Законодательная база разрешения избирательных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:43, реферат

Описание работы

В настоящее время правовая база регионального избирательного законодательства включает более 300 законов. Во всех регионах (кроме Чеченской Республики) имеются законы о вы-
борах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 87 - о выборах главы исполнительного органа государственной власти. Что касается регулирования выборов в органы местного самоуправления, то 53 региона приняли законы о выборах в органы местного самоуправления, 43 - законы о выборах глав муниципальных образований, 42 - законы о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.Некоторые субъекты Российской Федерации пошли по пути унифицирования избирательного законодательства о выборах и референдумах, приняли избирательные кодексы.

Файлы: 1 файл

ИП.docx

— 48.71 Кб (Скачать файл)

недостатки региональных законов  о выборах, способствующие

не только возникновению избирательных  споров, но и опроте-

стованию в суде или в вышестоящей избирательной комиссии

результатов выборов.

Не изжито нарушение порядка  назначения выборов, в част-

ности, не установлен конкретный календарный выходной день,

на который должны быть назначены  очередные выборы, и не

соответствует требованиям Закона об основных гарантиях по-

рядок осуществления данного избирательного действия (Кур-

ганская, Магаданская и Ульяновская  области).

Избирательная комиссия Ненецкого  автономного округа

назначила выборы главы администрации  округа на понедельник,

8 января 2001 года, нарушив положения  как Закона об основных 

гарантиях, так и закона округа. Пришлось ЦИК России исправ-

лять ситуацию - отменить постановление Избирательной ко-

миссии региона и обязать  коллег провести указанные выборы 14

января 2001 года. Однако конфликт на этом не завершился -

продолжение имело место в Верховном  Суде Российской Феде-

рации.

В связи с вышеизложенным следует  отметить, что процесс 

приведения регионального законодательства в соответствие с 44

федеральным еще далеко не завершен, поскольку само феде-

ральное законодательство о выборах и референдумах периоди-

чески дополняется и обновляется. Так, принятие Федерального

закона "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный 

закон "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на

участие в референдуме граждан  Российской Федерации" дает

этому процессу дополнительный стимул. Последнее неизбежно 

потому, что принята, по сути, новая  редакция Закона об основ-

ных гарантиях, содержащая множество новых нормативных

предписаний, на основных из которых  следует хотя бы кратко

остановиться.

В названном Федеральном законе появились нормы, побуж-

дающие политические партии к участию  в выборах всех уровней,

поскольку только они теперь признаются избирательными объ-

единениями, могут создавать избирательные  блоки. Узаконена 

возможность регистрации кандидатов (списков кандидатов),

выдвинутых избирательными объединениями  и блоками, без 

сбора подписей избирателей или  внесения избирательного за-

лога, однако только в отношении  тех партий, которые на про-

шлых выборах провели своих кандидатов на выборные должно-

сти. Результаты предыдущих выборов могут учитываться и при

определении предоставляемого объема бесплатного и платного

эфирного времени, а также печатных площадей. Предусмотрено 

также более широкое применение смешанной избирательной 

системы, когда законодательные (представительные) органы

субъектов Федерации формируются  не только из депута-

тов-одномандатников, но и тех, которые прошли по партийным

спискам.

На противодействие использованию  так называемого адми-

нистративного ресурса направлены нормы, предусматривающие,

что не только государственные и  муниципальные служащие, но и 

лица, замещающие государственные  должности категории "А" в 

органах исполнительной власти и муниципальные  должности (за

некоторыми исключениями), в случае их регистрации в качестве

кандидатов должны временно освобождаться  от исполнения 45

своих полномочий. Должностным лицам, не являющимся кан-

дидатами, запрещено использовать преимущества своего поло-

жения -проводить предвыборную агитацию через СМИ, быть

доверенными лицами или наблюдателями.

Для повышения информированности  избирателей, помощи в 

реализации ими осознанного  выбора предусмотрена необходи-

мость опубликования избирательными объединениями и бло-

ками своих предвыборных программ. Все кандидаты теперь

должны представлять сведения о  доходах и имуществе, принад-

лежащем им на праве личной собственности. Эти данные, а также 

информация о выявленных фактах недостоверности представ-

ленных кандидатами сведений подлежат публикации в СМИ.

Обнародование отчетов о проделанной  работе, рассылка от

имени кандидата поздравлений и  иных материалов, не опла-

ченных из соответствующего избирательного фонда, запрещены

как имеющие агитационный характер. Более четко разграничены

понятия "предвыборная агитация" и "информирование избира-

телей", призывы к неучастию в выборах признаются теперь не-

законной деятельностью, а представителям СМИ запрещено 

быть субъектами агитационной деятельности при осуществлении 

ими служебных обязанностей.

Законодателями уточнен момент, с которого начинается из-

бирательная кампания кандидата, избирательного объединения,

блока. Установлено, что одновременно с уведомлением соот-

ветствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата,

наряду с другими документами, представляются сведения о до-

ходах и имуществе, причем в соответствии с общими правилами 

делает это лично кандидат.

Сбор подписей может теперь осуществляться еще и в специ-

ально отведенных местах под наблюдением представителей из-

бирательных комиссий, в этом случае необходимое количество

подписей уменьшается. Исключен так  называемый страховоч-

ный избирательный залог, то есть зарегистрироваться можно

либо на основании его внесения, либо на основании собранных 

подписей избирателей, без взаимной замены. Расширены пол-46

номочия доверенных лиц, а круг граждан и организаций, могу-

щих оказывать кандидатам, избирательным объединениям и

блокам консультационные и информационные услуги, ограни-

чен.

Установлено, что кандидат не вправе использовать свой из-

бирательный фонд, предоставленные ему бесплатное и платное

эфирное время и печатные площади  в поддержку другого кан-

дидата. Расчеты между кандидатами, избирательными объеди-

нения (блоками) и юридическими лицами за выполнение работ 

(оказание услуг) должны осуществляться  только в безналичной 

форме.

Существенно изменено формирование избирательных  ко-

миссий для того, чтобы сделать  их более независимыми от

местных властных структур. Уменьшены  максимальные сроки 

избирательных кампаний, увеличено  возможное отклонение от

средней нормы представительства  числа избирателей в избира-

тельном округе, предусмотрено голосование  по почте или по

доверенности, получение информации об итогах голосования с 

использованием технических средств  подсчета голосов и др.

Даже беглый обзор ключевых новелл Закона об основных

гарантиях показывает, что наряду с устранением ряда причин для 

возникновения избирательных споров, что, конечно же, можно 

только приветствовать, могут появиться  новые стимулы для 

конфликтных ситуаций, связанные, например, с более активным

участием в избирательном процессе политических партий, с го-

лосованием по почте и по доверенности, назначением председа-

телей избирательных комиссий разного уровня и др.

Если учесть, что все новеллы  Закона об основных гарантиях 

должны быть учтены в Законе о  выборах депутатов и в Феде-

ральном законе "О выборах Президента Российской Федерации",

а также в региональном избирательном  законодательстве, то

неизбежен вывод: поводов для возникновения  электоральных 

споров будет, увы, достаточно, а  законодательная база для их

разрешения еще далека от желаемого  совершенства.


Информация о работе Законодательная база разрешения избирательных споров