Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы на современном этапе развития общества подтверждает то что, правовое государство покоится всецело на признании человеческой личности - духовной, свободной, полномочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив того, покоится на террористическом внушении. Цель курсовой работы - рассмотрение тоталитарного государства как политический режим.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика тоталитарного государства…………………………………………………………………...
Понятие и признаки тоталитарного государства…………….
Основные формы тоталитарного государства…………………
Глава 2. Особенности тоталитарных режимов……………………….
2.1. Понятие и виды тоталитарных режимов……………………………
Преимущества и недостатки тоталитарных режимов……………….
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………….....................35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 77.70 Кб (Скачать файл)

Теперь подробнее о принципе "вождизма". Дело в том, что ко второму десятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтами  еще не стала привычной формой государственного устройства в большинстве  промышленно развитых и развивающихся  стран. Отдельные государства еще  сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский  строй. Этим, по-видимому, и объяснялась  тоска уставших от революционных  потрясений и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном начале нации. И если в фашистской Германии фюрер  смог заместить ушедшего императора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини этого  сделать не смог, главным образом  из-за существования в Италии всеми  признанного монарха, хотя и не игравшего  большой роли в итальянском обществе.

В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для которых "вождизм" не является чем-то пришедшим извне. Он возникает из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной нестабильности.

Пример - принцип "фюрерства" в  фашистской Германии. Фюрер стоит  во главе государства и выражает его волю: сила государства исходит  от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными  полномочиями в строго иерархическом  порядке. Каждый из фюреров подчиняется  своему непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными.13

II. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве.

Второй признак - однопартийная  политическая система, не допускающая  никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно  связана с двумя моментами.

Во-первых, основой однопартийной  политической системы обязательно  становится монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая исключительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или критики. В самой партии также поддерживается идейное единство.

Основным методом монистической  идеологии является массовая оболванивающая пропаганда, базирующаяся на социально - классовой (СССР), расово-националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни) демагогии. В годы консервации режима руководящая  роль партии была узаконена 6-й статьей  конституции СССР.14

Весь механизм власти был сведен к следующему: политические структуры - это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и учреждениях  партийцы либо непосредственно хозяйничали, либо держали управление под своим  надзором. Достаточно было центру провести заседание или опубликовать статью, как мгновенно приводился в действие весь государственно-общественный механизм. А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняли "неисправность" - отклонение от общего мнения.

Коммунистическая партия партией  особого типа являлась не только потому, что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась к определенным целям и т. п.

Во времена Сталина идейное  единство, то есть обязательное философское  и прочее, стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом  для всех компартий.

Раз в любой партии власть сосредоточена  в руках вождей и высших инстанций, то идейное единство как приказ несло  с собой владычество центра над умами рядовых партийцев. Прекращение всякой идейной борьбы в партии означало паралич свободы в обществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самой партии - ни проблеска свободы.

Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую без  него невозможно представить. Одно порождает  другое.15

Идеи - плод творчества отдельных людей, а приказной идейный монополизм, осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям  характер закона.

Устранение идейной разноголосицы  в среде высших руководителей  автоматически упразднило фракции  и течения, а с тем и всякую демократию в коммунистических системах.

В коммунизме возобладал принцип "вождь  знает все": идеологами партии становились  обладатели власти - партийной и прочей - вне зависимости от скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто марксистом, а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.16

Идеологическое единство, прошедшее  немало фаз и приобретшее на этом пути разнообразные формы, было самой  отличительной чертой партии большевистского, коммунистического типа.

Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась фактическим  отсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советы депутатов  и др., в результате чего достигалось  тотальное отчуждение индивида от политической власти.

Возможное существование некоторых  общественных организаций ничего не меняло, так как они контролировались партийными и государственными органами. Примером могут быть созданные фашистами  профсоюзы, основной задачей которых  было внедрение идеологических мифов  в массовое сознание и контроль над ним.

Отрицанием демократических институтов режим реализовывал важную задачу - ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят между индивидом  и государством, в результате чего происходит полное поглощение индивида государством, превращение его в "винтик" огромной государственной  машины.

Тоталитарный режим - детище ХХ века, так как в предыдущие годы техника  не была столь развита, чтобы человек  быстро получал и усваивал пропаганду идейного единства-поддержки режима. До ХХ века политическая деятельность была, как правило, уделом интеллигенции, грамотных слоев общества, умеющих  через прессу и телеграф, почту  обращаться к себе подобным. Научно-технический  прогресс значительно расширил возможности общения.17

Исключительная роль здесь принадлежит  радио, повсеместное распространение  которого позволило приобщить к  политике широкие слои неграмотного населения, люмпен-пролетариат, что  весьма расширило базу политической борьбы. Кто не умел читать, мог слушать. А когда был проведен ликбез, подключились и газеты.

Пропаганда шла по всем каналам: в первых классах начальной школы  проходили ленинские уроки, по окончании  года дарились книжки под названием "Из жизни В. И. Ленина", и будущий  первоклассник, еще не выучив таблицы  умножения, уже знал о том, каким  хорошим пловцом был Владимир Ильич; в школьных учебниках (особенно по иностранному языку) муссировалась тема лучшей страны в мире - Советского Союза, ну а самая большая часть пропаганды приходилась на историю.18

Широко практиковались различные  фальсификации; в учебнике история  представлялась как история победы КПСС, разумеется, ничего не говорилось о "красном терроре", политзаключенных и голоде в период Советской власти. По радио передавались бесконечные речи вождей, в газетах каждый день печатался портрет Сталина, в предисловиях любое произведение рассматривалось с точки зрения марксизма-ленинизма-сталинизма. Пропаганда превращалась в воспитательный процесс. В лестнице октябрята - пионеры - комсомол - партия вышестоящие шефствовали, воспитывали нижестоящих.

Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом, чем политические партии, обладая  значительным весом в обществе, церковь  стала тем камнем преткновения, который  не позволял полностью подчинить  душу индивида. Попытки тоталитарного  режима устранить, или, по крайней мере, сотрудничать с ней не везде приводили  к успеху. В тех странах, где  церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия  тоталитаризма были не столь глубоки, как там, где она была жестоко подавлена (Германия, Россия).

III. Общественно-политическое движение  и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима.

Третий признак - общественно-политическое движение, составляющее массовую социальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях тоталитаризма практически  не рассматривалась роль самого народа в создании и функционировании тоталитарного режима.

Народные массы чаще выступали  в облике несчастных жертв, бедных непротивленцев, являющихся объектом приложения тоталитарных сил. Некоторые исследователи советского тоталитаризма производят искусственное  разделение общества на отдельные части.

С одной стороны, лидер-диктатор во главе единственной массовой политической партии, террористический полицейский  контроль, сверхцентрализованная система управления, а с другой - страдающий, несчастный народ. Если первая часть буквально аккумулирует в себе страшные черты тоталитаризма, то вторая часть общества находится как бы в стороне, вызывая симпатии и даже любовь.

Известно, что в Германии и Италии установлению тоталитарных режимов  предшествовали массовые движения, участники  которых совершенно добровольно поддерживали и разделяли фашистскую идеологию.

Сталинские репрессии по свидетельству  очевидцев воспринимались значительной частью населения сочувственно, на этот раз, на режим работали также  пропаганда и террор.

Советский опыт свидетельствует, что  тоталитаризм всегда имел социальную опору в народе. Без нее он не мог бы так долго существовать и видоизменяться. Документальные кадры: делегат от доярок надрывно кричит и от имени колхоза имени Буденного  требует смерти для "врагов народа". Казалось, каждый колхоз, фабрика, парикмахерская, столовая должны отметиться и потребовать "высшей меры"; лица требующих сменяются, но слова поразительно похожи.

Из западных исследователей первой обратила внимание на фактор общественно-политического  движения Х. Арендт, которая считала, что тоталитарные режимы возникают на его базе.19

В характере тоталитарного режима фактор общественно-политического  движения занимает определяющее место  по следующим причинам.

Во-первых, именно через общественно-политическое движение как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании "тоталитарной идеи".

Во-вторых, через общественно-политическое движение достигается всеохватывающий  контроль над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти.

В-третьих, через общественно-политическое движение тоталитарный режим внедряет мифы в общественное сознание, формирует  позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, тотализирует массы изнутри, а всех несогласных, неподдающихся уничтожают.

С общественно-политическим движением  связана также и атомизация общества. Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципах предельной атомизации своих членов; сначала достигается верность движению, преобладание связей с движением над личными связями, а затем их полная утрата в пользу своего места в движении. После установления тоталитарного режима атомизация распространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, включающего в себя, кроме террора, также и газеты, радио; однако самый мощный эффект имеет развитая система доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким образом эффект массовой тоталитарной пропаганды.

"В обстановке всеобщей взаимной  подозрительности, когда лояльность  режиму измеряется числом доносов,  любые личные связи становятся  обоюдоопасными. Элементарная осторожность  требует отказа от тесных связей, чтобы не ставить близких людей  в такое положение, когда они  ценой спасения своей собственной  жизни будут вынуждены погубить  тебя. В результате достигается  предельно возможная атомизация общества, и любое несогласие с политикой тоталитарного государства (и с тоталитарной идеей) либо раскол между индивидом и обществом сразу же ставит индивида вне закона. Единственной положительной чертой становится безусловная и неизменная преданность Движению со стороны каждого его члена".20

Итак, через общественно-политическое движение атомизированного общества достигается  эффект "слияния с властью" (власть доноса), несмотря на абсолютную отстраненность людей от нее, и как результат - "народ не безмолвствует, как в феодальных государствах прошлого, нет, народ поет, кричит "ура" и рукоплещет казням". И сам им способствуе.

Признаки тоталитарного общественно-политического  движения следующие:

    1. цель Движения - установление диктатуры в какой-либо форме;
    2. обращение к силе в качестве главного инструмента для достижения цели, а отсюда - террористические потенции Движения;
    3. неприятие оппозиционных мнений, непримиримость к другим партиям, движениям;
    4. идея своего особого предназначения

IV. Террор - логическое продолжение тоталитарной пропаганды.

Четвертый признак - государственно организованный террор, основанный на постоянном и  тотальном насилии. Основой тоталитарного  режима может быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении  которой террор играет не последнюю  роль, представляя собой логическое продолжение тоталитарной пропаганды.

Двойной гнет разлагает личность, гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха. Такое давление со стороны государства ликвидирует не только любую оппозицию, но и любую попытку к инакомыслию.

Очень точно описал атмосферу государственного террора С. Цвейг в произведении "Совесть против насилия. Кастеллио  против Кальви": "Систематически совершенствуемый, деспотически осуществляемый государственный террор парализует волю отдельного человека (ночное ожидание - а за кем пришли? а не за мной? - и никакой попытки к сопротивлению), ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души, как изнурительная болезнь, и… вскоре всеобщая трусость становится ему помощником и прибежищем, потому что, если каждый чувствует себя подозреваемым, он начинает подозревать другого, а боязливые из-за страха еще и торопливо опережают приказы и запреты своего тиран"21. А боязливым может стать практически любой - наказание за недонесение закреплено законодательно.

Информация о работе Тоталитарное государство