Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа
Вопрос о том, что есть право, является, без сомнения, ключевым в теории государства и права, равно как и в юриспруденции вообще. Правопонимание — это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Многие видные юристы и философы обращались к этому вопросу с древнейших времен.
Римские юристы, в частности, Павел, разграничивали значение понятия "право" как минимум в двух смыслах: 1.) право — то, что всегда является "справедливым и добрым", т. е. философское осмысление понятия "право", откуда берет начало концепция естественного права (разумеется, не только в Древнем Риме, а еще и в Древней Греции разрабатывалась эта концепция) 2.) право — то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каковым является гражданское право.
Представители социологической школы права считают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. По их мнению, право и есть реальная жизнь, олицетворенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права осуществляется в двух направлениях. Этим представителям разумное и точное решение юридических казусов представляется большим правом, чем абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью.
32. Функции права: понятие и виды.
Функции права — это наиболее существенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права: историческая цель и служебная роль в жизни общества.
Многообразие путей влияния права на различные отношения между людьми обусловливает наличие у него множества функций. Однако среди такого многообразия функций необходимо выделить отдельные виды правовых функций. Итак, в рамках теории государства и права приводится следующая классификация:
• основные и иные общие функции права;
• производные от основных функции права: общие и частные;
• функции отраслей права, правовых институтов и отдельных правовых норм.
Основанием приведенной выше классификации функций права является двуединый критерий, который предполагает выявление степени воздействия права на общественные отношения, характера и цели такого воздействия.
Таким образом, по характеру воздействия на общественные отношения главной среди остальных правовых функций является регулятивная функция права. Данная функция права состоит в правовом регулировании, общесоциальном, воспитательном и культурном воздействии права на общественные отношения.
По цели воздействия на общественные отношения регулятивная функция права подразделяется на три общих основных, собственно юридических функции права:
1. Регулятивно-статическая
2. Регулятивно-динамическая
3. Регулятивно-охранительная
Следует отметить, что регулятивно-статическая
и регулятивно-динамическая функции
составляют позитивное регулирование
права. Регулятивно-охранительная
Помимо общей основной собственно юридической регулятивной функции права, выделяют также общую неосновную несобственно юридическую функцию права — воспитательную. Воспитательная функция права выражает общесоциальную, идеологическую часть воздействия права на общественные отношения.
Данная правовая функция направлена на правовое воспитание граждан, на формирование у них правосознания и правовой культуры у общества. Кроме того, воспитательная функция права в самом общем виде способствует формированию правового государства на территории Российской Федерации.
Целесообразно также выделить второй критерий разделения функций права — сфера регулируемых общественных отношений. Согласно данному критерию, как было указано выше, в отдельную группу выделяют следующие производные от основных правовые функции:
1. Общие — экономическая,
2. Частные — экологическая,
3. Функции отраслей права:
• конституционное право —
• уголовное право — функция определения деяний, которые признаются преступными, и установление наказаний за их совершение и др.
4. Функции правовых институтов — производные от основных и отраслевых функций права:
• гражданское право — функция приобретения права собственности;
• семейное право — функция института усыновления (удочерения) и др.
5. Функции правовых норм — производные от основных, отраслевых и функций правовых институтов:
• конституционное право —
• трудовое право — поощрительно-
• особенная часть уголовного права — запретительная функция.
НИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАТАРСКИЙ ИНСТИТУТ СОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
НА ТЕМУ:
«ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА»
Выполнила:
студентка Ершова О.В.
группа ЗЮ-II
Проверила:
Селиваненко В.О.
КАЗАНЬ-2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Развитие концепций права 5
ГЛАВА II. Современная концепция права 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Право – это один из важнейших
институтов человеческой цивилизации.
Возникновение права
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права. Право (оформленное в виде государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов. Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.
На смену институтам и нормам
родовой власти приходят право и
государство, как всеобщая и необходимая
форма защиты свободы индивидов
– субъектов права и
ГЛАВА I. Развитие концепций права
История теории правовой мысли знает две основные концепции понимания права: юридическую и легистскую. Легистская трактовка (от латинского "lex" – закон) отождествляет право и закон. Право по ней – это продукт, норма официальной власти, государства, которое существует лишь как закон, указ, постановление, судебный прецедент, обычное право, т.е. как позитивное (существующее, действующее) право. Для легизма в целом характерно пренебрежение правами человека и гражданина.
