Типы правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, что есть право, является, без сомнения, ключевым в теории государства и права, равно как и в юриспруденции вообще. Правопонимание — это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Многие видные юристы и философы обращались к этому вопросу с древнейших времен.
Римские юристы, в частности, Павел, разграничивали значение понятия "право" как минимум в двух смыслах: 1.) право — то, что всегда является "справедливым и добрым", т. е. философское осмысление понятия "право", откуда берет начало концепция естественного права (разумеется, не только в Древнем Риме, а еще и в Древней Греции разрабатывалась эта концепция) 2.) право — то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каковым является гражданское право.

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 103.81 Кб (Скачать файл)

   ВВЕДЕНИЕ

 

    Вопрос о том,  что есть право, является, без сомнения, ключевым в теории государства и права, равно как и в юриспруденции  вообще.  Правопонимание  — это цельная, взаимосвязанная  концепция  правовых  идей,  обладающих  особым набором свойств. Многие видные юристы и философы обращались к этому  вопросу с древнейших времен.

  Римские юристы, в частности,  Павел,  разграничивали  значение  понятия "право" как минимум в двух смыслах: 1.) право — то,  что всегда  является "справедливым и добрым",  т.  е.  философское осмысление  понятия "право", откуда берет начало концепция естественного права (разумеется, не  только  в Древнем Риме, а еще и в Древней Греции разрабатывалась  эта  концепция)  2.) право — то, что полезно всем или многим в  каком-либо  государстве,  каковым является гражданское право. Таким  образом,  делается  акцент  на  том,  что право представляет собой государственно установленные нормы,  оформленные  в писаном  законе  или  правовом  обычае.  Такова  основа  позитивного  права, которое с течением времени стали отождествлять с законом.

  1. Типы правопонимания

С момента  возникновения основ государства  и права многое  изменилось  в представлении  о  них.  Право,  как  и  государство,  претерпело   множество значительных изменений, и в первую очередь — в понимании и восприятии  самой идеи права.    Например, Аристотель считал право "критерием справедливости", Ульпиан — "искусством  добра",  равенства и справедливости,  Цицерон   —   "истинным законом".  Здесь  мы  оказываемся  перед   вопросами,   о   которых   спорят представители естественной и позитивистской школы. Что такое право и  закон? Как они соотносятся?

    По большому  счету можно выделить следующие типы правопонимания:

1. Юридический позитивизм

2. Нормативизм

3. Теория естественного  права 

4. Социологическая юриспруденция

5. Историческая школа права

6. Психологическая теория  права

 

    1. Юридический позитивизм

 

Юридический позитивизм —  направление философии права, которое  видит в праве совокупность норм или правил поведения, установленных  и обеспеченных принуждением со стороны  власти. Характерными чертами данного  подхода к праву являются: формальное определение права (когда под  правом понимается то, что признается таковым в данном сообществе); отождествление права с действующим законодательством; автономный характер права (его независимость  от морали и исторических традиций).

Юридический позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т.е. действующего в данный момент.

Правовой позитивизм (юридический  позитивизм) состоит в том, чтобы  признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Таким образом, в право, в соответствии с концепцией юридического позитивизма, есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений. Право – приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.

Позитивизм отрицает «естественное  право», которое рассматривается  как заблуждение умов, ведущее  к нарушению порядка. Эмпирическое познание права осуществляется на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так же от его социально-политических характеристик. Сущность права признается непознаваемой – оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. В итоге право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений.

Ряд научных деятелей в  области юриспруденции считает, что юридический позитивизм не создал подлинной теории права. Так, например, О.Э. Лейст пишет: «Юридический позитивизм не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства, если само оно сила, творящая право? Вся теория юридического позитивизма основывалась на предположении, что государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой («лучше капля силы, чем мешок права»), а к обоснованию правового государства могло вести лишь изучение «метаюридических» начал».

Алексеев С.С. напротив, считает  позитивную теорию, суммирующую данные аналитической юриспруденции, в  сочетании со своими «ответвлениями» (историей права, сравнительным правоведением) и с социологией права, самодостаточной  юридической наукой, выполняющей  уникальные и независимые функции  во всем комплексе юридических знаний, в области законодательства, юридической  практики, правового обучения, а  так же в постижении логики и смысла права.

Неоднозначное понимание  сущности позитивизма в праве, а  в итоге различное (нередко отрицательное) отношение ученых к нему обусловлено, видимо, тем, что в отечественной  юридической науке позитивная теория права пока не разработана, а в  литературе к позитивным концепциям относят не только те теории, которые  базируются на теории позитивизма, но и формально-логические, «нормативистско-идеалистические» концепции права, основанные на иных философских направлениях (кантианство, неокантианство, феноменологическая философия и пр.)

