Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:25, курсовая работа
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику историческому типу государства.
2. Определить предпосылки формирования того или иного типа государства в историческом аспекте.
3. Выяснить условия формирования государств в течение длительного периода, причины смены типа государства.
4. Рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
5. Проанализировать полученные знания по выбранной теме, обобщить их в работе и сделать выводы.
Введение…………………………………………………………..……..3
1. Типология государств……………………….…….…………….…...5
2. Типология государств при формационном подходе……………...14
2.1. Рабовладельческое государство…………………….………...….14
2.2. Феодальное государство…………………………………....…….16
2.3. Буржуазное (капиталистическое) государство………….…...….19
2.4. Социалистическое государство…………..……..………….……23
3. Типология государств при цивилизационном подходе………….25
Заключение……………………………………………………….……28
Список использованной литературы……………………….………..29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Типология государств……………………….
2. Типология государств при формационном подходе……………...14
2.1. Рабовладельческое государство…
2.2. Феодальное государство……………………
2.3. Буржуазное (капиталистическое) государство………….…...….19
2.4. Социалистическое государство……
3. Типология государств при цивилизационном подходе………….25
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………….………..29
Введение
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество разнообразных типов государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения исторических типов государств, с целью оценить типы государств с современной точки зрения. Изучение данной темы также дает возможность сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государства.
Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства и базис исторического типа общества.
Объектом исследования представленной работы является процесс формирования и становления исторических типов государства согласно формационному подходу к типологии государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое), а также изучить теории классификации государств на типы согласно цивилизационному подходу. Предметом изучения является смена исторического типа государства (из рабовладельческого в феодальный, из феодального в буржуазный и т.д.).
Хронологические рамки изучаемой
темы очень широки – начало рассматриваемого
периода – около 5 тыс. лет назад,
когда произошло формирование рабовладельческих
государств - до нашего времени, когда
современные государства
Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государств.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику
историческому типу
2. Определить предпосылки
формирования того или иного
типа государства в
3. Выяснить условия формирования государств в течение длительного периода, причины смены типа государства.
4. Рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
5. Проанализировать полученные знания по выбранной теме, обобщить их в работе и сделать выводы.
В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Основными источниками, которые использовались в данной работе, стали работы таких авторов, как Белковец Л.П., Белковец В.В., Скоков А.М., Строев Е.А., Малько А.В., Матузов Н.И., Дьяков И.М., Лазарев В.М. и др.
В книгах перечисленных авторов рассматриваются государства с точки зрения разделения их на исторические типы и анализируются данные типы государств. Следует сказать, что оценка происходивших событий (формирования типов государства) у авторов разносторонняя (существует несколько подходов). В данной работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению данной проблемы и объективно оценить все представленные суждения о разделении государств на типы.
Структура работы следующая. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 29 страницах.
1. Типология государств
Государство, по утверждению Ф. Энгельса, - это машина для подавления одного класса другим. Той же точки зрения придерживался В.И. Ленин. Государство, есть орган господства определенного класса, который не может быть примерен со своим антиподом[1].
В общем именно из этих положений вытекают признаки разделения государств на типы – типология.
Типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления. Типология государств - это их специфическая классификация. Осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно - формационного и цивилизационного[2].
При формационном подходе
основным критерием классификации
выступают социально-
Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества[3].
Исторический тип государства
- это государство определенной общественно-экономической
формации, характеризуемое рядом
общих признаков, а именно: единством
экономической и классовой
В формационном подходе определение
типа государства означает определение
и конкретизацию его
1. Какой общественно-
2. Орудием какого класса оно является.
3. Какое социальное назначение присуще ему.
Согласно данной типологии
четырем типам общественно-
Смена одного исторического
типа другим — процесс объективный,
естественноисторический, реализующийся
в результате революций. В этом процессе
каждый последующий тип государства
должен быть исторически более
При формационном подходе раскрывается поэтапность и исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.
Вообще формационный подход
выделяет наиболее существенные признаки
присущие государствам, принадлежащим
к одной общественно-
Английский историк А.Дж. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.[5]
При цивилизационном подходе
учитывается ряд важнейших
А.Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации. Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло - остаются неизменными[6].
Цивилизационный подход обосновывается
идеей единства, целостности современного
мира, приоритетом общечеловеческих
ценностей, а цивилизация понимается
как базирующаяся на разуме и справедливости
совокупность материальных и духовных
достижений общества, находящаяся вне
рамок конкретных социальных систем.
Целостность цивилизации
Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств[8].
В марксистской литературе переходным
государствам уделялось мало внимания.
Считалось, что переход от одного
исторического типа государства
к другому возможен только революционным
путем, поэтому переходное государство
рассматривалось как нечто
Иначе говоря, цивилизационный
подход тоже не безупречен, не способен
заменить подход формационный, но в
определенном сочетании они, видимо,
могут стать подходящей основой
для научной классификации
Принципы — это
С учетом исторических данных, типологии государств, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания правовое государств должно обладать следующими принципами:
1. Принцип приоритета права.
В литературе при
Принцип приоритета права
может быть раскрыт при усвоении
следующих моментов. Во-первых, право
неразрывно связано с человеком,
это сторона его бытия, универсальное
средство общения и гарантия нормального
образа жизни. Во-вторых, государство
не единственный источник формирования
права. Во многих случаях оно лишь
оформляет, облекает в правовую форму
либо естественно-правовые требования,
либо волеизъявление всего народа (общества),
выраженное через референдумы, либо
положения, сформировавшиеся в ходе
общественной практики, в особенности
судебной. В-третьих, право возникло
раньше, а потому носит более естественный
характер, чем государство. По одной
из версий, государство возникло из
необходимости организационно-
В конечном счете, приоритет права означает:[11]
а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
б) соединение нравственно-правовых
ценностей (разумность, справедливость)
и формально-регулятивных ценностей
права (нормативность, равенство всех
перед законом) с организационно-