Для юридического типа понимания права
(от латинского "jus" – право) характерно,
прежде всего, различие права как
социального явления, которое объективно
существует и действует независимо
от других, со своей сущностью, принципами,
функциями и позитивного права,
выраженного в законе и государстве.
В рамках юридического правопонимания
существуют два подхода: естественно-правовой
и современный либертарно-
Естественно-правовой подход (юснатурализм) понимает право как данное человеку изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное, предпозитивное право, которое выражает объективные ценности и требования человеческого бытия, и является безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство. Важно заметить, что всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому "искусственному", позитивному праву, которое справедливо и правильно постольку и в той мере, насколько оно соответствует "естественному".
В рамках современного, либертарно-юридического подхода под правом понимается не естественное право в его различных формах, а бытие и нормативное выражение принципа формального равенства, который понимается как единство трех основных компонентов правовой формы: равной для всех субъектов права нормы и меры, свободы и справедливости, (которые носят также формальный характер). Правовые средства (законы, нормативные акты) и государство являются позитивным выражением права.
Исторически естественно-правовые концепции
были первыми, их истоки тянутся к
ранним мифологическим и религиозным
воззрениям на земные порядки, формы
устройства общественной жизни людей.
Они появились еще во времена
формирования первобытных человеческих
сообществ. Согласно ним все правила
и установления, действующие в
отношениях между людьми, восходят
к сверхчеловеческому, божественному
источнику и должны быть земным воплощением
естественного (т.е. божественного) порядка
справедливости. Например, у древних
греков выражение такого порядка
воплощено в богине справедливости
Фемиде (образ которой и сегодня
символизирует право). Исследования
представлений о праве в
Так философ Гераклит, рассматривал полис и его законы как отражение космического порядка, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их истокам и смыслу. Справедливость состоит в том, чтобы следовать божественному порядку. К концепции Гераклита восходят те естественно-правовые доктрины, которые под правом понимают норму всеобщего разума, подлежащую выражению в позитивном законе. У Демокрита в развернутом виде встречается характеристика закона и государства как вторичного по отношению к "природе", соответствие ей Демокрит рассматривал как критерий справедливости. В дальнейшем многие философы четко противопоставляют искусственному закону полиса право по природе как разумное начало. Причем некоторые, например, Калликл, утверждали аристократическую концепцию права, по которой законы устанавливают слабые в своих интересах, а естественное право состоит в господстве сильных над слабыми. Другие, например, Алкидам обосновывали идею естественного равенства и свободы всех людей (включая и рабов). Они утверждали, что у всех людей естественные потребности, неравенство же проистекает из человеческих законов.
Сократ и Платон искали в полисных законах объективные, т.е. разумные, идеальные, божественные начала. Так, Сократ считал, что мерой соответствия закона естественной справедливости является знание (о добродетели, о нравственно-прекрасном). Согласно Платону, справедливость предполагает "надлежащую меру, определенное равенство", –пропорциональное и количественное. Эти положения были развиты Аристотелем в его учении о двух видах права: естественном и волеустановленном (позитивном). По Аристотелю, естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания его положений, т.е. объективно существует. Аристотель трактовал право как политическую справедливость, а справедливость как норму естественного права. Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в своей основе право, без чего он вырождается в средство деспотизма.
Понимание права и государства
в рамках естественно-правовой доктрины
характерно и для древнеримской
юриспруденции, которая опиралась
на древнегреческие учения. Поскольку
первоначально право понималось
как божественное явление, то и впоследствии,
после появления светского
В Средние века юристы внесли заметный вклад в развитие юриспруденции, а римское право было исходным пунктом их деятельности. С X-XI вв. в результате синтеза римского и местного, обычного права появляется концепция, в основе которой лежит разработанная римскими юристами идея правовой справедливости, согласно которой несправедливая норма может быть отвергнута и заменена правилом, диктуемым справедливостью.
У истоков европейского легизма стояла школа глоссаторов (XI-XIII вв.). В ее представлениях, в случае конфликта между правовой справедливостью и позитивным правом, его разрешение принадлежит законодательной власти, при этом судья должен придерживаться положительных норм закона. Глоссаторы внесли значительный вклад в разработку позитивного права, отработку его системной логики.
Школа постглоссаторов (комментаторов), занявшая доминирующие позиции в XIII-XV вв. трактовала естественное право как вечное, разумное начало, выводимое из природы вещей и соответствие его критериям необходимо для признания норм закона (позитивного права).