Типы правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, что есть право, является, без сомнения, ключевым в теории государства и права, равно как и в юриспруденции вообще. Правопонимание — это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Многие видные юристы и философы обращались к этому вопросу с древнейших времен.
Римские юристы, в частности, Павел, разграничивали значение понятия "право" как минимум в двух смыслах: 1.) право — то, что всегда является "справедливым и добрым", т. е. философское осмысление понятия "право", откуда берет начало концепция естественного права (разумеется, не только в Древнем Риме, а еще и в Древней Греции разрабатывалась эта концепция) 2.) право — то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каковым является гражданское право.

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 103.81 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно определить право  как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются  и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают  государственным регулятором общественных отношений. Это определение позитивного  права, т.е. права получившего официальную  форму признания, – закона. Можно  также сказать, что это операциональное определение права, формулирующее условия применения права.

Однако исходным является определение, которое содержит абстрактную, мировоззренческую  характеристику, например, "Право  – это нормативная форма выражения  свободы, посредством принципа формального  равенства людей в общественных отношениях".1

Оба этих определения являются разными  сторонами общего, синтезированного понятия права, которое включает различие и взаимосвязь права  и закона. Например, "право –  это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая  мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения  общеобязательную силу".2

Данные определения исходят  из понимания единой природы права, которая выступает в форме  идей, представлений индивидов о  праве, в форме юридических норм, исходящих от государства, в форме  действий, правоотношений, в которых  реализуются идеи и нормы права. Такой единый подход позволяет выявить  суть права как реальную силу общества, регулирующую отношения его субъектов. В праве находят выражение  интересы различных людей и их групп, которые изменяются в зависимости  от характера экономического развития общества, уровня культуры, социальной структуры, традиций.

В различные периоды истории, в  условиях разных типов государственного устройства под правом понимались различные  формы общественных отношений, однако можно сказать, что во все времена  право было и будет основным регулятором  общественных отношений. Главной устойчивой внутренней основой права, отражающей его сущность, является волевой характер права, поскольку воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, которая проявляет себя в действиях, направленных на то, чтобы выразить свои интересы в правовой форме. Уже  в Новое время, выдающийся голландский  юрист Гуго Гроций отмечал, что "право имеет своим источником свободную волю".В современной юридической теории поддерживается мнение о том, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить механизм его действия, связь с устремлениями людей, социальной структурой, производственными отношениями.

Следует учитывать и то, что волевая  природа права многосторонняя. С  одной стороны, определенные социальные группы, слои, классы общества, объединенные едиными целями и общими интересами привносят в право свою волю. Еще Томас Гоббс утверждал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими".2

Понимание права как воли господствующего  класса характерно и для марксизма. Действительно, отдельные правовые средства закрепляли и закрепляют имущественные  или иные интересы различных классов, групп общества, корпораций, предприятий, фирм, банков и т.д. Однако классовый  компонент права является выражением общесоциального начала права, т.е. базового, определяющего, поскольку и происхождение, и основное назначение права как важнейшего регулятивного социального института (наряду с религией, этикой), его встроенность в существование человеческой цивилизации позволяет говорить о том, что в праве концентрируется индивидуальная воля всех членов общества. Поэтому можно говорить об общей воле социума как основе сущности права. Действительно, реальную силу праву придает именно соответствие согласованным интересам, общей воле индивидов (субъектов права). Если же требования норм права не выражают общей воли, то никакими механизмами, в т.ч. и принуждением государства невозможно обеспечить их полное исполнение. Таким образом, можно сказать, что сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизни общества, характером социальных групп и индивидов общая воля, как результат согласования их интересов, признаваемая государством и выступающая общесоциальным регулятором поведения, мерой свободы и ответственности субъектов права.

Отсюда можно вывести понятие  социальной сущности права как способности  служить целью и средством  для удовлетворения социально справедливых потребностей и интересов как индивидов, так и общества в целом. Оно характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять потребности субъекта социума, полезные и необходимые для его существования и развития.

Назначение права в социальном смысле состоит в том, что оно  обеспечивает потребность общества в упорядочении действия его субъектов и в подчинении их поведения единым нормам, основанным на принципах формального равенства прав, свободы и справедливости.

Социальное назначение права складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с ними создаются  законы, направленные на закрепление  определенных отношений, их регулирование  и охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается необходимость  в закреплении регулирования  или охраны общественных отношений. Социальная роль государства характеризуется  в юридической науке термином функция права. Функция права  охватывает одновременно как назначение права, так и вытекающие из него направления  воздействия права на общественные отношения. Такое воздействие возможно либо в форме упорядочения общественных отношений при помощи системы  правовых средств (юридических норм, правовых отношений и предписаний), т.е. правового регулирования, либо при помощи идеологического, психологического воздействия на сознание и действия людей, т.е. собственно правового воздействия.

Функционирование права в реальной жизни основывается на общеобязательных для всех его субъектов исходных нормативно-юридических положениях, которые определяют содержание правового  регулирования, и выступают мерой  их поведения, т.е. принципах права. Влияние права на общественные отношения  в форме правового регулирования  или воздействия базируется на принципах  права, которые играют роль переходного  звена от общественных отношений  к системе правового регулирования.

В зависимости от функционального  назначения и объекта применения принципы права подразделяются на две  основные группы: социально-правовых и  специально-правовых принципов.

Социально-правовые принципы отражают систему ценностей, свойственных обществу, обеспечивают доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам  классов или наций, признание  прав и свобод личности высшей ценностью  общества, обеспечивают единство общих  и специфических интересов участников правоотношений.

Специально-правовые принципы, в свою очередь, подразделяются в зависимости  от сферы действия на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые.

