Закон «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 №314

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти признано необходимым оптимизировать функции федеральных органов исполнительной власти. В контексте Указа Президента РФ „от 9 марта 2004г. №314 оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти означает упразднение функций избыточного государственного регулирования; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; передачу функций федеральных органов исполнительной власти саморегулируемым организациям в области экономики; организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом; завершение процесса разграничения функций между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной вла¬сти субъектов Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретическая сторона рассматриваемого вопроса
1.1. Цели и задачи закона………………………………………………...4
1.2. Содержание закона (краткое, основополагающее)………………..6
1.3. Эффективность закона с точки зрения права……………………….26
Глава 2 Аналитическая составляющая вопроса
2.1. Применение закона на практике…………………………………..28
2.2. Недостатки и предложения по внесению изменений…………….30
Заключение………………………………………………………………….32
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_pravu.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Отсутствуют и эффективные механизмы  сдержек и противовесов в системе  взаимодействия различных ветвей власти, которые гарантировали бы, что  соответствующие законы, подготовленные исполнительной властью, не станут инструментом обеспечения тех или иных интересов крупного бизнеса, корпорации чиновников и т.п. Наблюдаемая тенденция к формированию в Государственной Думе "послушного большинства" чревата превращением ее в орган, пассивно наблюдающий за перманентными реорганизациями системы федеральных органов исполнительной власти. Такая позиция содействует развитию авторитарных традиций и всесильной бюрократии, которая, по оценке Президента Российской Федерации, "оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны"

Между тем создание эффективно действующей  системы федеральных органов  исполнительной власти невозможно без  активной и заинтересованной позиции  высшего законодательного органа государственной власти. С целью повышения ответственности законодателя за формирование такой системы был принят закон о федеральных органах исполнительной власти. В этом Законе были конкретизированы полномочия Президента, Государственной Думы и Правительства по установлению системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, а так же были максимально четко отражены функции каждого федерального министерства, что в свою очередь укрепило меру ответственности каждого из этих учереждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Аналитическая  составляющая вопроса

2.1 Применение  закона на практике

 Как видно  из текста закона «о системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти», данный указ устанавл окончательный состав система федеральной исполнительной власти, установил положение отдельных субъектов данной системы, а также четко разграничил их функции между собой; как следствие – внес необходимую, вытекающую из этого коректировку различных ведомств (упраздняя, образовывая, расширяя или же просто переименовывая их)…

 Опуская  ненужное цитирование материала  предыдущей главы хочется отметить, что данный закон по сути  своей является базисным, так  называемой отправной точкой  для последующего реформирования  системы федеральной исполнительной  власти. В данный момент мы попрежнему имеем трехуровневую систему исполнительной власти, которая обеспечивает: специализацию органов исполнительной власти; организационное обособление функций, исполнение которых создает конфликт; внутреннюю управляемость исполнительной власти; оперативную разработку и согласование политики между органами исполнительной власти.

 Она состоит из органов  исполнительной власти разной  специализации с организационным  обособлением правоустанавливающих, правоприменительных (контрольно-надзорных)  функций и функции оказания государственных услуг и управления государственным имуществом: федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральные министерства разрабатывают  политику в определенной сфере государственного регулирования (концепции, программы, федеральные целевые программы, бюджет), разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, а также осуществляют международное сотрудничество (переговоры, международные договоры и соглашения). Они не должны обладать контрольно-надзорными полномочиями (проведение проверок, наложение взысканий, выдача лицензий, разрешений, квотирование и т.п.) в отношении граждан и организаций, функциями оказания государственных услуг и управления имуществом (управление подведомственными организациями, представление интересов государства в нестратегических акционерных обществах с участием государства и др.). Процесс выработки политики, таким образом, отделяется от процесса исполнения политики.

Федеральные службы должны осуществлять контрольно-надзорные или правоохранительные функции и не обладают полномочиями по подготовке и принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом. Их предназначение - реализация политики, разработанной федеральными министерствами и одобренной Правительством Российской Федерации, пресечение нарушения законодательства, обеспечение безопасности в определенной сфере общественных отношений.

Федеральные агентства специализированы на исполнении функций управления государственным  имуществом, реализации государственных программ и оказании государственных услуг. Они не могут обладать контрольно-надзорными полномочиями и правом разработки и принятия нормативных правовых актов.Функциональная специализация исключает конфликт между функциями выработки политики, исполнением политики и контролем за исполнением политики.

