Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы на современном этапе развития общества подтверждает то что, правовое государство покоится всецело на признании человеческой личности - духовной, свободной, полномочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив того, покоится на террористическом внушении. Цель курсовой работы - рассмотрение тоталитарного государства как политический режим.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика тоталитарного государства…………………………………………………………………...
Понятие и признаки тоталитарного государства…………….
Основные формы тоталитарного государства…………………
Глава 2. Особенности тоталитарных режимов……………………….
2.1. Понятие и виды тоталитарных режимов……………………………
Преимущества и недостатки тоталитарных режимов……………….
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………….....................35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 77.70 Кб (Скачать файл)

Большие расходы на пропаганду и  агитацию, ненужные иным государственным режимам.

При огосударствоывании экономики  предприятия управляются не хозяевами, а чиновниками, которые в первую очередь заинтересованы в сохранении своей государственной должности. В силу этого руководители предприятий  не заинтересованы в рискованных  инновациях, и нацелены на сохранение существующего уровня производства, что гибельно для экономики государства. Вследствие неправильной мотивации руководителей предприятий отсутствует их внимание к экологичности производства, что ведёт к излишнему загрязнению природы.

Политически:

Отсутствие реально обеспеченных прав и свобод личности сковывает  общественную и экономическую инициативу граждан, является залогом произвола гос. органов.

Отсутствие независимых СМИ  не позволяет гражданам иметь  достоверную информацию о делах  государства. Это соединяется с  отчуждением граждан от управления государством и порождает безответственность правителей. Вследствие этого гос. аппарат  лишается необходимой критической  оценки его действий со стороны общественности и специалистов. Это даёт почву  для развития вредных тенденций  и принятия неверных решений (освоение целины).

В силу закрытости тоталитарного общества граждане не получают полную информацию о других государствах и лишены возможности  сравнивать свою жизнь с жизнью заграницей. Это ведёт к отсутствию конкуренции  между политическими системами  за своих граждан, ставит препятствия  для перенимания полезных политических и общественных институтов.

Поскольку высшие чины безответственны  перед народом они зависят прежде всего от своего окружения (высших гос. органов, силовых ведомств и др.), то их решения часто определяются внутренними аппаратными интригами и результатами «подковерной» борьбы между ведомствами и начальниками. Наиболее важные решения принимаются единовластным лидером или верхушкой элиты под влиянием идейно-политических соображений, субъективных расчетов. Это обуславливает большую вероятность ошибок при принятии решений (война в Афганистане, нападение на СССР, антиалкогольная кампания). Этот недостаток усиливается чрезмерной централизацией власти в руках отдельных лиц на всех уровнях управления.

Продвижение по службе во многом зависит  не от деловых качеств человека, а от его лояльности режиму, способности  лавировать и проталкиваться, его  способности к интригам. Этот принцип  кадрового отбора препятствует продвижению  наиболее талантливых людей, что  ухудшает качество гос. аппарата.

Тоталитарный режим неудовлетворительно  обеспечивает систематическую смену  правителей. Здесь новый правитель  или приходит к власти через ожесточенную борьбу, угрожающею существованию всего  государства (смута), или приводится к власти партийным большинством. В этом случае, личные качества правителя, его талант управления, неважны, выбирается наиболее удобный «лидер» (Брежнев). Часто эти пути сочетаются, но к  власти приходит не тот, кто отражает интересы страны и народа, а тот кто отвечает интересам гос. аппарата.

Тоталитарным режимам свойственна  тяга к агрессивной внешней политике и силовым методам решения  конфликтов. Это увеличивает вероятность  начала больших войн, которых можно было бы избежать.

Невозможность построения доброкачественных внешних отношений - всякое независимое государство рассматривается, прежде всего, как потенциальный идеологический и военный противник, с которым возможны лишь временные соглашения. В унии между тоталитарными государствами отношения могут выстраиваться лишь по феодальному принципу сюзеринитета-вассалитета, (Германия-Италия) или же они протекают в форме скрытой конфронтации (СССР-Китай). В то время как прочные, взаимовыгодные внешние отношения – залог стабильности всякого государства.

