Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа
Конкретные формы связи между центральными и территориальными органами управления весьма разнообразны, однако все это разнообразие может быть сведено к нескольким основным типам управленческих территориальных связей, централизации, децентрализации, автономии, местному самоуправлению, федерации, кон федерации.. Первые четыре типа связи относятся к простому или унитарному государству, специфическими чертами которого являются: конституция и гражданство, единая система суда, права, высших органов государственной власти, действующих без ограничений всей территории страны. Федерация и конфедерация характеризуют вязи между центром и периферией в сложном, союзном государстве, территориальные единицы сами могут, обладают признаками простого государства.
Введение 3
Глава 1. Государство как управляющая система 5
1.1. Специфика государственного управления 5
1.2. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: принципы, направления и формы. 9
Глава 2. Территориальная организация управления 2.1. Проблемы организации территориальной власти в современной России, разграничение полномочий и предметов ведения 13
2.2 Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации 18
2.3 Законодательная, судебная и исполнительная власть 19
Заключение 26
Список литературы: 27
Признание местного
самоуправления означает, что государство
видит в нем некий социальный
институт, не обладающий свойствами государственной
структуры. Децентрализация управления
- это способ не просто сохранения целостности
России, но и эффективной защиты
общества и граждан, гармоничного развития
духовных, культурных, экономических
связей между всеми частями
Взаимодействие самоуправления с верховной властью прослеживается с самого начала зарождения государства на Руси. Действовавшее на Руси общинное самоуправление, земство всегда находились в тесном контакте с городским вече и княжеской властью. Они как бы поддерживали и уравновешивали друг друга.
Крупный специалист в области местного управления князь А.И. Васильчиков, учитывая опыт самоуправления других стран, сделал следующий вывод: “Самоуправление не может быть предоставлено своему собственному произволу. Твердая и полная организация законодательной власти и податной (налоговой) системы должны предшествовать во всякой стране введению местного самоуправления”.
Безобразов В. П. в своей книге “Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть” делает вывод о том, что “государство и самоуправление неразделимы и что попытки разъединения могут привести к разрушению или самоуправления, или государства, так как первое не может же сделаться во втором, - государством в государстве”. По его мнению, “самоуправление не может быть иначе рассматриваемо, как в совокупности с общим организмом всего государственного механизма управления, в состав которого оно входит, как органическая часть единого целого”.
Исторически это взаимоотношение проявлялось по следующим направлениям:
во-первых, в участии местных органов, собраний граждан в обсуждении проектов законов, которые выставлялись на общее обозрение;
во-вторых, в проведении выборов в центральные органы и территориальные органы власти в формировании исполнительных местных органов;
в-третьих, в организации работы по исполнению законов;
в-четвертых, в реализации предметов совместного ведения.
Специфическим являлось взаимодействие советских органов – это была строгая иерархия властных структур, в том числе и представительных органов. Такая система организации власти была связана с необходимостью жесткого централизованного управления всеми экономическими и социальными процессами в стране.
Местные Советы вместе в формально подчиненными им исполкомами призваны были выполнять в основном те же функции, что и центральные органы власти именно так обеспечивалось единство государственной власти, государственного управления. Такая модель взаимоотношения исходит из принципа “демократического централизма ”, в соответствии, с которым местные Советы были просто подножием пирамиды единой государственной власти.
Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов:
· законности,
· сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций,
· самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,
· взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения;
· обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,
· добровольности заключения договоров и соглашений;
· взаимной ответственности,
· гласности.
Содержание и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
1) -
2) -
3) -
4) -
5) -
6) - защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.
Взаимодействие органов
во-первых, главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и местного самоуправления;
во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются совместные временные группы и комиссии;
в-третьих, для решения вопросов требующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;
в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им придается необходимый статус.
На некоторых
территориях субъектов во взаимоотношениях
органов государственной власти
и местного самоуправления имеются
две крайности, либо они существуют
как бы параллельно, автономно, доводя
эту автономность до абсурда, либо местное
самоуправление подменяют государственным
местным управлением, а это не
лучшим образом влияет на существующую
социально-экономическую
Решение существующих
проблем взаимодействия органов
государственной власти и местного
самоуправления, а также многих иных,
требует четкого разграничения
компетенции между органами субъектов
Федерации и местным
Надо полагать, что после принятия федерального закона об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в законы субъектов Российской Федерации будут внесены поправки, уточнения и добавления.