Обратимся к истории возникновения  юридического позитивизма.

Государственно-правовые теории позитивизма берут начало в работах  французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857), автора "Курса позитивной философии" и "Системы позитивной политики". В данных работах Конт систематизировал как социальную жизнь  того времени, так и теоретически обосновал новый, "позитивный" социально-политический порядок развития общества, с учетом его – прошлого, настоящего и «возможного будущего».

Дальнейшее стремительное  развитие промышленного производства, банковской сферы, сферы транспорта и торговли, т.е. всех прогрессивных  процессов, происходящих в общественной жизни стран Западной Европы во второй половине XIX века, обострило конкуренцию  между отдельными производителями, в итоге концентрации капитала в  «одних руках» и формированию монополий. Все отчетливей главная линия  идеологического противостояния начинает проходить между адептами старого  феодально-монархического режима и  сторонниками буржуазного строя.

Но научно-технический  прогресс и высокий материальный уровень жизни могли быть достигнуты лишь при условии солидарности всех социальных слоев общества. Так буржуазии  нужен был фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения, которыми и стал юридический позитивизм, который  рассматривал право (право буржуазии) как факт реальности.

Большинство буржуазных теоретиков отказалось от идей естественного права, а критика этих идей нашла выражение  в юридическом позитивизме, выступившем  против дуализма теории естественного  права, т.е. против представления о  существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего дальнейшего  воплощения в законодательстве. Право, по представлению позитивистов являло собой совокупность норм, данных объективно, не требующих обоснования. Норма права рассматривалась позитивистами в качестве раз и навсегда установленной догмы, а единственным источником права признавалась государственная власть, наделенная принудительной силой. Правовая концепция позитивизма отождествляла право с законом, изданным верховной государственной властью. Социальным назначением права представлялось обеспечение социального компромисса.

Наибольшее распространение  юридический позитивизм приобрел в  Англии (Д. Остин), Германии (К. Бергбом, П. Лабанд) и во Франции (А. Эсмен).

В XX в. юридический позитивизм распространился в странах Западной Европы. Идеи позитивизма присущи  современной буржуазной юриспруденции  в разных вариантах. Одним из направлений  современного позитивизма является нормативизм.

Таким образом, возникновение  юридического позитивизма связано  с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических  отношений. Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет  первостепенное значение для правоприменительной  деятельности, особенно в периоды  относительно стабильного развития гражданского общества.

 

 Нормативизм Г. Кельзена

 

Политическое и правовое учение нормативизма своими корнями  восходит к формально-догматической  юриспруденции XIX в. Оно сложилось  на основе методологии, выработанной в  юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение  в современном западном правоведении социологических, психологических  и новейших этико-философских концепций.

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. По поручению К. Реннера, главы кабинета, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса Австрии нацистской Германией ученый эмигрировал в США.

Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа - "Чистая теория права" (в заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга вышла в 1934 г.). 
Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлении, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.

При обосновании этой позиции  Кельзен опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний - науки о сущем и науки о должном. К первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся естественные науки, история, социология и другие дисциплины, изучающие явления природы и общественной жизни с точки зрения причинно-следственных связей. Вторую группу - науки о должном - образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей. В науках о сущем главным постулатом выступает принцип объективной причинности, в науках о должном - принцип вменения.

В соответствии с этим учением  нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен, чистая теория "не отрицает того, что содержание любого позитивного юридического порядка, будь то право международное или национальное, обусловлено историческими, экономическими, моральными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении".

Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве. Согласно его воззрениям, подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. "Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой". 
Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение в концепции используется для дифференциации права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль).

По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив - в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. С образованием таких органов децентрализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамками государства - в области международных отношений. Современное ему право Кельзен рассматривает как совокупность государственных правопорядков и децентрализованного международного права.

В национальных правовых системах нормы согласованы между собой  и располагаются по ступеням, образуя  строгую иерархию в виде пирамиды (среди последователей теоретика  такое описание получило название ступенчатой  концепции права). На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют "общие нормы", установленные в законодательном  порядке или путем обычая. И, наконец, последнюю ступень составляют так  называемые индивидуальные нормы, создаваемые  судебными и административными  органами при решении конкретных дел. В изображении Кельзена и его учеников внутригосударственное право выступает замкнутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что она соответствует норме более высокой ступени.

Информация о работе Типы правопонимания