При такой модели организации исполнительной власти количество министерств значительно  сокращается, федеральные службы укрупняются (увязываются с объектом и предметом  контроля), количество агентств, напротив, возрастает. Трехуровневая система органов исполнительной власти была закреплена Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

2.2. Недостатки и предложения по внесению изменений

Два процесса - централизация и  децентрализация в системе органов  исполнительной власти теснейшим образом  взаимодействуют между собой, и  ныне невозможно анализировать эти  процессы без характеристики устойчивых связей, складывающихся в рамках единой исполнительной власти в Российской Федерации.

Говоря о децентрализации нормативного регулирования систем органов исполнительной власти, не следует, как представляется, преувеличивать значение децентрализации  и превращать ее в самоцель. Едва ли обоснованны идеи, согласно которым централизованное регулирование этих систем должно быть минимальным, избирательным, упорядочивающим лишь то, что нельзя не урегулировать из центра. Ослабление централизованного регулирования в этой сфере, и это доказано еще раз в 90-е годы, ведет к сепаратизму, возникновению разногласий между отдельными частями единого федеративного государства, к расшатыванию Российской Федерации как единого государства. Вносится путаница в процесс разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами.

С другой стороны балом правит принципиальное единство, целостность всей системы исполнительной власти в России. Федеративная природа государственного устройства России не нарушает сущностных признаков государства, общие цели, стоящие перед российским обществом, принципы и основы государственного управления всей страной.

Принципиальная целостность и  единство системы органов исполнительной власти России воплощается и в  единых методологических и организационных  основах ее создания, и в содержании правовых норм и принципов ее регулирования. На мой взгляд, единство системы органов исполнительной власти залог сохранения и укрепления целостности России, упрочения ее государственности, решительной борьбы с попытками разделения страны на составные части, сепаратизмом и межнациональными противоречиями и конфликтами. Оно противодействует амбициозности некоторых региональных политиков.

Единство системы органов исполнительной власти проявляется в различных  связях ее составных частей. Это  и интеграционные связи, основанные на том, что федеральное и региональное законодательство о системах органов исполнительной власти имеют одни и те же цели, принципы регулирования, направления совершенствования. Сюда же относятся и отношения субординации, иерархической соподчиненности - приоритет федеральных нормативных актов по предметам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Имеют значение также и связи координации (взаимодействия) - различные формы участия субъектов Федерации в подготовке и принятии федеральных нормативных актов по вопросам развития и совершенствования органов исполнительной власти, издание по этим вопросам федеральных и региональных нормативных актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следует напомнить и об огромной работе по четкому разделению предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а также законодательное разграничение правотворческих полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в рассматриваемой области. Перечисленные формы связей направлены на то, чтобы придать единой системе исполнительной власти в Российской Федерации черты непротиворечивости, согласованности, учета общегосударственных интересов и потребностей, а также особенностей мест, отдельных регионов, наций и народностей России.

 

 

 

Заключение

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти признано необходимым оптимизировать функции федеральных органов исполнительной власти. В контексте Указа Президента РФ „от 9 марта 2004г. №314 оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти означает упразднение функций избыточного государственного регулирования; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; передачу функций федеральных органов исполнительной власти саморегулируемым организациям в области экономики; организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом; завершение процесса разграничения функций между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При всем сходстве причин, целей и характера мероприятий по адаптации исполнительного аппарата к рыночной экономике, проводимых в предшествующие годы и в настоящее время, важно отметить качественно новый акцент в подходах к решению проблемы. Основной акцент сделан на тщательном анализе и всесторонней оценке именно функций исполнительного аппарата, их адекватности требованиям развития рыночной экономики.

Таким образом, задачи, которые решались в процессе анализа, оценки и упорядочения функций федеральных органов исполнительной власти, состояли в том, чтобы на более веских основаниях: избавить аппарат от старых функций, взятых из прошлого; четко разграничить функции между федеральными органами иполнительной власти, исключив дублирование, параллелизм и «провисание»; упразднить ненужные структурные подразделения и/или органы в целом.

Тем самым предполагалось, что удастся наконец «пресечь»  бесконечную реорганизацию государственного аппарата: реализовать веками апробированый  принцип «трех определений» организации  исполнительного aппарата: «функции, структура, штаты» — и приступить к осуществлению эффективного государственно го управления.

 

Список Литературы:

  1. Текст закона  «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 №314
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Административный кодекс РФ
  4. Мэннинг Н. Реформа государственного управления: Международный опыт / Н. Мэннинг, Н. Парисон.
  5. А.В. Шаров, "Журнал российского права", N 4, апрель 2005 г.
  6. Разумова Л.Т. Конституционные основы деятельности органов власти

 

 

 

 


Информация о работе Закон «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 №314