Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:43, реферат
В настоящее время правовая база регионального избирательного законодательства включает более 300 законов. Во всех регионах (кроме Чеченской Республики) имеются законы о вы-
борах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 87 - о выборах главы исполнительного органа государственной власти. Что касается регулирования выборов в органы местного самоуправления, то 53 региона приняли законы о выборах в органы местного самоуправления, 43 - законы о выборах глав муниципальных образований, 42 - законы о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.Некоторые субъекты Российской Федерации пошли по пути унифицирования избирательного законодательства о выборах и референдумах, приняли избирательные кодексы.
Законодательная база разрешения
избирательных споров
Федеральное избирательное законодательство
и законодательство субъектов Российской
Федерации урегулировали
нарушений избирательных прав граждан как поводов для возникновения электоральных споров.
Порядок обжалования регулируется статьей 68 Закона об основных гарантиях, статьей 79 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и статьей 90 Федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов), нормами Федерального закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", а также соответствующими положениями законов субъектов Российской Федерации. В постановлении ЦИК России от 29 сентября 2000 года № 110/1163-3 "О соответствии избирательного законодательства ряда субъектов Российской Федерации федеральному законодательству" отмечается, что имеющиеся в региональном законодательстве о выборах несоответствия федеральному законодательству и его нарушения существенно затрудняют процесс реализации избирателями своего конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления, а также проведение выборов. Болыпое значение этой проблеме придано и в докладе ЦИК России "О развитии и совершенствовании законодательства 28 Российской Федерации о выборах и референдумах", в котором особо подчеркивается, что региональное избирательное законодательство должно не только дополнять и конкретизировать положения федерального, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных правоотношений на местном уровне. Направления развития и совершенствования законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, содержащиеся в указанном докладе, были рассмотрены и одобрены Рабочей группой, образованной распоряжением Президента Российской Федерации от 26 августа 2000 года № 372-рп для подготовки предложений по совершенствованию федерального законодательства о выборах, доложены Президенту Российской Федерации и уже претворяются в конкретные законопроекты.
В настоящее время правовая база регионального избирательного законодательства включает более 300 законов. Во всех регионах (кроме Чеченской Республики) имеются законы о вы-
борах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 87 - о выборах главы исполнительного органа государственной власти. Что касается регулирования выборов в органы местного самоуправления, то 53 региона приняли законы о выборах в органы местного самоуправления, 43 - законы о выборах глав муниципальных образований, 42 - законы о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.Некоторые субъекты Российской Федерации пошли по пути унифицирования избирательного законодательства о выборах и референдумах, приняли избирательные кодексы.
В четырнадцати субъектах Российской
Федерации избирательное
лица, еще в пяти регионах - выборы, референдумы и отзыв.Следует отметить, что в деле совершенствования законодательства о выборах и устранения нарушений его норм, о которых
сообщается в жалобах (заявлениях) граждан и кандидатов в депутаты, избирательных объединений, большое значение имеет правозаконодательной инициативы избирательных комиссий субъектов Федерации, предоставленное им органами государственной власти республик, краев, областей, автономных округов. Однако только в 42 субъектах Российской Федерации избирательные комиссии наделены правом законодательной инициативы. Многое в субъектах Российской Федерации сделано в частиприведения региональных законов о выборах и референдумах в соответствие с федеральным законодательством. Активную роль в этом важном процессе сыграли региональные избирательные комиссии, которые во взаимодействии с соответствующими законодательными органами используя право законодательной инициативы, участвовали в подготовке изменений и дополнений в действующие региональные законы, а также в разработке новых законопроектов. Положительный опыт работы в этом направлении накоплен избирательными комиссиями республик Алтай и Марий Эл, Кабардино-Балкарской Республики, Архангельской, Костромской, Ростовской, Смоленской, Ульяновской областей, Агинского
Бурятского автономного округа,
других регионов. Так, используя предоставленное
им право законодательной
вносили предложения об изменениях и дополнениях соответствующих законодательных актов на основе рекомендованных ЦИК России модельных законов о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации и о выборах главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Представители региональных избирательных комиссий нередко участвовали в разработке законопроектов и поправок к действующим законам в составе рабочих групп, созданных за-30 конодательными (представительными) органами государственной власти. Некоторые избирательные комиссии рецензировали
законопроекты о выборах и передавали заключения в названные
органы. С учетом предложений Избирательной комиссии
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в Закон
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа "О выборах
депутатов Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа" было внесено более 40 поправок. В большинстве субъ-
ектов Российской Федерации эта работа проводилась также на
основе модельных законов, разработанных Науч-
но-методическим советом при ЦИК России и одобренных по-
следней.
В субъекты Российской Федерации были направлены два
сборника с текстами восьми модельных законов о выборах в
органы государственной власти и органы местного самоуправ-
ления, о региональных и местных референдумах, в которых даны
основные принципы и процедуры выборов и референдумов,
нормы, касающиеся обеспечения гарантий избирательных прав
граждан. Положения модельных законов рекомендовалось ис-
пользовать при подготовке региональных законодательных ак-
тов.
