Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:25, курсовая работа
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику историческому типу государства.
2. Определить предпосылки формирования того или иного типа государства в историческом аспекте.
3. Выяснить условия формирования государств в течение длительного периода, причины смены типа государства.
4. Рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
5. Проанализировать полученные знания по выбранной теме, обобщить их в работе и сделать выводы.
Введение…………………………………………………………..……..3
1. Типология государств……………………….…….…………….…...5
2. Типология государств при формационном подходе……………...14
2.1. Рабовладельческое государство…………………….………...….14
2.2. Феодальное государство…………………………………....…….16
2.3. Буржуазное (капиталистическое) государство………….…...….19
2.4. Социалистическое государство…………..……..………….……23
3. Типология государств при цивилизационном подходе………….25
Заключение……………………………………………………….……28
Список использованной литературы……………………….………..29
Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:[23]
а) децентрализованная феодальная раздробленность;
б) усиление централизации и установление сословно-представительной монархии;
в) централизованная абсолютная монархия и разложение феодальной государственности.
Большинство функций феодального
государства обусловливалось
В государственный аппарат
феодального государства
Доминирующей формой феодального
государства была монархия различных
видов. Республиканская форма
На последнем этапе
в недрах феодального общества стали
зарождаться буржуазные (капиталистические)
производственные отношения, требующие
работника, свободно продающего свой труд.
Но развитию новых отношений мешали
феодалы, их государство. Поэтому между
молодой буржуазией и феодалами
возникли острые противоречия, которые
разрешались путем буржуазно-
2.3. Буржуазное (капиталистическое) государство
Развитие торговли позволило за достаточно короткий период выделится новому классу населения – капиталистам. Наиболее активный рост капитала имел место в Европе после открытия Америки (1492 г.). Постоянный товарообмен, непрерывный поток драгоценных металлов позволили сосредоточить большое количество свободных денежных средств в руках узкого круга людей, значение сельского хозяйства постепенно падало, вернее сказать, люди переставали зависеть от земли так, как это было во времена феодализма. А, следовательно, значение класса феодалов постепенно терялось. Главную роль играли уже не земельные участки, а финансовые средства, сосредоточенные в руках небольшого числа предприимчивых людей.[25]
Падали экономические показатели помещичьего класса, и развивалась сила нового класса – представителей капитала. Теперь экономику государства составляла собственность капиталистов. И назначение государства менялось, в том смысле, что класс буржуазии подчинил себе всех остальных. Перестройка общества происходила таким образом, чтобы все граждане стали как бы равными, что отпало прежнее деление на рабовладельцев и рабов, чтобы все считались равными перед законом, не зависимо от того, кто каким капиталом владеет. Закон одинаково охраняет всех, охраняет собственность, у кого она есть, от покушений со стороны той массы, которая, не имея собственности, не имея ничего, кроме своих рук, постепенно нищает, разоряется и превращается в пролетариев. Таково капиталистическое общество.[26]
Провозглашенная свобода капиталистического общества это свобода не для всех, а для тех, кто имеет собственность, которую необходимо охранять. Свобода капиталистического общества неполноценна. Это общество, которое выступило против крепостничества, против самого крепостного права с лозунгом свободы, свободы всенародной, говорит, что оно выражает волю всего народа, отрицает, что оно классовое государство.
Суть общества здесь не меняется, ведь собственность буржуазии мало, чем отличается от собственности феодалов. Как писали классики марксизма, любая собственность делает какой либо класс людей зависимым от другого класса. Капиталистическое общество не исключение из этого правила. Борясь против крепостного права, оно объявило собственность свободной и особенно гордилось тем, что будто государство перестало быть классовым.[27]
Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной — огромный шаг вперед на пути социального прогресса.[28]
Экономическую основу буржуазного
государства на первых этапах его
развития составляла капиталистическая
частная собственность на средства
производства. В этом государстве
все граждане равны перед законом,
но сохраняется экономическое
Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.
Первый этап можно назвать
периодом становления и развития
капиталистического государства. В
экономическом плане это период
свободной конкуренции большого
числа собственников. Государство
здесь не вмешивается в экономику.
Экономическую жизнь определяют
стихийный рынок и конкуренция.
