Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа
Актуальность выбранной темы на современном этапе развития общества подтверждает то что, правовое государство покоится всецело на признании человеческой личности - духовной, свободной, полномочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив того, покоится на террористическом внушении. Цель курсовой работы - рассмотрение тоталитарного государства как политический режим.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика тоталитарного государства…………………………………………………………………...
Понятие и признаки тоталитарного государства…………….
Основные формы тоталитарного государства…………………
Глава 2. Особенности тоталитарных режимов……………………….
2.1. Понятие и виды тоталитарных режимов……………………………
Преимущества и недостатки тоталитарных режимов……………….
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………….....................35
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая теоретико-правовая
характеристика тоталитарного государства……………
Глава 2. Особенности тоталитарных режимов……………………….
2.1. Понятие и виды
тоталитарных режимов…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………...........
1.Введение
Тоталитарный режим - это политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово "тотус" в переводе с латинского, "весь, целый".
Тоталитарное государство - это всеобъемлющее государство. Оно отталкивается от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. В тоталитарном государстве имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать и все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное - позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное - запрещено.
Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписано, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление - всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.
Отсюда видно, что сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме государственного устройства (демократической, республиканской или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Однако, такое всеобъемлющее управление осуществимо только при проведении самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти, на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре. Такая организация управления позволяет придать государственной форме любой вид - советский, федеративный, избирательный, республиканский или иной. Важна не государственная форма, а организация управления, обеспечивающая всеохват; - до последнего закоулка городского подвала, деревенского чулана, личной души, научной лаборатории, композиторской фантазии, больницы, библиотеки, газеты, рыбачей лодки и церковной исповедальни. 1
Это означает, что тоталитарный режим держится не основными законами, а партийными указами, распоряжениями и инструкциями. Поскольку законы вообще еще имеются, они всецело подчинены партийным инструкциям. Поскольку государственные органы еще с виду действуют, они слагают только показную оболочку партийной диктатуры. Это есть строй, в котором нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Здесь правосознание заменено психическими механизмами - голода, страха, муки и унижения; а творческий труд - психофизическим механизмом рабского надрывного напряжения.
Поэтому тоталитарный режим не является ни правововым, ни государственным режимом. Если говорить о форме этой организации, хотя и неправовой и противоправовой, то это есть рабовладельческая диктатура невиданного размера и всепроникающего захвата.
Актуальность выбранной темы на современном этапе развития общества подтверждает то что, правовое государство покоится всецело на признании человеческой личности - духовной, свободной, полномочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив того, покоится на террористическом внушении.
Цель курсовой работы - рассмотрение тоталитарного государства как политический режим.
Задачи для достижения цели, следующие:
Предмет данной работы - анализ признаков тоталитарного режима.
Методологической основой исследования является общенаучный методологический принцип объективности, который позволит объективно рассмотреть все стороны тоталитарного режима, как основу тоталитарного государства.
2.Понятие тоталитаризма
Феномен тоталитаризма не перестает приковывать к себе внимание исследователей. Он остается одним из центральных объектов изучения современной политической науки.
Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный; лат. totalitas - цельность, полнота) - политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества.2 В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма.
Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле - специфический и экономический строй - феномен именно XX века. Но это не означает, что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности, по крайней мере, одновременно с гуманистическими и демократическими идеалами.
22 июня 1925г. Бенито Муссолини выступал в итальянском парламенте. Яростно обрушившись на остатки оппозиции, он угрожал смести ее «нашей тоталитарной волей»3. Само же слово «тоталитаризм» он заимствовал у своего сподвижника, философа Джованни Джентиле, определивший фашизм как «тотальную концепцию жизни». Выразительный термин понравился Муссолини, и он стал использовать его для обозначения фашизма в целом и фашистского государственного строя в частности. Сам термин происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - полный, целый, всеобщий.
С 1929 года, начиная с публикации в газете "Таймс", его стали применять и к политическому режиму Советского Союза. Позднее из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики фашистских режимов и Советского Союза.
На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада."
В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".
Вообще же тоталитаризм — это общественно-политической
Сейчас не существует общепризнанного понятия тоталитаризма. Вполне возможно, однако, что мы и завтра его не получим. Не получим не потому, что это – сложное, многогранное, многообразное явление. А потому что, за несколько десятилетий своего существования тоталитарный режим претерпел определенную эволюцию, приспособившись, к новым социальным организмам. Не получим еще и потому, что само понятие «тоталитаризм» есть, говоря строго, категория идеологическая, не поддающаяся эмпирической проверке и наполняемая в зависимости от идеологической пристрастности исследователя различным содержанием.
В настоящее время тоталитаризм понимается как политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. Это не только политический режим, но и определенный тип политической и общественной системы.5
После развала Советского Союза
и мировой социалистической системы
интерес к тоталитаризму перешел
из плоскости политической в плоскость
скорее историческую. Надо учитывать
то, что науке так до сих пор
и не удалось выработать единого
общепризнанного определения
3.Признаки тоталитарного государства
Учёные, политологи, написали ряд фундаментальных работ на тему возникновения и существования тоталитаризма, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендта "Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия".
Авторы последнего исследования предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять признаков:
Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.
Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:
Отталкиваясь от результатов анализа, прежде всего тоталитарных структур гитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно назвать "тоталитарным максимумом", выделяют пять основных признаков тоталитаризма. Все эти признаки являются в определенной степени идеальными и проявляются в различных тоталитарных режимах в неодинаковой степени, вплоть до тенденций.8
I. Абсолютная концентрация
Абсолютная концентрация власти, реализуется через механизмы государства и представляет собой этатизм, то есть вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны:
Абсолютность власти означает, что власть - исходное начало всех инициатив, движений, изменений. Экономические, духовные интересы существуют такими, какими им разрешено быть властью. Как выразился однажды У. Черчилль о советском порядке: "У вас все запрещено, а что разрешено, то приказано"10. Этот признак приближает к пониманию тоталитаризма, указывает на его родство с восточными деспотиями, азиатским способом производства или протестарной формацией. Особенность последней в том, что исходное начало заключено не в экономическом интересе человека, а в интересе власти, которая не может полностью игнорировать интересы людей, но в состоянии подчинить их себе, может ими пренебрегать, деформируя их. При тоталитарной системе человек только песчинка в общем потоке. Его положение основывается не на самоопределении, а на послушании.
Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или "врагов рейха".11
В силу вышеизложенного политические
судебные процессы - инсценировки, где
доминировал политический тезис; от
суда требовалось уложить в рамки
права заготовленный