Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:43, реферат
В настоящее время правовая база регионального избирательного законодательства включает более 300 законов. Во всех регионах (кроме Чеченской Республики) имеются законы о вы-
борах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 87 - о выборах главы исполнительного органа государственной власти. Что касается регулирования выборов в органы местного самоуправления, то 53 региона приняли законы о выборах в органы местного самоуправления, 43 - законы о выборах глав муниципальных образований, 42 - законы о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.Некоторые субъекты Российской Федерации пошли по пути унифицирования избирательного законодательства о выборах и референдумах, приняли избирательные кодексы.
недостатки региональных законов о выборах, способствующие
не только возникновению избирательных споров, но и опроте-
стованию в суде или в вышестоящей избирательной комиссии
результатов выборов.
Не изжито нарушение порядка назначения выборов, в част-
ности, не установлен конкретный календарный выходной день,
на который должны быть назначены очередные выборы, и не
соответствует требованиям Закона об основных гарантиях по-
рядок осуществления данного
ганская, Магаданская и Ульяновская области).
Избирательная комиссия Ненецкого автономного округа
назначила выборы главы администрации округа на понедельник,
8 января 2001 года, нарушив положения как Закона об основных
гарантиях, так и закона округа. Пришлось ЦИК России исправ-
лять ситуацию - отменить постановление Избирательной ко-
миссии региона и обязать коллег провести указанные выборы 14
января 2001 года. Однако конфликт на этом не завершился -
продолжение имело место в Верховном Суде Российской Феде-
рации.
В связи с вышеизложенным следует отметить, что процесс
приведения регионального
федеральным еще далеко не завершен, поскольку само феде-
ральное законодательство о выборах и референдумах периоди-
чески дополняется и обновляется. Так, принятие Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" дает
этому процессу дополнительный стимул. Последнее неизбежно
потому, что принята, по сути, новая редакция Закона об основ-
ных гарантиях, содержащая множество новых нормативных
предписаний, на основных из которых следует хотя бы кратко
остановиться.
В названном Федеральном законе появились нормы, побуж-
дающие политические партии к участию в выборах всех уровней,
поскольку только они теперь признаются избирательными объ-
единениями, могут создавать избирательные блоки. Узаконена
возможность регистрации кандидатов (списков кандидатов),
выдвинутых избирательными объединениями и блоками, без
сбора подписей избирателей или внесения избирательного за-
лога, однако только в отношении тех партий, которые на про-
шлых выборах провели своих кандидатов на выборные должно-
сти. Результаты предыдущих выборов могут учитываться и при
определении предоставляемого объема бесплатного и платного
эфирного времени, а также печатных площадей. Предусмотрено
также более широкое применение смешанной избирательной
системы, когда законодательные (представительные) органы
субъектов Федерации формируются не только из депута-
тов-одномандатников, но и тех, которые прошли по партийным
спискам.
На противодействие
нистративного ресурса направлены нормы, предусматривающие,
что не только государственные и муниципальные служащие, но и
лица, замещающие государственные должности категории "А" в
органах исполнительной власти и муниципальные должности (за
некоторыми исключениями), в случае их регистрации в качестве
кандидатов должны временно освобождаться от исполнения 45
своих полномочий. Должностным лицам, не являющимся кан-
дидатами, запрещено использовать преимущества своего поло-
жения -проводить предвыборную агитацию через СМИ, быть
доверенными лицами или наблюдателями.
Для повышения информированности избирателей, помощи в
реализации ими осознанного выбора предусмотрена необходи-
мость опубликования избирательными объединениями и бло-
ками своих предвыборных программ. Все кандидаты теперь
должны представлять сведения о доходах и имуществе, принад-
лежащем им на праве личной собственности. Эти данные, а также
информация о выявленных фактах недостоверности представ-
ленных кандидатами сведений подлежат публикации в СМИ.
Обнародование отчетов о проделанной работе, рассылка от
имени кандидата поздравлений и иных материалов, не опла-
ченных из соответствующего избирательного фонда, запрещены
как имеющие агитационный характер. Более четко разграничены
понятия "предвыборная агитация" и "информирование избира-
телей", призывы к неучастию в выборах признаются теперь не-
законной деятельностью, а представителям СМИ запрещено
быть субъектами агитационной деятельности при осуществлении
ими служебных обязанностей.
Законодателями уточнен момент, с которого начинается из-
бирательная кампания кандидата, избирательного объединения,
блока. Установлено, что одновременно с уведомлением соот-
ветствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата,
наряду с другими документами, представляются сведения о до-
ходах и имуществе, причем в соответствии с общими правилами
делает это лично кандидат.
Сбор подписей может теперь осуществляться еще и в специ-
ально отведенных местах под наблюдением представителей из-
бирательных комиссий, в этом случае необходимое количество
подписей уменьшается. Исключен так называемый страховоч-
ный избирательный залог, то есть зарегистрироваться можно
либо на основании его внесения, либо на основании собранных
подписей избирателей, без взаимной замены. Расширены пол-46
номочия доверенных лиц, а круг граждан и организаций, могу-
щих оказывать кандидатам, избирательным объединениям и
блокам консультационные и информационные услуги, ограни-
чен.
Установлено, что кандидат не вправе использовать свой из-
бирательный фонд, предоставленные ему бесплатное и платное
эфирное время и печатные площади в поддержку другого кан-
дидата. Расчеты между кандидатами, избирательными объеди-
нения (блоками) и юридическими лицами за выполнение работ
(оказание услуг) должны
форме.
Существенно изменено формирование избирательных ко-
миссий для того, чтобы сделать их более независимыми от
местных властных структур. Уменьшены максимальные сроки
избирательных кампаний, увеличено возможное отклонение от
средней нормы представительства числа избирателей в избира-
тельном округе, предусмотрено голосование по почте или по
доверенности, получение информации об итогах голосования с
использованием технических
Даже беглый обзор ключевых новелл Закона об основных
гарантиях показывает, что наряду с устранением ряда причин для
возникновения избирательных споров, что, конечно же, можно
только приветствовать, могут появиться новые стимулы для
конфликтных ситуаций, связанные, например, с более активным
участием в избирательном
лосованием по почте и по доверенности, назначением председа-
телей избирательных комиссий разного уровня и др.
Если учесть, что все новеллы Закона об основных гарантиях
должны быть учтены в Законе о выборах депутатов и в Феде-
ральном законе "О выборах Президента Российской Федерации",
а также в региональном избирательном законодательстве, то
неизбежен вывод: поводов для возникновения электоральных
споров будет, увы, достаточно, а законодательная база для их
разрешения еще далека от желаемого совершенства.
Информация о работе Законодательная база разрешения избирательных споров