Закон – нормативно-правовой акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является достаточно полно изучить понятие в философии,
как совесть.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
1.дать понятие совести
2.проанализировать виды совести
3.выяснить что же такое свобода совести

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………..……………………………………..................4
1.1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………4
1.2УТОЧНЕНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ ………...............................................................................................5
1.3 РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ……………….……………………7
Заключение……………...………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..……

Файлы: 1 файл

Kursaach.docx

— 255.38 Кб (Скачать файл)

4.2 Проблемы современного  законодательства

К проблемам современного законодательства относится следующие:

    1) Проблема качества принимаемых законов. Несовершенство принятого закона обычно связывают с законотворческими ошибками. Замечено также: чем сложнее законодательная процедура, тем выше качество принятого закона, и, наоборот, упрощенный подход к ней порождает ошибки в законе. По сложившимся представлениям законотворческая ошибка - это результат несоблюдения законодательным органом общепринятых правил, стандартов и требований в области разработки и принятия законодательных актов.

По мнению ученых, они  связаны с недостатками и упущениями, возникшими на стадии проектирования норм права, переводом имеющихся  представлений о социальных и  юридических закономерностях в  систему нормативно - правовых установлении. Хотя проектирование любого закона и  является творческим процессом, его  результаты должны соответствовать  определенным, достаточно формализованным  критериям, в первую очередь - положениям Конституции РФ, федеральным законам  и общепризнанным нормам международного права, а также правилам законодательной  техники, формальной логики и современного русского литературного языка.

2) В законодательстве  последних лет заметно усилилась  такая негативная тенденция, как  обесценивание норм права. Наиболее  ярко она проявилась среди  норм, устанавливающих юридическую  ответственность. Законодатель почти  всегда предусматривает в законе  специальную норму, устанавливающую  ответственность за нарушение  положений принятого закона. Однако  чаще всего дело сводится к повторению общеизвестной истины, что виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) Дублирование нормативных  предписаний нарушает один из  важнейших принципов законодательной  техники - максимальная экономия  норм при изложении правовых  предписаний, недопущение их повторов. Отступление от него приводит  только к увеличению количества  законов, в которых становится  трудно ориентироваться правоприменителю, что способствует распространению  правового нигилизма.

Являясь официальным документом государства, закон должен быть написан особым стилем, призванным обеспечить точное и ясное закрепление воли государства  в форме общеобязательных властных велений, предписаний. Законодательный  текст "не доказывает, не объясняет, не убеждает, а властно предписывает субъектам права определенное поведение, формулирует требования, общеобязательные предписания.

4) Фактографические ошибки  связаны с неточностями в отдельных  реквизитах закона, ссылками на  уже утратившие силу законы  или их отдельные нормы либо  ссылками на законы, которые не  имеют отношения к предмету  регулирования закона. Нередки случаи, когда в законах указывают  официальное наименование какого-либо  органа государственной власти, который впоследствии упраздняется  или реорганизуется и существует  уже с другим названием, что  ведет к необходимости вносить  в закон соответствующие изменения.  Довольно часто законодатель  упускает отдельные обстоятельства, имеющие существенное значение  для содержания и жизнеспособности  проектных норм, в связи с чем  возникает необходимость вносить  дополнения и изменения в недавно  принятый закон.6

Законотворческие ошибки выявляются после принятия закона, его опубликования или в процессе законоприменения. Например, с многочисленными  юридическими и грамматическими  ошибками были приняты и официально опубликованы часть первая и отдельные  главы части второй Налогового кодекса  РФ. Они устранены в установленном  порядке, т.е. путем внесения законом соответствующих изменений. Из ста трех статей части второй Налогового Кодекса РФ, принятой в августе 2000 г., в декабре того же года в девяносто одну статью (88% от их общего количества) внесены изменения и дополнения, что свидетельствует о низкой эффективности современного российского законодательного процесса.

Риск законотворческих ошибок значительно снижается, если подготовка законопроекта осуществляется в  соответствии с правилами законодательной  техники. На сегодняшний день они  законодательно не закреплены. Эти  правила синтезированы и обобщены в рекомендациях ученых и практиков, занимающихся законотворческой деятельностью, и считаются общепринятыми и  обязательными потому, что отступление  от них или их игнорирование неизбежно  ведет к снижению качества принимаемых  законов, их неэффективности.

Причины законотворческих ошибок можно классифицировать как объективные  и субъективные.

К объективным можно отнести  коренные изменения, происшедшие за последние годы в российской правовой системе, и связанные с ними пробелы  в отечественной теории государства  и права; необходимость в короткие сроки заново создавать или обновлять  практически все отечественное  законодательство; недостаточную правовую культуру населения в целом и  многих участников законодательного процесса на федеральном уровне; несовершенство законодательной процедуры, установленной  регламентом Государственной Думы.

Среди субъективных причин можно отметить поспешность в  рассмотрении и принятии законов, нарушение  технологии и недостаточно четкую регламентацию  законодательного процесса, незнание многими субъектами и участниками  законопроектной деятельности действующего законодательства, методологии, методики законотворчества, правил законодательной  техники и современного русского литературного языка, несоблюдение или игнорирование отдельными участниками  законодательного процесса установленных  или выработанных на практике процедур создания законов, волюнтаризм отдельных руководителей, проявляющийся во внесении в Государственную Думу популистских или не основанных на потребностях практики законопроектов.

Кроме того, в последние  годы является предметом активной научной  разработки является проблема организации  законотворческой деятельности Парламента РФ. Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная составляющая законодательной  работы в ее содержательном плане  выполняется Государственной Думой  ФС РФ, соответственно ей принадлежит  ключевая роль в законотворческой деятельности.

