Типы правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, что есть право, является, без сомнения, ключевым в теории государства и права, равно как и в юриспруденции вообще. Правопонимание — это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Многие видные юристы и философы обращались к этому вопросу с древнейших времен.
Римские юристы, в частности, Павел, разграничивали значение понятия "право" как минимум в двух смыслах: 1.) право — то, что всегда является "справедливым и добрым", т. е. философское осмысление понятия "право", откуда берет начало концепция естественного права (разумеется, не только в Древнем Риме, а еще и в Древней Греции разрабатывалась эта концепция) 2.) право — то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каковым является гражданское право.

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 103.81 Кб (Скачать файл)

Одна из важнейших социальных функций  – экономическая осуществляется как путем регулирования действий участников экономических отношений (например, в форме договоров, в  которых стороны определяют свои права и обязанности и факт наступления правовых последствий), так и путем угрозы наступления  санкций (например, за нарушение условий  договоров, или за умышленные преступления в сфере экономики – хищение, мошенничество, вымогательство, уничтожение  имущества, подделку денег или ценных бумаг и т.д.). Экономическая функция выражается в самых различных институтах: финансовом, административном, уголовном, трудовом и других.

Экологическая функция тесно связан с экономической, ее объектами являются земля, недра, почва, вода, воздух, флора и фауна, околоземное пространство. Появление этой функции права связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии решить задачи экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера стала в современных условиях очень важной и превратилась в одну из проблем существования человечества. У права своя ниша в ее решении, – юридическое воздействие на деятельность человека, в целях защиты его среды обитания, причем значение такой защиты будет все возрастать.

Идеологическая функция отражает способность права воплощать  в жизнь идеологию индивидов  и из объединений, оказывать влияние  на их мысли и чувства. В той  мере, в какой в праве выражаются соответствующие интересы личности предписания, оно получает психологическую  поддержку общества, поэтому одной  из задач воспитательной функции  права является воспитание правового  сознания граждан, осознания необходимости  соблюдения норм права. Исходя из этого, идеологическую функцию называют также  воспитательной.

Элементом идеологической функции  является информационная функция права. Законодатель выражает в правовых предписаниях определенную информацию: о государственном  устройстве, о структуре органов  власти и управления, о правах и  обязанностях граждан и должностных  лиц, вообще о правилах поведения  в обществе. Эта информация доводится  до граждан через законы, начиная  с Основного закона и другие правовые акты.

В настоящее время в системе  функций права в качестве отдельной  выделяется функция регулирования  социальных отношений и обеспечения социальных прав, т.е. социальной функции в узком смысле этого слова, охватывающей такие сферы как: пенсионные и семейные отношения, медицинское и бытовое обслуживание, систему социальных льгот, досуга, а также науки, образования, культуры. Защиту социальных прав граждан обеспечивает, прежде всего, Конституция и отраслевое законодательство.

Одна из основных функций права  – регулирование общественных отношений, оно осуществляется как с помощью  методов принуждения, так и убеждением. Например, методом таких функций  как идеологическая и информационная является, безусловно, убеждение, но и  в охранительной функции присутствуют оба метода. То есть, можно сказать, что право воздействует на общественные отношения тем или иным способом в зависимости от конкретных обстоятельств. Принуждение и убеждение в праве находятся в балансе друг с другом. Когда совершается преступление, к преступнику применяется принуждение, так же как в случае установления запрета, наложения санкции или ответственности имеет место принуждение в форме ограничения каких-либо прав или свобод. Однако сам факт наказания или иного принуждения оказывает влияние на некоторых лиц, побуждая их отказаться от совершения правонарушения. Таким образом, оба этих метода, каждый по-своему, позитивно или негативно, выполняют задачу закрепления и охраны прав личности, содействия укреплению правопорядка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение права и государства  было важно всегда, но в современный  период особенно. Право – это  развивающийся институт, поскольку  развивается само общество, а в  наше время в обществе происходят большие изменения. Направление  его развития в недавнем прошлом  определялось противоречием между  капитализмом и социализмом, и соответственно, между правом и его фактическим  отрицанием.

Исторически развитие человеческого  общества – от первобытной родовой  общины к рабству и феодализму, от них к капитализму и социализму, а затем к посткапиталистическому и постсоциалистическому гражданскому цивилитарному строю (от латинского "civis" – гражданин) означает прогресс свободы. Однако это общая тенденция развития не всегда проявляется линейно. В современном понимании, право и государство неразрывно связаны. Форма власти, в которой не обеспечивается свобода и формальное равенство прав граждан, не может называться государством. В таких обществах господствует деспотический строй. В зависимости от исторического типа общества, деспотизм принимает различные формы. Различия между древневосточными или феодальными деспотиями и современными тоталитарными и авторитарными обществами огромно. Однако у них есть общая черта – все эти формы власти основаны не на праве, а на насилии властвующих над подвластными, независимо от того, кто осуществляет насилие, – древний император или современный класс номенклатуры. Нормы, регулирующие отношения в таких обществах не могут называться правом, как сами деспотии не могут называться государством.

Государством следует признать лишь такую форму организации  официальной социальной власти, которая  обеспечивает соблюдение прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека, верховенство правового закона, организации системы государственной  власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такая форма правовых взаимосвязей между индивидами, обществом и государством является основой правового государства и гражданского общества, создание которых в нашей стране – важнейшая и актуальная задача.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

"Общая теория права и государства". В.С. Нерсесянц. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.

"Общая теория права и государства". В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2000.

"Теория государства и права". Учебник. М.М. Рассловова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: Закон и право, 2000.

Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. / Сост. Л.Т. Бакулина. - Казань, 2000.

Гегель Г. Философия права. М., 1990.

Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936.

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. - М., 1956.

Локк Дж. Избранные философские  произведения. Т.2. - М., 1960.

Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. - М., 1977.

Пратасов В.Н. Что и как регулирует? - М., 1995.

Радищев А.Н. Избранные философские  сочинения. - М., 1949.

Сандсвуор П. Введение в право. - М., 1994.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М., 1995.

Чистое учение о праве Ганса  Кельзена. / Сб. переводов. - М., 1988, вып.2.

Штаммер Р. Сущность и задачи права и правоведения. - СПб, 1908.

Явич Л.С. Сущность права. - Л., 1985.

Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности. // Государство и право, 1995, № 3.

Лейст О.Э. Три концепции права. // Советское государство и право, 1991, № 12.

1 Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936. С. 214.

2 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. - М., 1956, - С. 52.

3 Локк Дж. Избранные философские  произведения. Т.2. - М., 1960. - С.72.

 

1 Цит. по "Общая теория права и государства". В.С. Нерсесянц. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. - С.120.

1 Гегель Г. Философия права.  М.: Мысль, 1990. - С. 57.

2 Чистое учение о праве Ганса  Кельзена. Сб. переводов. - М., 1988, вып.2. С. 153.

3 Там же.

 

1 Цит. по "Общая теория права и государства". В.С. Нерсесянц. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. - С.47.

1 "Общая теория права и  государства". В.С. Нерсесянц. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. - С.53.

2 Там же.

1 "Общая теория права и  государства". В.С. Нерсесянц. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. - С.66.

1 "Общая теория права и  государства". В.С. Нерсесянц. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. - С.55.

2 Теория государства и права.  Учебно-методическое пособие. / Сост. Л.Т. Бакулина. - Казань, 2000. - С. 124.

 

1 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. - М., 1956, - С. 52.

2 Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936. С. 102.


Информация о работе Типы правопонимания