Типы правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, что есть право, является, без сомнения, ключевым в теории государства и права, равно как и в юриспруденции вообще. Правопонимание — это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Многие видные юристы и философы обращались к этому вопросу с древнейших времен.
Римские юристы, в частности, Павел, разграничивали значение понятия "право" как минимум в двух смыслах: 1.) право — то, что всегда является "справедливым и добрым", т. е. философское осмысление понятия "право", откуда берет начало концепция естественного права (разумеется, не только в Древнем Риме, а еще и в Древней Греции разрабатывалась эта концепция) 2.) право — то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каковым является гражданское право.

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 103.81 Кб (Скачать файл)

Представители социологической  школы права считают, что право  не следует искать в законах или  психологических переживаниях личности. По их мнению, право и есть реальная жизнь, олицетворенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской  деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и  социальных групп. При этом поиск  «живого» права осуществляется в  двух направлениях. Этим представителям разумное и точное решение юридических  казусов представляется большим  правом, чем абстрактные нормы  с их абстрактной справедливостью.

32. Функции права: понятие и виды.

Функции права — это наиболее существенные направления и стороны  воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа  и социальное назначение права: историческая цель и служебная роль в жизни  общества.

Многообразие путей влияния  права на различные отношения  между людьми обусловливает наличие  у него множества функций. Однако среди такого многообразия функций  необходимо выделить отдельные виды правовых функций. Итак, в рамках теории государства и права приводится следующая классификация:

• основные и иные общие функции  права;

• производные от основных функции права: общие и частные;

• функции отраслей права, правовых институтов и отдельных правовых норм.

Основанием приведенной выше классификации  функций права является двуединый  критерий, который предполагает выявление  степени воздействия права на общественные отношения, характера  и цели такого воздействия.

Таким образом, по характеру воздействия  на общественные отношения главной  среди остальных правовых функций  является регулятивная функция права. Данная функция права состоит  в правовом регулировании, общесоциальном, воспитательном и культурном воздействии права на общественные отношения.

По цели воздействия на общественные отношения регулятивная функция  права подразделяется на три общих  основных, собственно юридических функции  права:

1. Регулятивно-статическая функция  права — данная функция состоит  в закреплении в соответствующих  правовых нормах и институтах  того, что составляет экономический,  политический, социально-культурный  фундамент общества и государства,  а также последующего развития  данных явлений.

2. Регулятивно-динамическая функция  права — данная функция направлена  на обеспечение процесса достижения  намеченных правовых задач, а  также на запрограммирование результатов такого процесса.

3. Регулятивно-охранительная функция  права — данная функция состоит  в предупреждении и пресечении  преступлений и иных правонарушений, в защите и восстановлении  нарушенного права. Кроме того, регулятивно-охранительная функция  права направлена на вытеснение  и ликвидацию отживших, не соответствующих  новым условиям, вступающих в  противоречие с законом общественных  отношений.

Следует отметить, что регулятивно-статическая  и регулятивно-динамическая функции  составляют позитивное регулирование  права. Регулятивно-охранительная функция  права составляет негативное регулирование  права.

Помимо общей основной собственно юридической регулятивной функции  права, выделяют также общую неосновную несобственно юридическую функцию права — воспитательную. Воспитательная функция права выражает общесоциальную, идеологическую часть воздействия права на общественные отношения.

Данная правовая функция направлена на правовое воспитание граждан, на формирование у них правосознания и правовой культуры у общества. Кроме того, воспитательная функция права в  самом общем виде способствует формированию правового государства на территории Российской Федерации.

Целесообразно также выделить второй критерий разделения функций права  — сфера регулируемых общественных отношений. Согласно данному критерию, как было указано выше, в отдельную  группу выделяют следующие производные  от основных правовые функции:

1. Общие — экономическая, политическая, социально-культурная функции.

2. Частные — экологическая, налоговая  и др.

3. Функции отраслей права:

• конституционное право — функция  закрепления прав и свобод человека и гражданина;

• уголовное право — функция  определения деяний, которые признаются преступными, и установление наказаний  за их совершение и др.

4. Функции правовых институтов  — производные от основных  и отраслевых функций права:

• гражданское право — функция  приобретения права собственности;

• семейное право — функция  института усыновления (удочерения) и др.

5. Функции правовых норм —  производные от основных, отраслевых  и функций правовых институтов:

• конституционное право — учредительная  функция;

• трудовое право — поощрительно-ориентационная функция;

• особенная часть уголовного права  — запретительная функция.

НИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ТАТАРСКИЙ ИНСТИТУТ СОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСУ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

НА ТЕМУ:

«ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ  И ПРИНЦИПЫ ПРАВА»

 

Выполнила:

студентка Ершова О.В.

группа ЗЮ-II

 

Проверила:

Селиваненко В.О.

 

КАЗАНЬ-2002 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. Развитие концепций права 5

ГЛАВА II. Современная концепция  права 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Право – это один из важнейших  институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено  процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием  от первобытной, общинно-родовой организации  людей к современной, государственно-правовой.

На любой стадии исторического  развития человеческий коллектив для  того, чтобы сохранить себя как  устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные  и общеобязательные для всех его  членов правила и нормы поведения  – нормативный порядок. Без наличия  соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.

Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права. Право (оформленное в виде государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов. Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.

На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и  государство, как всеобщая и необходимая  форма защиты свободы индивидов  – субъектов права и государства  и регулятора их взаимоотношений. Право  и государство возникают и  развиваются как две взаимосвязанные  части единого по своей сути способа  существования свободных людей. Под государством понимается такая  форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без  свободы нет права и нет  государства. Конечно, наличие несвободных  людей (объектов права и государства) не является их обязательным признаком. Исторический прогресс права как  формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое  неравенство не исчезло. Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования.