Из предыдущего принципа, вытекает отсутствие законности в государстве. По-большому счету, здесь действует  «право сильного». В силу этого, борьба за власть может принимать социально-опасные  формы, угрожающие существованию всего государства. Я думаю, что отсутствие законности было важнейшей причиной распада СССР.

При долгосрочности существования  всякого тоталитарного государства, неизбежна утрата доверия к официальной  идеологии. В этом случае власть лишается своего важнейшего ресурса – доверия  общества и идеалогической базы.

Всеобщая идеалогизированность общества приводит и к идеалогизированность науки и искусства. Так в СССР объявлялись вне закона генетика, кибернетика, джаз, авангард и др. Это тормозит развитие науки и обедняет культуру народа. Отрицание гуманистической самоценности индивида провозглашает общую выгоду выше личной пользы, но это кажущуюся, обманчивая правота. Личная выгода большинства, есть выгода всего общества, и лучше предоставить условия каждому отстаивать свою выгоду, чем группе людей выгоду всех. Своя рубашка как известно ближе к телу, и отстаивать личную выгоду, просчитывать последствия, поучается лучше, чем чужую. Также отчуждение права решать, предполагает высокую нравственность и профессионализм тех, в чью пользу происходит отчуждение, но это условие не всегда выполняется. Сказано, что навести порядок проще в отдельном доме, чем на всей улице, на одной улице, проще чем во всем городе, а в городе проще, чем в государстве. Поэтому основой государственного устройства должна быть свобода каждого в отстаивании своих интересов.

Преимущества тоталитарных государств:

Однако тоталитарные государства  имеют ряд серьёзных преимуществ  над демократическими. Одним из первых это отмечал ещё Троцкий: «в военной и дипломатической области тоталитарные государства имеют значительные преимущества над тяжеловесными механизмами демократий - прежде всего преимущества свободного маневра, не связанного внутренними сопротивлениями". Эта свобода от контроля со стороны социальных институтов и общественного мнения своей страны может определить крупные военные успехи тоталитарных государств в начале войны». Отчасти этим свойством можно объяснить военные успехи Германии в войне с Францией.

Также тоталитарные государства обладают огромными мобилизационными возможностями, возможностью в кратчайший срок сосредоточить  максимум ресурсов на важных направлениях. Следствием этого были огромные технические  успехи СССР и Фашистской Германии (быстрое создание мощной промышленности, освоение космоса).

Кроме того, тоталитарность является одним из выходов из кризиса массового  сознания (Германия), способом преодоления  смуты и политической нестабильности (СССР). То есть, на ранних этапах своего существования, тоталитаризм стабилизирует  государство и дает ему выход из глубоких кризисов.

К числу менее важных преимуществ  я бы отнес успешность государства  в правоохранительной сфере (борьба с уголовниками) и преподнесение гражданам чувства гордости за мощь своей Родины.

Однако эти преимущества реализуются  только на короткое время. По мере развития тоталитарного государства они  теряются под давлением много  более многочисленных недостатков. Поэтому жизнь любого тоталитарного  государства коротка, оно очень  быстро сгорает, сжигая свои стартовые  ресурсы. Все тоталитарные государства  недолговечны – со временем они  или уничтожаются извне (Фашистская Германия), распадаются (СССР) или трансформируются во что-то более мирное (КНР)29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Заключение

Смотря на тоталитарные государства  прошлого, невольно поражаешься их мощи и величию. Огромная военная мощь, невероятные научные достижения, железная дисциплина, завораживающая стилистика. И многие осознавая это, подаются их очарованию. По всему миру немало профашистских тоталитарных движений. Их участники желают навести порядок в своей стране, искоренить коррупцию, уничтожить развратников. И видят в тоталитаризме инструмент для этого. Однако их участники не понимают одного: тоталитаризм – это динозавр. Мощный, страшный на вид, но обреченный быть тупиковой ветвью социальной эволюции.

За последние 20 лет очень много  недемократических: тоталитарных и  авторитарных режимов распалось  или трансформировалось в демократические  республики или государства на демократической  основе. Общий недостаток недемократических  политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны  народу, а значит, характер их взаимоотношений  с гражданами зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности.

