Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:43, реферат
В настоящее время правовая база регионального избирательного законодательства включает более 300 законов. Во всех регионах (кроме Чеченской Республики) имеются законы о вы-
борах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 87 - о выборах главы исполнительного органа государственной власти. Что касается регулирования выборов в органы местного самоуправления, то 53 региона приняли законы о выборах в органы местного самоуправления, 43 - законы о выборах глав муниципальных образований, 42 - законы о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.Некоторые субъекты Российской Федерации пошли по пути унифицирования избирательного законодательства о выборах и референдумах, приняли избирательные кодексы.
ской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Калининград-
ской, Камчатской, Кировской, Рязанской, Саратовской, Саха-
линской, Ульяновской, Челябинской и Читинской областях, Ев-
рейской автономной области, Ямало-Ненецком и
Усть-Ордынском Бурятском
ленные несоответствия связаны с порядком образования изби-
рательных блоков и выдвижения ими кандидатов (списка кан-
дидатов), отсутствием каких-либо ограничений для политиче-
ских общественных объединений на право участия в выборах и
перечней необходимых для
списка избирательных
вать в избирательной кампании по выборам в органы государ-
ственной власти на уровне местных отделений.
В восьми субъектах Российской Федерации налицо внутрен-
няя несогласованность, несоответствие норм, установленных в
отдельных статьях, регламентирующих одно и то же избира-
тельное действие. Так, требования о представлении первого
финансового отчета содержались в одной статье и отсутствовали
в других, сроки выдвижения и регистрации кандидатов в Законе
о выборах н органы государственной власти Корякского авто-
номного округа в отдельных статьях были разными. В Законе о
выборах и органы государственной власти Калининградской
области возможность регистрации кандидата на основании за-
лога установлена в одной статье и не упоминается в других.
Перечень требуемых для
перечня оснований отказа в регистрации кандидата на выборную
должность при сравнении отдельных статей Закона о выборах в
органы государственной власти Камчатской области.34
В законах о выборах в органы государственной власти Мага-
данской и Челябинской областей, Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа численность инициативной группы избира-
телей определялась в 50, 3 и 2 человека, что противоречит Фе-
деральному закону, поскольку выдвижение непосредственно
избирателями может исходить от любого из них.
В трех субъектах Российской Федерации при регистрации
кандидатов копии деклараций о доходах гражданина, являюще-
гося кандидатом на выборную должность в органы исполни-
тельной власти, должны представляться за два года, предше-
ствовавшие году назначения выборов, в то время как в шести
субъектах Федерации сведения о доходах и имуществе канди-
датов представлять в избирательную комиссию не требовалось.
Наибольшее количество нарушений норм Закона об основных
гарантиях при правовой регламентации стадии выдвижения и
регистрации кандидатов отмечено в избирательном законода-
тельстве Камчатской области (5 нарушений) и Ставропольского
края (4 нарушения).
Особо нужно отметить тот факт, что в Самарской области и
городе Санкт-Петербурге региональные избирательные законы
вообще не приводились в соответствие с федеральным законо-
дательством. Поэтому на выборах глав исполнительной власти в
2000 году здесь применялись нормы Федерального закона.
Выявлены и другие несоответствия. Так, кандидаты на
должность губернатора Магаданской области должны предста-
вить свою предвыборную программу, а в Республике Марий Эл,
Костромской и Псковской областях - дополнительные инфор-
мационные материалы биографического характера.
Законом о выборах главы администрации (губернатора)
Краснодарского края наряду со сведениями о доходах и имуще-
стве кандидата предусматривалось представление сведений об
обязательствах имущественного характера, включая находящи-
еся в пользовании объекты недвижимого имущества (вид и ос-
нования пользования); прочие обязательства (займы, кредиты и
т.д.) с указанием второй стороны обязательств, основания их 35
возникновения, а также и другие сведения.
Очень подробно детализируются основания отказа в реги-
страции кандидата на должность главы администрации (губер-
натора) Сахалинской области и Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа, в то время как для кандидатов в законода-
тельный орган власти практически скопированы нормы Феде-
рального закона. И наоборот, при регистрации кандидаты в за-
конодательный орган власти в Калининградской области пред-
ставляли первый финансовый отчет, а кандидаты на должность
главы администрации (губернатора) - нет.
В этой связи необходимо распространение равенства статуса
на всех кандидатов, участвующих в избирательных кампаниях
соответствующего субъекта Федерации.
Следует отметить, что региональные законодательные органы
в целях конкретизации Закона об основных гарантиях внесли
дополнения, регламентирующие основания отказа в регистрации
кандидатов.
В законодательстве более двадцати субъектов Российской
Федерации детализируется понятие "существенный", определя-
ются критерии и пределы существенного характера нарушения
установленного порядка сбора подписей, недостоверности
представленных сведений о доходах, вкладах и имуществе кан-
дидатов, порядка создания избирательного фонда и расходования
его средств. В перечень оснований отказа в регистрации введены
запреты на осуществление отдельных видов деятельности (бла-
готворительность, предвыборная агитация, использование пре-
имуществ должностного или служебного положения), а также
некоторые дополнительные требования.
