен или противопоставлен актами исполнительной власти).
  • Взаимной ответственности государства и личности

     При всем многообразии принципов  правового государства два из  них все равно остается главными, определяющими, которых необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый принцип (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правового демократического государства) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения идеалов демократического общества), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо организовывать государственную власть посредством права на основополагающих принципах разделения властей.

         Принцип разделения властей в  сегодняшней России конституционного  закреплен и в той или иной  мере применятся в построении  и функционирование государственных институтов. Следует признать, что он еще находится в начальной стадии формирования. Демократическое общества в процессе своего развития должно и исторически просто обязано постоянно совершенствовать механизм сдержек и противовесом, позволяющий сбалансировать различные ветви власти и поставить эффективный заслон на пути узурпации власти.

     Создание такого механизма - одна  из важнейших гарантий демократического  развития государства.   

      В значительной степени можно  даже говорить о том, что от уровня развития теории государства и права в целом, в том числе и уровня развития методов и методологии теории, зависит уровень развития юриспруденции вообще, о том, что на данной дисциплине лежит особая ответственность - ответственность за состояние дел в юридической науке. Именно на долю теории выпадает задача аккумуляции новейших достижений, как в общественных, так и в необходимых случаях в естественных и технических науках. Теоретическое знание должно развиваться быстрее, для того чтобы не сдерживать развитие других юридических дисциплин, чтобы их уровень соответствовал потребностям практики.

     Теория государства и права  - это наука вводная к курсу юридических наук. Перед тем как приступить к изучению основного массива юридических дисциплин - отраслевых, студенты должны получить развернутое, цельное представление о государственно-правовой действительности. Именно эти самые общие знания им и дает теория государства и права. 
 
 
 
 

Список  использованной  литературы 

1.   Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 Ст.4; Ст.5; Ст.10; Ст.11; Ст.80; Ст.83; Ст.94; Ст.95; Ст.110; Ст.118; Ст.123; Ст.126; Ст.127; Ст.129.

2.  М.Валуев. «Исторические типы философии», М., 1992 г.,

3.  В.Н.  Хропанюк «Теория государства и права», М., «ДТД», 1996 г.

4.  З.М.  Черниловский «Всеобщая история  государства и права», М., «Юрист», 1996 г.

5. И.А. Исаев, М.Н. Золотухина «История политических и правовых учений России», М., «Юрист», 1995 г.

6.  М. Валуев «Исторические типы философии», М., «Знания» 1992 г.

7. В.В.Лазарев   Общая теория права и государства.  М.:Юристъ, 1996 – 472с.

8.  Р.З.Лившиц  Теория права. М.,1994.

9.  В.С.Нерсесянц.  Общая теория права и государства   М.,2000

10. М.Н.Марченко  Теория государства и права.  Учебник. Издание 3-е, расширенноеи дополненное. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО,2000. – 624с.

11. В.В. Бойцова,  Л.В. Бойцова «Интерпретация принципа  ответственности государства за  ущерб, причинённый гражданам  в практике Конституционного  Суда РФ». «Государство и право», №4, 1996 г.,

12. Политология.  Энциклопедический словарь. М., 1993 г.

13. В.В.Лазарев,  С.В.Липень Теория государства  и права: Учебник для вузов.  М.:Спарк,2000. – 511с.

14. В.К.Бабаев  Теория государства и права  М.,1999 – 592с.

15. М.Н.  Марченко «Проблемы теории госудаства и права», М.., 2008 г. 
 

Приложение 1

Схема разделение властей

 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теория разделения властей