Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы на современном этапе развития общества подтверждает то что, правовое государство покоится всецело на признании человеческой личности - духовной, свободной, полномочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив того, покоится на террористическом внушении. Цель курсовой работы - рассмотрение тоталитарного государства как политический режим.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика тоталитарного государства…………………………………………………………………...
Понятие и признаки тоталитарного государства…………….
Основные формы тоталитарного государства…………………
Глава 2. Особенности тоталитарных режимов……………………….
2.1. Понятие и виды тоталитарных режимов……………………………
Преимущества и недостатки тоталитарных режимов……………….
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………….....................35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 77.70 Кб (Скачать файл)

V. Экономическая автаркия, государственное  планирование и принудительный  труд в тоталитарном государстве.

Пятый признак - экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики  и существенной доле внеэкономических форм принуждения.

Появление тоталитарных тенденций  в общественном развитии было обусловлено  выходом ряда стран из патриархального, феодального состояния и включением их в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступали в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии как залога независимости.

С точки зрения внутреннего развития тоталитарному режиму также требовалась  жестко регламентированная, замкнутая  на государство экономическая структура. Более того, стоящей у руководства  группировке была необходима такая  экономическая структура, которая  не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела от воли лидеров.22

Коммунистические вожди, искренне убежденные в своем знании экономических  законов, считали, что могут с  научной точностью управлять производством.

В Германии автократическая форма  власти, наводящая "железной рукой" "новый порядок" в стране, была для монополий предпочтительнее сложного механизма демократического государства.23

И в Германии, и в СССР не терпящая никакой оппозиционной организации  тоталитарная политическая структура, которая практически свела на нет роль профсоюзов (или они служили  орудием пропаганды), позволяла эксплуатировать  труд самыми изощренными способами.

Жесткая централизация и террор позволяли в Германии тесно связанным  с режимом монополиям извлекать  максимальные прибыли при минимальных издержках. А монополии благодаря финансовой помощи создавали для руководства фашистского режима экономическую базу.

Тоталитарным характером собственности, как и слишком значительной ролью, которую в экономике играла идеология, можно объяснить особую ситуацию с производителями при коммунизме. Свобода труда в Советском  Союзе была ограничена сразу после  революции, а полностью с ней  было покончено в 1940 году.

Постоянно использовались трудовые лагеря, где в полной мере был использован  голод как важнейший стимул к  труду. Границ между лагерями и фабричным трудом практически не было. Трудовые лагеря и разного рода "добровольные" трудовые акции, например субботники, обязательные сверхурочные, являлись тяжелейшей, крайней формой несвободного труда. Они могли иметь временный характер, сам же несвободный труд - явление при коммунизме постоянное, в зависимости от потребностей момента более или менее ярко выраженное.24

Работник был поставлен в  такое положение, что свой товар - рабочую силу он должен был продавать  на не зависящих от него условиях без  возможности найти другого, лучшего работодателя.

Партийная бюрократия, монопольно владея природными ресурсами, осуществляя  политическую диктатуру, обрела право  диктовать, на каких и в каких условиях люди будут трудиться.

При такой системе невозможны свободные  профсоюзы, а забастовки - явление исключительное. Отсутствие забастовок коммунисты объясняли тем, что рабочий класс якобы находится у власти и опосредованно - через "свое" государство и "авангард" - КПСС - является собственником средств производства. Таким образом, забастовки были бы направлены против него самого.

Настоящая причина в том, что  партбюрократия располагала всеми  ресурсами (и аппаратом подавления в том числе) и, главное, рабочей  силой: любая эффективная акция против нее, если она не носит всеобщего характера, была трудноосуществима.

Забастовки - проблема, скорее политическая, нежели экономическая. А в Советском  Союзе проблем нет: именно для  того чтобы скрыть их, произошел  расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске  в 1962 году. Об этом не узнали бы, если б  не А.И. Солженицын, рассказавший всему миру об этом.25

Идеологические и политические мотивы в большей степени, чем  интересы национальной экономики как  единого целого, являлись движущей силой коммунистического планирования.

Именно эти мотивы являлись доминирующими  каждый раз, когда режим должен был  выбирать между экономическим прогрессом, уровнем жизни народа и своими политическими интересами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Основные формы тоталитаризма.

В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей  степени, чем другие разновидности  тоталитаризма, выражает основные черты  этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности  и, следовательно, всякой автономии  личности. Несмотря на преимущественно  тоталитарные формы политической организации  социалистической системе присущи  и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился  уровень образования народа, стали  доступными доля него достижения науки  и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась  экономика, космическая и военная  промышленность и т. д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система  почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

В марксизме национализм представляет собой побочный продукт капиталистического развития, которому противопоставляется  идея интернационализма. Подавление национального  начала входило интегральной частью в культуру тоталитаризма в СССР. Советские люди были объявлены членами "новой исторической общности" в лице интернационального советского народа. Эта идеология приобрела  в своеобразно перевёрнутой форме  функции национализма и служила  потребности сохранения целостности  СССР в условиях сепаратистских устремлений  отдельных национальных регионов.