В то же время в Избирательном кодексе Хабаровского края,
законах о выборах в органы государственной власти Республики
Хакасия, Кировской и Читинской областей, Агинского Бурят-
ского и Корякского автономных округов отсутствует понятие
"существенный" в отношении нарушения порядка сбора подпи-
сей, недостоверности представленных кандидатом сведений или
нарушения порядка создания избирательного фонда и расходо-36
вании cm средств.
В четырех субъектах Российской Федерации (Камчатская
область, Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский и
Чукотский автономные округа) отсутствует ряд оснований от-
каза в регистрации кандидата, установленный в Законе об ос-
новных гарантиях, в том числе: превышение предельной доли
недостоверных подписей или представление кандидатом недо-
стоверных сведений.
Наличие отмеченных нарушений Федерального закона сти-
мулирует возможность возникновения избирательных споров на
такой важной стадии избирательного процесса, как регистрация
избирательных блоков, кандидатов (списков кандидатов), по-
скольку усложняется процедура проверки подписей в поддержку
кандидатов и представляемых ими сведений, сохраняется бла-
гоприятная почва для конфликтов.
Понятно, что внутренняя противоречивость региональных
законов, их несогласованность с федеральным законодатель-
ством вызывают у избирателей, кандидатов на выборные долж-
ности, общественности вполне обоснованные жалобы. Симпто-
матично, что последние чаще всего адресуются не к законода-
телям, а к избирательным комиссиям, провоцируя недоверие к их
деятельности и высказывания об ангажированности организа-
торов выборов в пользу высокопоставленных кандидатов, рас-
полагающих пресловутым
новном из-за правовых пробелов и коллизий избирательные
комиссии в ходе предвыборной кампании вынуждены обра-
щаться за толкованием норм региональных законов в соответ-
ствующие законодательные органы или брать ответственность на
себя.
Наиболее часто нарушения
стандартов в региональных актах о выборах допускаются при
установлении порядка
бирательных комиссий, проведения предвыборной агитации,
подведения итогов голосования, определения результатов вы-
боров. Нередко закрепляется возможность сокращения полно-37
мочий органов государственной власти и местного самоуправ-
ления при назначении очередных выборов, а также сроков вы-
движения кандидатов. Не соблюдается постановление Консти-
туционного Суда Российской Федерации от 23 марта 2000 года
№ 4-П при проведении выборов по многомандатным избира-
тельным округам.
До сих пор не учтены рекомендации ЦИК России об урегу-
лировании в законах о выборах избирательных действий, веду-
щих к правовой неопределенности при подведении итогов го-
лосования и установлении результатов выборов. Это относится к
законам Республики Хакасия и Курской области, которыми не
регламентируется ситуация, когда ни один из двух включенных в
избирательный бюллетень кандидатов не избран по итогам по-
вторного голосования. Подобная неопределенность сохраняется
также в законах Удмуртской Республики и Краснодарского края.
Это касается, в частности, правила, согласно которому при по-
вторном голосовании избранным считается зарегистрированный
кандидат, получивший более 50 процентов голосов избирателей,
принявших участие в голосовании. Такой результат труднодо-
стижим, о чем свидетельствует практика проведения в 2000 году
выборов глав ряда муниципальных образований этого края.
В некоторые региональные законодательные акты о выборах
включены положения, грубо нарушающие важнейшие правила
их проведения, установленные федеральным законодательством.
Например, в Избирательном кодексе Владимирской области,
принятом в июне 2000 года, есть норма, допускающая по реше-
нию вышестоящей избирательной комиссии перенос дня голо-
сования на избирательном участке на ближайший выходной.
Аналогичную норму содержит избирательное законодательство
Хабаровского края. В законе Челябинской области неправомерно
закреплено право региональной избирательной комиссии уве-
личивать время, отводимое на голосование.
Правовую неопределенность породило принятие в Ко-
ми-Пермяцком автономном округе наряду с Избирательным ко-
дексом еще четырех законов о выборах органов государственной 38
власти и местного самоуправления. При этом большинство норм
Избирательного кодекса и
ного округа "О выборах главы администрации Коми-Пермяцкого
автономного округа" противоречат друг другу. Подобный пра-
вовой дуализм - причина нарушений избирательных прав граж-
дан -может поставить под сомнение результаты выборов.
В ЦИК России был изучен Закон Республики Марий Эл "О
выборах в Республике Марий Эл, регулирующий все виды про-
водимых выборов. В нем выявлены такие противоречия Закона
об основных гарантиях, как отсутствие института сбора подпи-
сей и поддержку выдвижения кандидатов при выборах предста-
Информация о работе Законодательная база разрешения избирательных споров