Для - выявления общеклассовых
Второй этап развития буржуазного
государства совпал с периодом монополистического
капитализма. Его можно назвать
этапом начала и углубления кризиса
буржуазной государственности (конец
XIX в.— первая половина XX в.). В экономике
на данном этапе происходят большие
изменения. Мелкие предприятия и
фирмы для повышения
Следствием этого стали
периодические кризисы и
На рубеже XIX и XX столетий
буржуазное государство все более
превращается в политический институт
крупной монополистической
Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в.— это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.
В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны.
На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.[30]
Не меньшие изменения
происходят и в социально-классовой
структуре общества. Многие рабочие
становятся держателями акций и.
вместе с другими слоями общества
(научно-технической
Государство сохраняет буржуазно-классовые
черты, но делается более демократичным
и социальным. Многие его основные
функции вытекают из потребностей всего
общества - экономическая, социальная.
Оно активно вмешивается в
экономику путем гибкого
Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях.
2.4. Социалистическое государство
Социалистическое государство – это последняя стадия развития общества по классификации принятой в формационном подходе. Оно противопоставляется трем другим типам государства, не являясь само государством в общепринятом смысле этого слова. [32]
Социалистическое государство – уже не является, в отличие от трех предыдущих, типом эксплуататорского государства. Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое двигается в классовых противоположностях, было необходимо государство, т.е. организация эксплуататорского класса для поддержания внешних условий производства, значит, в особенности для насильственного удержания эксплуатируемого класса в определяемых данным способом производства условиях подавления (рабство крепостничество наемный труд).[33]
Существенное отличие социалистического государство от всех остальных типов государств состоит в отсутствии этих условий подавления. Здесь отсутствуют классы, а, следовательно, нет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых. В социалистическом государстве нет того аппарата насилия, который присущ государству, можно сказать, что государство, как таковое отсутствует, нет тех факторов, которые поддерживали государство, будь оно рабовладельческим, феодальным или капиталистическим. Больше нет классов и установленного аппарата подчинения.
Когда государство становится действительно представителем всего общества оно само себя делает излишним. Когда нет классов, нет государства, нет ни какого аппарата насилия, некого подавлять, государство постепенно отмирает. На основании этого следует оценивать фразу про «свободное народное государство», как научно несостоятельную.
Государство, которое потеряло некоторые из своих свойств не может иметь те же функции, что и раньше. Формы собственности становятся иными. Люди уже не относятся к вещам как к своим или чужим, теперь все общее. В защите и преумножении общей социалистической собственности и состоит функция такого государства. Именно общественная собственность и является экономическим базисом государства.[34]
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности, в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основы учения о социалистическом
государстве заложили в своих
трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои
идеи о будущем пролетарском государстве
черпали из опыта Парижской Коммуны.
В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь
на опыт Октябрьской революции и
первые годы Советской власти. Считалось,
что новое антиэксплуататорское
государство возникает в
Государства бывших социалистических
стран признавались государствами
высшего и исторически
В действительности это были,
скорее всего, государства, отягощенные
большими деформациями переходные к
социалистическому типу. Сегодня
китайские теоретики более
3. Типология государств при цивилизационном подходе
Цивилизация - это социокультурная
система, включающая социально-экономические
условия жизнедеятельности
Выделяются следующие типы цивилизаций (Дмитрук В. Н.): [35]
1. древние государства;
2. средневековые государства;
3. современные государства.
В отличие от формационного подхода, цивилизационный подход содержит большое количество различных теорий. Здесь и теории экономического роста, и так называемые теории вызова, теории сближения капиталистических и социалистических систем.
Теории экономического роста чем-то напоминают марксистский подход, однако рассматривают государство не просто, как экономическую формацию, а как сложную развивающуюся систему, включающую в себя много различных факторов в той или иной мере действующих на нее (религия, уровень техники, науки, и т.д.). Эту теорию поддерживал У. Ростоу. Он выделял пять стадий экономического развития, и каждое существующее и существовавшее общество можно отнести к одной из них. Первой ступенью развития является традиционное – первобытное общество, за тем следует переходное общество, далее общество, находящееся в процессе сдвига, созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня потребления. Каждое из этих обществ имеет свои свойства и характеристики, отличающиеся друг от друга.
К теориям экономического
роста тесно примыкают теории
менеджеризма и теории единого индустриального
общества. Согласно им научная революция
несет все необходимые
Существует так же теория сближения социалистической и капиталистической систем. Так А.Д. Сахаров считал, что эти две системы должны слиться во едино, перенимая друг у друга все лучшее.