Общеправовые принципы присущи  всем отраслям права и отражают природу  права в целом, выступают в  качестве одного из источников права. К ним относятся: принцип гуманизма – главенство в функционировании системы права прав и свобод человека, принцип равенства граждан перед законом – все люди имеют равные права независимо от расы, национальности, религии, пола, должности, принцип демократизма – в праве отображается общая воля всех членов общества через институты народовластия, принцип законности – осуществление государственной деятельности в соответствии с требованиями права, принцип справедливости – строгое соблюдение соответствия меры юридической ответственности допущенному правонарушению.

Межотраслевые принципы характерны для  нескольких отраслей права, к ним  относятся такие принципы как: осуществление  правосудия только судом, гласность  судебного разбирательства, независимость  судей, возможность ведения судопроизводства на национальном языке.

Отраслевые принципы свойственны  одной отрасли права и определяют ее специфику, например, принцип обеспечения  свободы труда и занятости  свойствен трудовому праву, принцип  устойчивости права на землю принадлежит  земельному праву.

Внутриотраслевые принципы – это  принципы конкретных институтов права  и их действие ограничено предметом  регулирования.

Функция права выражает наиболее существенные его черты и направлена на решение  важнейших задач права. В реальной жизни функции права тесно  взаимосвязаны, поскольку каждая из них действует в рамках единой системы функций права,

Понятие, сущность, функции  и принципы права

а сферы общественной жизни, на которые  они воздействуют, также взаимосвязаны, поскольку являются частями целостной  системы – общества. Поэтому, разделение функций права, в некоторой степени  условно (особенно это касается социальных функций права), они взаимодополняют друг друга. Тем не менее, можно выделить главные, характерные черты, выраженные в конкретной функции права, и на этом основании систему функций права можно представить в виде двух основных групп: собственно юридических и общесоциальных, в которых можно выделить основные и неосновные функции.

Основные функции права –  регулятивная и охранительная как  раз и характеризуют право  как самостоятельное социальное явление. А регулятивная функция  занимает в праве определяющее место, поскольку регулирование общественных отношений это основная функция  права.

Наиболее характерными путями осуществления  регулятивной функции права являются определение правосубъектности граждан, закрепление и изменение их правового статуса, определение компетенции государственных органов, установление правового статуса юридических лиц, определение юридических фактов, которые направлены на изменение правоотношений, установление конкретной правовой связи между субъектами права, определение типа правого регулирования. В рамках регулятивной функции права выделяют две подфункции: статическую и динамическую.

Статическая функция права состоит  в том, что оно закрепляет в  своих институтах, в правовых актах, в четко урегулированной форме  те общественные отношения, которые  являются основой устойчивого, стабильного  существования общества и выражают общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической  функции принадлежит институтам собственности, закрепляющим экономические  основы общественного устройства, а  также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву.

Динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения, т.е. динамики. Она отражает процесс  развития общества, его экономической  базы, социально-правовых, этических  представлений. Она воплощена, в  частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.

Важно иметь в виду что динамизм и статика права – это две  стороны одного процесса – постоянной эволюции общества, в ходе которой  возникают новые реальности в  материальной и духовной жизни людей, изменяются способы производства и  характер производственных отношений, появляются новые идеологии, изменяются нормы морали и нравственности. Все  эти новшества находят свое выражение  в правовых предписаниях, с течением времени становятся привычной основой  жизни и в дальнейшем сами претерпевают изменения.

Другая основная функция права, охранительная также тесно связана  с регулятивной. Необходимость в охране общественных отношений будет существовать до тех пор, пока существует общество. Можно сказать, что охранительная функция права – это направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных экономических, политических, государственных, личных отношений, а также искоренение отношений, чуждых данному обществу, причем это вторичный результат действия права, которое выступает как средство охраны тех отношений, которые нуждаются в охране. Основное назначение охранительной функции заключается в предотвращении нарушений норм права.

К неосновным функциям права можно  отнести компенсационную, восстановительную и ограничительную. К основным социальным функциям – экономическую, политическую и идеологическую, а к неосновным – экологическую, информационную и социальную в узком смысле этого слова.

Ограничительная функция права  соприкасается с охранительной. Поскольку назначение права состоит в том, чтобы регулировать общественные отношения, т.е. предписывать варианты поведения соответствующие интересам индивидов, социальных групп, всего общества, постольку, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав других, чтобы пресечь вседозволенность и произвол, право устанавливает определенные ограничения для участников общественных отношений. Такие ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, например, в Конституции, некоторые статьи которой ограничивают права и свободы граждан, реализация которых ведет к ущемлению прав и свобод других граждан и общества в целом (например, пропагандистские действия, возбуждающие расовую, религиозную, социальную ненависть и вражду).

Компенсационная функция права  очень тесно связана с восстановительной. Они различаются в формах, методах и правовых последствиях их реализации. Нередки случаи, когда с помощью правовых средств восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, он вновь становиться обладателем тех прав, которых он был лишен (например, лицо восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, возвращается утраченное имущество или права на него), – это восстановительная функция. В случае компенсации за причиненный материальный или моральный ущерб действует компенсационная функция (возмещение убытков). Иногда действие этих функций совпадает, например, при незаконном увольнении пострадавшее лицо одновременно восстанавливается на прежнем месте работы и одновременно получает компенсацию за вынужденный прогул.

Реализация восстановительной  функции часто осуществляется в  форме отмены принятого правового  акта или юридически значимого действия. В гражданском законодательстве, в котором представлены нормы, выполняющие  и компенсационную и восстановительную  функции нередко восстановление положения, существовавшее до нарушения  права, не связывается с возмещением  убытков. Эти функции права проявляются  в уголовном, трудовом законодательстве, в Конституции.

Информация о работе Типы правопонимания