Кроме уроков, извлеченных из собственной правопримени-
тельной деятельности, избирательные комиссии субъектов Фе-
дерации учитывают и мнение ЦИК России о региональном за-
конодательстве. На основании пункта 11 статьи 21 Закона об
основных гарантиях ЦИК России вправе давать заключения о
соответствии региональных законодательных актов указанному
Закону. Пользуясь предоставленным правом, ЦИК России только
в 1998 году подготовила более 50 экспертных заключений для 35
субъектов Федерации. Эти заключения также послужили до-
полнительным стимулом для обращения региональных избира-
тельных комиссий в законодательные органы в целях исправле-
ния норм, ущемляющих избирательные права граждан.
Серьезные замечания в части недостаточного уровня обеспе-
чения соблюдения гарантий избирательных прав граждан вы-31
зывали законы, принятые в республиках Калмыкия и Коми,
Удмуртской Республике, Краснодарском крае, Кемеровской об-
ласти, городе Санкт-Петербурге и в некоторых других регионах.
Зачастую в этих законах содержались ограничения активного и
пассивного избирательного права граждан, связанные со сроками
проживания на территории субъекта Федерации, установлением
дополнительных возрастных цензов для кандидатов, неравен-
ством избирательных округов по числу избирателей, ограниче-
ниями избирательных прав военнослужащих срочной службы и
некоторые др.
По настоятельным
тельных комиссий субъектов Российской Федерации и при со-
действии органов прокуратуры многие несоответствия подоб-
ного рода были устранены законодателями республик Адыгея,
Башкортостан, Мл рий Эл, Хабаровского края, Амурской, Ки-
ровской, Ростовской, Саратовской областей, Коми-Пермяцкого
автономного округа.
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что прямые указании
региональным законодателям о приведении своих нормативных
правовых актов о выборах в соответствие с федеральным зако-
нодательством содержались в решениях Конституционного Суда
и Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрис-
дикции в ходе рассмотрения ими жалоб о нарушениях избира-
тельных прав граждан.
Только в 1998 году на заседаниях ЦИК России рассматрива-
лись вопросы: о работе Избирательной комиссии Ставрополь-
ского края по обеспечению избирательных прав граждан при
проведении выборов депутатов Государственной Думы Ставро-
польского края; о практике применения Избирательного кодекса
при подготовке и проведении выборов депутатов Законода-
тельного Собрания Свердловской области; об участии Избира-
тельной комиссии Краснодарского края в работе по приведению
краевого законодательства о выборах и референдумах в соот-
ветствие с Законом об основных гарантиях; о работе Избира-
тельной комиссии города Санкт-Петербурга по обеспечению 32
избирательных прав граждан при выборах в органы местного
самоуправления; о работе Центральной избирательной комиссии
Республики Мордовия по подготовке в республике правовой
базы, обеспечивающей реализацию избирательных прав граждан
и их права на участие в референдуме и др. Понятно, что ЦИК
России, как правило, не ограничивалась указанием причин, ко-
торые могли привести к нарушению избирательных прав граж-
дан, но и способствовала разрешению возникших проблем.
В частности, при принятии постановления, касающегося
приведения законодательства Краснодарского края о выборах и
референдумах в соответствие с Законом об основных гарантиях,
ЦИК России, указав на ряд недостатков краевого законодатель-
ства, сочла необходимым обратиться к главе администрации и
депутатам Законодательного Собрания края с просьбой ускорить
принятие соответствующих
редном порядке законодательные инициативы краевой Избира-
тельной комиссии. Одновременно органам государственной
власти края были направлены заключения ЦИК России на кон-
кретные законы с указанием тех норм и положений, которые
противоречат федеральному законодательству.
Изучение 60 законодательных актов по выборам в 23 зако-
нодательных (представительных) и в 41 исполнительный орган
государственной власти субъектов Российской Федерации по-
казало, что во всех региональных избирательных законах име-
ются несоответствия федеральному законодательству в вопросе
правового регулирования стадии выдвижения и регистрации
кандидатов. Среди наиболее распространенных несоответствий
выделим следующие.
В Избирательном кодексе
в органы государственной власти республик Марий Эл и Хака-
сия, Удмуртской Республики, Краснодарского и Ставрополь-
ского краев, Архангельской, Брянской, Воронежской, Иванов-
ской, Иркутской, Калужской, Камчатской, Магаданской, Туль-
ской, Сахалинской, Ульяновской и Ярославской областей,
Агинского Бурятского, Корякского, Чукотского и Яма-33
ло-Ненецкого автономных округов недостаточно четко регла-
ментирован порядок проведения проверки подписных листов в
поддержку кандидатов, вводился критерий сомнения в досто-
верности подписей в качестве основания для проведения про-
верки этих листов.
В двадцати субъектах Федерации - в Республике Хакасия,
Алтайском и Ставропольском краях, Архангельской, Астрахан-
Информация о работе Законодательная база разрешения избирательных споров