С целью гармонизации взаимоотношений регионам необходим комплексный нормативный правовой акт, например Закон “О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации. Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения.
Данный закон
должен закрепить основные принципы
взаимодействия государственных и
муниципальных органов
Уточнение полномочий региональных государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, требующим совместного решения с учетом экономических, социальных и иных особенностей муниципальных образований, в соответствии с этим законодательным актом может быть осуществлено специальным договором (соглашением). Его сторонами выступают органы государственной власти и местного самоуправления в пределах, закрепленных за ними полномочий, предметом договора могут быть конкретизация вопросов, требующих совместного решения, условия и порядок их осуществления, формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении договора, а также иные связанные с ним вопросы.
После распада СССР перед Россией
стояла сложная задача реформирования
российской государственности. Существовавшая
жесткая система
Территориальное управление органами власти осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления. Федеральное управление распространяется на всю территорию Российской Федерации, является централизованным, обеспечивает единообразие и дифференциацию с учетом особенностей территории. В своей основе оно носит общий характер, т.е. выражается в установлении общих принципов и правил. Огромный масштаб страны, разнообразие социально-экономических структур, климатических, исторических, культурных и религиозных факторов требуют гибкого сочетания общефедеральных и различных региональных интересов. Территориальное управление органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления осуществляется на местах в рамках государственного управления Российской Федерации. Оно имеет свою организационно-правовую самостоятельность и распространяется только на подведомственную территорию и сферы деятельности, отнесенные к компетенции этих органов власти.
Правовой базой организации территориальной власти являются:
Конституция Российской Федерации, федеральные
конституционные и федеральные
законы, акты Президента Российской Федерации
и федеральных органов
конституции республик, уставы субъектов Федерации, законодательства субъектов Федерации, правовые акты их органов исполнительной власти;
правовые акты органов местного
самоуправления применительно к
их территориальной сфере
Смешанная национально-государственная
и административно-
Принцип разграничения предметов ведения закреплен ст. 5 Конституции. Вопреки декларированному в Конституции Российской Федерации равноправию субъектов правовое регулирование управления из центра в различных субъектах идет различными путями на договорной основе. Существовало два пути оформления разграничения предметов ведения и разделения полномочий между органами всех уровней: на основе законов и на договорных началах. После принятия Конституции РФ в 1993 г. появилась возможность выстроить новую конституционную систему власти и федеративных отношений. Но для этого необходимо было создать механизмы реализации соответствующих положений Конституции, конституционные законы – о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Федерации, и закон об организации власти в регионах. Эти два базисных закона должны были, исходя из конституционных норм, очертить общие правила и механизмы построения федерации и организации власти. Но сепаратистские настроения в регионах, отказ платить налоги в федеральный бюджет и сиюминутные интересы региональных элит направили процесс в договорное русло. В феврале 1994 г. был подписан договор с Татарстаном, не подписавшим федеративный договор. По сути, это конфедеративный договор. К сегодняшнему дню договоры подписаны с 49 субъектами федерации. Существует мнение, что это разлагает федерацию изнутри: в ст. 4 Конституции написано что, все субъекты федерации равноправны, но на деле выходит что, более богатые и национально ориентированные – нет. В конституциях и уставах субъектов выявлено тысячи несоответствий с Конституцией Российской Федерации, даже в таких вопросах как организация власти в регионах, касающихся подчинения всех правоохранительных и судебных органов Центру. Договорные формы наряду с Конституцией могут регламентировать отношения сторон, но если договоры не входят в противоречия с Конституцией. Существует мнение, что Российская Федерация обладает признаками, как федерации, так и конфедерации т.к.: в федеративном государстве ни один из субъектов не может обладать суверенитетом; что вопреки логике девять национальных округов имеют статус субъектов Федерации, но входят в состав других субъектов.
Информация о работе Территориальная организация государственного управления