Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:25, курсовая работа
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику историческому типу государства.
2. Определить предпосылки формирования того или иного типа государства в историческом аспекте.
3. Выяснить условия формирования государств в течение длительного периода, причины смены типа государства.
4. Рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
5. Проанализировать полученные знания по выбранной теме, обобщить их в работе и сделать выводы.
Введение…………………………………………………………..……..3
1. Типология государств……………………….…….…………….…...5
2. Типология государств при формационном подходе……………...14
2.1. Рабовладельческое государство…………………….………...….14
2.2. Феодальное государство…………………………………....…….16
2.3. Буржуазное (капиталистическое) государство………….…...….19
2.4. Социалистическое государство…………..……..………….……23
3. Типология государств при цивилизационном подходе………….25
Заключение……………………………………………………….……28
Список использованной литературы……………………….………..29
в) необходимость идеологически-
г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
2. Принцип правовой защищенности
человека и гражданина. Сразу
следует подчеркнуть, что
Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного
принципа обусловлен естественным происхождением
права, возникшего, по существу, из стремления
человека сохранить, защитить свои жизнь,
свободу, здоровье и т.д. Иными словами,
право возникло и существует, как
разумная сторона бытия, мера свободы
человека. Абсолютность (тотальность)
этого принципа состоит в том,
что все взаимоотношения
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:
1) Равенство сторон и
взаимная ответственность
2) Особый тип правового
регулирования и форма
3) стабильный правовой
статус гражданина и система
юридических гарантий его
3. Принцип единства права
и закона. В правовом государстве
любой нормативно-правовой акт
должен не только по форме
и наименованию, но и по смыслу
и содержанию быть правовым. Это
означает, что он должен отражать
естественно-правовые начала, соответствовать
международно-правовым нормам
4. Принцип правового
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.
В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.[16]
Наряду с изложенным правовому государству (к которому стремилось государство, проходя все исторические типы) присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.
2. Типология государств при формационном подходе
2.1. Рабовладельческое государство
Первым типом государства в теории формационного подхода является рабовладельческое государство. Это один из типов эксплуататорского государства, которое является орудием класса рабовладельцев, и предназначение которого состоит в защите их интересов и прав.
Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII—VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.).
Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные создатели материальных благ — рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Они были обязаны работать, не имея права на жизнь. Их труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением[17].
Основные классы рабовладельческого
общества - рабовладельцы и рабы.
Помимо них существовали социальные
прослойки — ремесленники, мелкие
земледельцы. Они считались свободными,
но неимущими и эксплуатировались
рабовладельцами. Между рабами и
рабовладельцами возникали
По марксистской теории право государства определяется его социальным предназначением и классовой сущностью. Право рабовладельческого государства защищает интересы исключительно класса рабовладельцев и их частной собственности.
Рабовладельческое государство
было классовым, являлось по своей сущности
орудием диктатуры
К внутренним функциям относились:
1) охрана частной собственности
рабовладельцев и создание
2) подавление сопротивления
рабов и неимущих свободных
методами жестокого насилия,
3) идеологическое воздействие
в целях поддержания порядка[
Общесоциальные функции государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.
Во внешней сфере
Формой организации
Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.
2.2. Феодальное государство
Естественное историческое развитие и последующая смена формы эксплуататорских отношений превращало рабовладельческое государство в феодальное. По классификации Маркса феодальное государство- это вторая ступень развития общества. В таком государстве уже признаются естественные права человека. К человеку, пусть даже и весьма зависимому, относятся именно как к человеку, а не как к говорящему орудию труда. Крепостные крестьяне если и независимы лично, то полностью привязаны к земле, которая принадлежит феодалам. Основной признак крепостного права тот, что крестьянство считалось прикрепленным к земле, - отсюда произошло понятие крепостного права.[20]
Это определяет экономический и социальный базис данного государства: личная независимость крестьян, но полная принадлежность земли феодалам. Зависимость крестьян принимала формы не только в принадлежности их к земле, но так же они должны были определенное количество дней лично работать на своего господина (это называлось отработкой барщины).
В таком обществе полноправным классом могли быть только люди владевшие землей – помещики, феодалы, мелкие дворяне. Причем объем их прав на ранних стадиях развития феодальных государств определялся количеством земли. А положение крестьян в реальности мало отличалось от рабского, хотя принимало другие уже более человечные формы.
В отличие от рабовладельческого, феодальное государство могло развиваться более быстрыми темпами и более плавно. Определенный вес здесь приобретают наука, торговля, развитие техники. Это очень важно, поскольку именно развитие торговли и техники определяет во многом процесс перехода к следующему типу государства[21].
В феодальном государстве сущность классового общества оставалась: общество держалось на классовой эксплуатации. Крепостное общество всегда было более сложным, чем общество рабовладельческое. В нем был большой элемент развития торговли, промышленности, что вело к капитализму.
В правовом отношение феодальные государства еще не могли иметь хорошей основы для развития. Дальше признания естественных прав дело не пошло. Между рабовладельческим обществом и феодальным можно провести параллель в том, что большая часть населения страны имела ограниченные права. И при рабстве и при крепостном праве господство небольшого меньшинства над громадным большинством их не может обходиться без принуждения.
На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.
Экономической основой феодального
государства выступала
Классовая дифференциация феодального
общества определенным образом сочеталась
с делением на сословия, т.е. на такие
группы людей, которые отличались друг
от друга объемом закрепленных в
законе прав и обязанностей. На Руси,
например, существовали такие привилегированные
сословия, как князья, дворяне и
духовенство. Сословия ремесленников,
купцов, мещан не имели тех привилегий,
которыми обладали высшие сословия. Самыми
бесправными были крепостные крестьяне,
которые принудительно