По существу, заимствован  мировой опыт практики законотворчества, в соответствии с которым в  двухпалатном парламенте законодательный  процесс сосредоточивается преимущественно  в палате, формируемой путем прямых выборов и непосредственно представляющей все население страны, его интересы.7

К одному из наиболее важных моментов следует отнести наделение  палат полной самостоятельностью, проявляющейся  в том, что ныне они могут независимо друг от друга реализовывать свои законотворческие полномочия.

В особом юридическом оформлении нуждается вопрос о сроке рассмотрения Советом Федерации законопроектов, поступающих к нему на предварительное  согласование. Ныне установление данного  срока отдано "на добрую волю" нижней палаты. Предоставление Государственной  Думе права произвольно устанавливать  его продолжительность стало  одной из причин того, что Совет  Федерации порой не успевает выразить своего мнения по законопроекту. Отсутствие необходимой нормы к тому же нередко  побуждает верхнюю палату оставлять  поступившие из Государственной  Думы законопроекты вообще без рассмотрения.

В силу указанного обстоятельства сам процесс формирования согласованной  позиции палат на этапе обсуждения законопроекта превращается в трудноразрешимую проблему современной законотворческой практики. Выходом из этой ситуации могло бы служить закрепление в Регламенте Государственной Думы четко определенного срока для рассмотрения законопроекта другой палатой, что позволит обеспечить обязательность названной процедуры, своевременность ее осуществления Советом Федерации.

Укрепление правовых основ  взаимодействия палат Федерального Собрания РФ в процессе обсуждения законопроекта побуждает к поиску новых подходов при формировании механизма такого взаимодействия. Так, немаловажное значение имеет повышение  эффективности процедур, предупреждающих  возникновение юридических коллизий и способствующих сближению позиций  палат в отношении рассматриваемого проекта. К процедурам такого рода можно, например, отнести организуемые палатами совместные обсуждения наиболее острых, концептуальных вопросов будущего закона на проводимых парламентских слушаниях, круглых столах, конференциях с обязательным привлечением к обсуждениям научных  и практических работников. Это позволяет  обменяться мнениями по спорному моменту, выявить разные взгляды и позиции, проанализировать причины возможных  противоречий и заранее продумать  способы их предотвращения.

Целесообразно создание специализированного  научно-координационного органа, который  обеспечивал бы сбалансированную деятельность палат Федерального Собрания РФ по осуществлению законотворческих полномочий. Возможно возложение на указанный орган  задач по распределению нормотворческих  усилий в рамках взаимодействия палат  с учетом специфики законодательной  работы каждой из них, а также рассмотрению спорных альтернативных вопросов, касающихся конкретных законопроектов, и выработке  взаимоприемлемых для палат предложений. Важным является объединение интеллектуальных и организационных ресурсов для  решения общих проблем. Указанный  орган мог бы давать заключения по всем проектам законодательных актов, находящихся на рассмотрении законодательного органа8.

Таким образом, законотворчество должно обеспечивать условия, при которых отсутствуют  как пробелы в праве, так и  излишняя зарегламентированность общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

Статья 54 Конституции РФ провозглашает:

1. Закон,  устанавливающий или отягчающий  ответственность, обратной силы  не имеет.»

2. «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон9».

Для практики имеет непосредственное значение проблема действия нормативных актов. Она  включает в себя четыре аспекта:

- на какие  общественные отношения данный  нормативный акт р аспространяется (предметное действие);

- с какого  и по какое время нормативный  акт имеет юридическую силу (действие  во времени);

- на какую  территорию он распространяет  свое регулирующее воздействие  (действие в пространстве);

- каковы  его адресаты (действие по кругу  лиц).

Действие  нормативных правовых актов рассматривается  применительно к следующим аспектам: времени, пространству и кругу лиц.

Нормативные правовые акты во времени начинают действовать с момента вступления их в законную силу. Этот момент определяется днем принятия акта правотворческим  органом; истечением установленного законом  срока после его опубликования; временем, указанным в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. Акт утрачивает силу по истечении срока действия акта, в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший  акт, на основании прямого указания компетентного органа о его отмене.

Принципиально важен, особенно для практики, вопрос об обратной силе закона. По общему правилу "закон обратной силы не имеет". Исключение составляют уголовный закон  и закон об административной ответственности, которые имеют обратную силу в  следующих случаях: если закон распространяет действие на факты, возникающие до его  вступления в законную силу; если это  устанавливается самим законом; если закон смягчает или устраняет  ответственность.

В пространстве пределы действия нормативных актов  определяются территорией, на которую  распространяется суверенная власть конкретного  государства, либо территорией, указанной  в самом законодательном акте (например, районы Крайнего Севера).

По кругу  лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных  в нем ограничений в отношении  официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом10.

Таким образом, действие закона во времени неразрывно с его действием  в пространстве и по кругу лиц, так как даже само определение  понятия закона отмечает зависимость  его распространения на время  и место действия, а также, на всех лиц, находящихся на пространстве действия закона. Даже всевозможные исключения в законах, затрагивающие, казалось бы, совершенно отдельную область  права, оказываются при более  внимательном рассмотрении настолько  тесно связанными, что нельзя с  уверенностью сказать, где действие закона относится к пространственному, а где определяется кругом лиц  или четко временем. По этому юристам-законодателям  очень важно уметь определять эти характеристики, чтобы не допустить  ошибок которые могут привести к  беспорядкам в обществе и международным  скандалам.

Информация о работе Закон – нормативно-правовой акт