ГЛАВА I. Развитие концепций права

 

История теории правовой мысли знает  две основные концепции понимания  права: юридическую и легистскую. Легистская трактовка (от латинского "lex" – закон) отождествляет право и закон. Право по ней – это продукт, норма официальной власти, государства, которое существует лишь как закон, указ, постановление, судебный прецедент, обычное право, т.е. как позитивное (существующее, действующее) право. Для легизма в целом характерно пренебрежение правами человека и гражданина.

Для юридического типа понимания права (от латинского "jus" – право) характерно, прежде всего, различие права как  социального явления, которое объективно существует и действует независимо от других, со своей сущностью, принципами, функциями и позитивного права, выраженного в законе и государстве. В рамках юридического правопонимания существуют два подхода: естественно-правовой и современный либертарно-юридический.

Естественно-правовой подход (юснатурализм) понимает право как данное человеку изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное, предпозитивное право, которое выражает объективные ценности и требования человеческого бытия, и является безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство. Важно заметить, что всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому "искусственному", позитивному праву, которое справедливо и правильно постольку и в той мере, насколько оно соответствует "естественному".

В рамках современного, либертарно-юридического подхода под правом понимается не естественное право в его различных формах, а бытие и нормативное выражение принципа формального равенства, который понимается как единство трех основных компонентов правовой формы: равной для всех субъектов права нормы и меры, свободы и справедливости, (которые носят также формальный характер). Правовые средства (законы, нормативные акты) и государство являются позитивным выражением права.

Исторически естественно-правовые концепции  были первыми, их истоки тянутся к  ранним мифологическим и религиозным  воззрениям на земные порядки, формы  устройства общественной жизни людей. Они появились еще во времена  формирования первобытных человеческих сообществ. Согласно ним все правила  и установления, действующие в  отношениях между людьми, восходят к сверхчеловеческому, божественному  источнику и должны быть земным воплощением  естественного (т.е. божественного) порядка  справедливости. Например, у древних  греков выражение такого порядка  воплощено в богине справедливости Фемиде (образ которой и сегодня  символизирует право). Исследования представлений о праве в Древней  Греции развивались в целом в  русле поисков объективных основ  полиса.

Так философ Гераклит, рассматривал полис и его законы как отражение  космического порядка, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их истокам и смыслу. Справедливость состоит в том, чтобы следовать  божественному порядку. К концепции  Гераклита восходят те естественно-правовые доктрины, которые под правом понимают норму всеобщего разума, подлежащую выражению в позитивном законе. У  Демокрита в развернутом виде встречается характеристика закона и государства как вторичного по отношению к "природе", соответствие ей Демокрит рассматривал как критерий справедливости. В дальнейшем многие философы четко противопоставляют искусственному закону полиса право по природе как разумное начало. Причем некоторые, например, Калликл, утверждали аристократическую концепцию права, по которой законы устанавливают слабые в своих интересах, а естественное право состоит в господстве сильных над слабыми. Другие, например, Алкидам обосновывали идею естественного равенства и свободы всех людей (включая и рабов). Они утверждали, что у всех людей естественные потребности, неравенство же проистекает из человеческих законов.

Сократ и Платон искали в полисных законах объективные, т.е. разумные, идеальные, божественные начала. Так, Сократ считал, что мерой соответствия закона естественной справедливости является знание (о добродетели, о нравственно-прекрасном). Согласно Платону, справедливость предполагает "надлежащую меру, определенное равенство", –пропорциональное и количественное. Эти положения были развиты Аристотелем в его учении о двух видах права: естественном и волеустановленном (позитивном). По Аристотелю, естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания его положений, т.е. объективно существует. Аристотель трактовал право как политическую справедливость, а справедливость как норму естественного права. Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в своей основе право, без чего он вырождается в средство деспотизма.

Понимание права и государства  в рамках естественно-правовой доктрины характерно и для древнеримской  юриспруденции, которая опиралась  на древнегреческие учения. Поскольку  первоначально право понималось как божественное явление, то и впоследствии, после появления светского права, – собственно юриспруденции, принцип  правовой справедливости, т.е. "искусство  добра и эквивалента" (равенства) понимался как божественное, изначально данное, а потому правильное. У всех выдающихся римских юристов: Цицерона, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестиана присутствовал единый естественно-правовой подход к закону (позитивному праву) и государству, которое являлось частью правопорядка, причем его соответствие требованиям права носило не просто обязательный, а сакрально-императивный характер, закон понимался как "общая клятва республики", общий обет государства.

В Средние века юристы внесли заметный вклад в развитие юриспруденции, а римское право было исходным пунктом их деятельности. С X-XI вв. в  результате синтеза римского и местного, обычного права появляется концепция, в основе которой лежит разработанная  римскими юристами идея правовой справедливости, согласно которой несправедливая норма  может быть отвергнута и заменена правилом, диктуемым справедливостью.

У истоков европейского легизма стояла школа глоссаторов (XI-XIII вв.). В ее представлениях, в случае конфликта между правовой справедливостью и позитивным правом, его разрешение принадлежит законодательной власти, при этом судья должен придерживаться положительных норм закона. Глоссаторы внесли значительный вклад в разработку позитивного права, отработку его системной логики.

Школа постглоссаторов (комментаторов), занявшая доминирующие позиции в XIII-XV вв. трактовала естественное право  как вечное, разумное начало, выводимое  из природы вещей и соответствие его критериям необходимо для  признания норм закона (позитивного  права).

Информация о работе Типы правопонимания