В своей работе я доказывала, что тоталитарное государство – это общество самоед. Оно редко рождается и быстро сгорает, освещая мир своим ярким, и подчас завораживающим светом. Тоталитарные государства неспособны к длительному существованию, в силу их крайней экономической и политической неэффективности.

Так как тоталитарное государство - это всеобъемлющее государство. Оно отталкивается от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. В тоталитарном государстве имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать и все предписывать. Тоталитарный режим внушает, что все непредписанное - запрещено.

Суть тоталитаризма: антигуманизм, редукционизм, слитность и нерасчленённость всех социальных структур. Эти принципы противоречат самой природе человека и недопустимо существование подобных государств.

Проблема тоталитаризма — это, по сути, глобальная проблема. Любой  тоталитарный режим, даже в небольшой  и далекой стране, в наш атомный  век представляет собой серьезную  угрозу всему человечеству. Однако во многих странах мира имеются черты  тоталитарных государств. А это значит, что не все политики правильно  восприняли опыт тоталитаризма, и далеко не все пути для его реставрации заблокированы.

Вообще, дилемма "личность — общество" изначально присуща историческому  развитию человечества (и, вероятно, любой  форме Разума), поскольку носителем  Разума является личность, но сформироваться и функционировать, как носитель Разума она может лишь в общении с другими такими же личностями. Современная цивилизация обеспечивает все большее признание приоритета интересов личности перед интересами общества, олицетворяемого Государством, признание того, что ограничением для свободы каждого человека может быть лишь свобода других людей.

Самое главное: путь к тоталитаризму  и пути к свободе заложены в  самой нашей природе. То, куда мы идем, есть результат прежде всего нашего личного нравственного выбора.

Таким образом цель курсовой роботы была выполнена и поставленные задачи, решены.

8.Список использованной литературы

История Италии. М., 2009

Теория государства и права: Курс лекций. Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010.

Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008.

Общая теория права и государства: Учебник. Под редакцией В.В. Лазарева. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2008

Арон Р. Демократия и тоталитаризм М., 2009

Венгеров А.Б. Теория государства  и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М., 2008.

Теория государства и  права. Отв. ред. В.М.Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2010

Большая Советская Энциклопедия. 2009

Толстиков В.С. Рабочий класс и тоталитаризм. Социологические исследования, 2008

И.В. Хропанюк. Теория государства и права. М. 2009

Мельников Д., Черная Л. Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер. М., 2010

 Карр Э. История  Советской Россия, Кн.1, Т.1. Большевистская революция 1917-1923. М., 2008

 Загладин Н.В. Тоталитаризм  и демократия: конфликт века. Кентавр, 2010

 Джилас М. Лицо тоталитаризма. М. «Новости», 2009

 Семыкина Т.В. Политические режимы, 2011

 С.Цвейг. "Совесть против насилия. Кастеллио против Кальви" М. 2010

 Общая теория права  и государства: Учебник. Под  редакцией В.В. Лазарева. 2-е издание,  перераб. и доп. М.: Юристъ, 2008

Якушев А.В. Теория государства  и права (конспект лекций). М.: Издательство ПРИОР, 2009

 Архипелаг ГУЛАГ.  Солженицын А.И., 2011

Коваленко А. И. Теория государства и права, М, 2008.

Коваленко А. И. Правовое государство: концепции и реальность, М, 2008

Гаднелев К.С. Тоталитаризм как  феномен 20в. 2008

Интернет ресурсы:

И.А.Ильин Из работы «О грядущей России» http://gosudarstvo.voskres.ru/ilin/i_ogr_10.htm

http://ru.zero.wikipedia.org/wiki/

www.bankreferatov.ru

Х. Арендт. «Истоки тоталитаризма».  http://socioline.ru/pages/harendt-istoki-totalitarizma

 

 

1 И.А.Ильин Из работы "О грядущей России" http://gosudarstvo.voskres.ru/ilin/i_ogr_10.htm

2 http://ru.zero.wikipedia.org/wiki/

3 История Италии. М., 2009

4 Теория государства и права: Курс лекций. Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е издание, перераб.  и доп. М.: Юристъ, 2010

Информация о работе Тоталитарное государство