Закон – нормативно-правовой акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является достаточно полно изучить понятие в философии,
как совесть.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
1.дать понятие совести
2.проанализировать виды совести
3.выяснить что же такое свобода совести

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………..……………………………………..................4
1.1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………4
1.2УТОЧНЕНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ ………...............................................................................................5
1.3 РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ……………….……………………7
Заключение……………...………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..……

Файлы: 1 файл

Kursaach.docx

— 255.38 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

«Чувашский государственный  университет им.И.Н.Ульянова»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

 

 

ДИСЦИПЛИНА «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА»

 

 

 

  

 

Курсовая работа на тему:

«Закон – нормативно-правовой акт»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

группы ЮФ 11-12

ХРИСТОФОРОВА ДАРЬЯ

 

 

Проверила:

Старший преподаватель,

         Малинина  Н.Б

 

 

 

                                                

 

 

 

 

Чебоксары-2012

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………..……………………………………..................4

1.1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………4

1.2УТОЧНЕНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ ………...............................................................................................5

1.3 РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ……………….……………………7

Заключение……………...………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………………..……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно  или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях.

 Эти ценности  функционируют таким образом,  что оказывают воздействие на  волю человека. Моральные ценности  не просто провозглашаются, они  всегда провозглашаются еще и  в такой форме, которая указывает  на необходимость их практического  воплощения в действиях. Следование  моральным ценностям воспринимается  человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина  
Актуальность темы связана с тем, что мы-

люди, не знаем,что  такое совесть и есть ли она  у нас.

Целью данной работы является достаточно полно изучить понятие в философии,

как совесть.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:

1.дать понятие совести

2.проанализировать виды совести

3.выяснить что же такое свобода совести

4. выявить проблемы, связанные с определением даты вступления закона в силу.

5. обозначить элементы юридической техники, проанализировать действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

Объектом исследования является закон как нормативно-правовой акт. Предметом исследования - признаки закона, его классификация, проблемы, связанные со вступлением закона в силу.

Методами исследования являются как общенаучные, так и специальные: общие методы научного познания, методы эмпирического и теоретического исследований, анализ нормативной базы, учебной литературы.

Dura lex sed lex (лат.) - закон суров, но он закон.

 

ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИИ КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.

 

Нормативно-правовой акт  является одним из основных источников современного государства. В нем  выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов  и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах  закрепляются нормы, которые учитывают  интересы большинства и меньшинства  в целом, координируют их в зависимости  от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

    1. Особенности нормативно-правовых актов

 В отличие от других  источников (форм) права нормативно-правовой  акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество-это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредование (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество  осуществляется в результате проведения референдумов.

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права,то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретные субъекты права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или  источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, их исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все эти сочники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта(закон, указ);наименование органа, принявший акт(парламент, президент, правительство и т.д.).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям.

   Итак, нормативно-правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

1.2 Классификация нормативно-правовых  актов

     Классификация нормативно-правовых актов производится по различным   основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все  нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая  сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место  и значимость в обще системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией  и практикой правотворчества  акты вышестоящих правотворческих  органов обладают более высокой  юридической силой, чем акты нижестоящих  правотворческих органов.

Также нормативно-правовые акты классифицируются  по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права. Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру  действия нормативно-правовые акты подразделяются:

-на акты общего действия, охватывающие всю совокупность  отношений определенного вида  на данной территории;

-на акты ограниченного  действия- распространяются только  на часть территории или строго  определенны контингент лиц, находящихся  на данной территории;

-на акты исключительного  (чрезвычайного) действия. Их регулятивные  возможности реализуются лишь  при наступлении исключительных  обстоятельств, на которые рассчитан  акт(военные действия, стихийные  бедствия)

По основным субъектам  государственного правотворчества  нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти(законы);акты исполнительной власти(подзаконные  акты);акты судебной власти(юрисдикционные акты общего характера)1.

                                                                                                                            

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ

Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства.

Понятие «закон» раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий  в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется  как синоним понятия права. Поэтому  еще в 19 веке предлагалось различать  закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном- как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может  приводить к негативным последствиям. Такое произошло в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону»

Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и в широком смысле, даже пословицы.

Определение закона можно  сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

2.1 Признаки закона

Из данного определения  вытекают признаки закона как основного  источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой:

1. Законы принимаются высшим представительным органом государства или сами народом в результате референдума

2. Законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности.

3. Законы принимаются в особом законодательном порядке,что не присуще подзаконным актам.

4. Законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью.

5. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

2.2. Классификация законов

Существует четкая система  законодательства. Законы подразделяются на:

а) конституцию, конституционные (органические);

б) обыкновенные.

К числу конституционных  законов относится прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией.

Обыкновенные  законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать конституции. Также обычные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основы начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений.

В федеративном государстве, каким является наша Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации.

 

Глава 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА.

»ВОЙНА ЗАКОНОВ»

3.1. Юридическая сила закона

В соответствии с федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Информация о работе Закон – нормативно-правовой акт