Таким образом, и интернационализм и национализм были поставлены на службу идентичным целям: обоснования  и идеологического обслуживания тоталитарных режимов фашистского  и коммунистического толка.

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй  он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое  господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность  направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.26

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Классификация тоталитарных режимов

По степени централизации:

  1. руководство полностью в руках одного человека-харизматика (СССР 1937-1953)
  2. руководство распределено в немногочисленной группе лиц (СССР 1953 по 70-е)
  3. руководство рассредоточено между высшими органами власти (СССР 70-е – 1991)

По степени огосударствливания общественных институтов :

  1. огосударствливаются все общественные институты (СССР)
  2. огосударствливаются наиболее важные общественные институты (Фашистская Германия )

По характеру регулирования  экономики:

  1. полностью плановая экономика (СССР)
  2. планируются наиболее важные отрасли (Фашистская Германия)

По степени полицейского контроля и его методов:

  1. тотальный контроль, атмосфера доносительства и террора, очень большое количество осуждённых, наличие внесудебных процедур рассмотрения уголовных дел, частое применение смертной казни (СССР 1933-1953);
  2. сильный контроль, смертная казнь применяется редко, значительное количество осуждённых, правосудие осуществляется только судами, наличие специфических видов наказаний.

По уровню народной поддержки:

  1. режим поддерживается большинством населения
  2. режим удерживается постоянными репрессиями против населения или иностранными государствами (Аргентина Пиночета)

По характеру объединяющей идеи:

  1. идея национальной исключительности и превосходства (Фашистская Германия)
  2. идея социальной справедливости (СССР)

(Список не исчерпывающ)

По уровню развития идеологии  и пропаганды:

  1. идеология является философской концепцией, идеологическая машина государства активно формирует необходимое мировоззрение и психику населения (СССР, Фашистская Германия)
  2. идеологи отрывочна и не является идейным целым , СМИ лишь подают угодную режиму информацию 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Преимущества и недостатки тоталитарных режимов

Тоталитарные режимы при своей  внешней мощи и надёжности, очень  нестабильные и малоэффективные  социальные образования. В каждом тоталитарном государстве находится множество  зародышей его будущей гибели. В долгосрочном функционировании они  неконкурентоспособны с другими  видами государственных режимов.

Тоталитарные режимы неэффективны:

Экономически:

Тотальная зарегулированность тормозит развитие производства и общественных отношений, как в силу системных законов кибернетики (большие затраты времени и ресурсов на самоконтроль), так и в силу ригидности бюрократического аппарата. Кроме того, органы, осуществляющие контроль со временем разрастаются и поглощают огромные средства (18 млн. аппаратных работников в СССР при населении в 200 млн. человек). Также здесь нарушается один из принципов кибернетики о местной саморегуляции (большинство проблем должно разрешаться на местном уровне, уровне «отдельной клетки».) В тоталитарном государстве имеется тенденция к разрешению малых дел в центральных и высших органах государства. Например, ГОСПЛАН СССР занимался проблемами обычно решаемыми на догосурственном уровне - уровне миллионов отдельных предприятий, что сильно снижало качество его регулирования.

Система централизованного планирования производства и нормированного распределения  ресурсов и продукции, оказывается  менее эффективной, чем формирующийся  в условиях рыночной экономики баланс между спросом и предложением.

Закрытость страны для внешнего рынка тормозит развитие экономики  в целом. В этом случае, мировой  рынок заменяется суррогатом из принудительного  разделения труда или созданием  цепи завоеванных государств, чья  экономика включается в экономику страны-сюзерена (Германия).

Большое количество разнообразной «чрезвычайщины», которая на короткий строк выправляет положение, но в целом убыточна. Одним из следствий этого является распространённость внеэкономических методов принуждения и подневольного труда. При долгосрочном применении это губительно для экономики.28

Снижение мотивированности к труду  у населения, поскольку наибольшие средства человек может получить только на государственной или партийной  должности. Так же в силу малых  различий в зарплате между начальником  и подчинённым (в СССР) не было стимулов для карьерного роста. Такая система  тяготеет в уравнительности в  вознаграждении, выгодной не для тех, кто работает с полной отдачей. Это  явление несколько нивелируется системой моральных поощрений и  идейным ажиотажем населения, но долго поддерживать такое состояние  нельзя, и как постоянная основа трудовых отношений она несостоятельна.

Огромные расходы на военную  сферу в ущерб социальной, за счет ухудшения быта населения и развития многих необходимых отраслей производства, что приводит к низкой покупательной  способности населения и удушению внутреннего рынка.

Информация о работе Тоталитарное государство