Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:43, реферат
В настоящее время правовая база регионального избирательного законодательства включает более 300 законов. Во всех регионах (кроме Чеченской Республики) имеются законы о вы-
борах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 87 - о выборах главы исполнительного органа государственной власти. Что касается регулирования выборов в органы местного самоуправления, то 53 региона приняли законы о выборах в органы местного самоуправления, 43 - законы о выборах глав муниципальных образований, 42 - законы о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.Некоторые субъекты Российской Федерации пошли по пути унифицирования избирательного законодательства о выборах и референдумах, приняли избирательные кодексы.
вительных органов местного самоуправления, закрепление воз-
можности сокращения периода выдвижения кандидатов при
выборах депутатов Государственного Собрания Республики
Марий Эл, изменение времени голосования в день выборов по
решению соответствующей избирательной комиссии.
В связи с назначением на 8 октября 2000 года выборов Пре-
зидента и парламента Государственного Собрания Республики
Марий Эл ЦИК России обратила внимание на недопустимость их
совмещения ввиду
мочий Президента республики. Уже в ходе избирательной кам-
пании дата выборов Президента была перенесена на 3 декабря
2000 года, вместе с тем был сохранен статус зарегистрированных
кандидатов, а кандидатам, которым было отказано в регистра-
ции, предоставлено право продолжить участие в избирательной
кампании. Все это не согласуется с гарантиями избирательных
прав граждан, закрепленными Федеральным законом.
До настоящего времени конституции и законы некоторых
субъектов Российской Федерации содержат такие ограничения
пассивного избирательного права, как достижение определен-
ного возраста и продолжительность проживания на территории
региона. Например, Конституция Республики Татарстан и Закон
Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Та-
тарстан" предусматривают такие условия для приобретения
пассивного избирательного права, как гражданство республики, 39
возрастной ценз 35 лет, ценз оседлости 10 лет, обязательное
владение государственными языками этой республики.
Ограничение пассивного избирательного права, связанное с
возрастным цензом и владением государственными языками
субъекта Российской Федерации, содержится также в Консти-
туции Республики Ингушетия. Данные требования противоречат
российской Конституции и
Ничего не изменилось в Законе Республики Татарстан "О
выборах народных депутатов Республики Татарстан" в части
образования в ходе выборов административно-
и территориальных избирательных округов. Более того, по ним
могут быть выдвинуты кандидатами только граждане, постоянно
прожинающие или работающие на территории данного избира-
тельного округа. Ограничением пассивного избирательного
права является и положение, определяющее в качестве основания
досрочное прекращение полномочий депутата, избранного по
административно-
выбытие на постоянное место жительства за пределы данного
округа.
Имеются в региональном законодательстве коллизии, свя-
занные с образованием избирательных округов. В Республике
Дагестан при выборах в
образование национально-территориальных, женских, профес-
сиональных округов, а при выборах в Махачкалинское городское
Собрание - национально-территориальных округов, по которым
могли быть выдвинуты кандидатами только лица соответству-
ющих национальности, пола, уровня образования. Это является
грубым нарушением Конституции Российской Федерации и де-
мократических принципов равного и всеобщего избирательного
права - избирать и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления независимо от пола,
языка, национальности и т.д. Лишь в настоящее время в законо-
дательство Республики Дагестан вносятся изменения и допол-
нения, предусматривающие вместо женских, профессиональных,
национальных округов
квотированием мест для ряда национальностей.
В ряде законов неверно определены полномочия избира-
тельных комиссий. Так, в Законе Курской области "О выборах
депутатов Курской областной Думы" установлено, что терри-
ториальные избирательные комиссии могут вообще не созда-
ваться. В случае же их формирования на них возлагается только
функция составления списков
срочного голосования и
ют.
Не всегда правильно просчитываются сроки избирательных
действий. Существенным недостатком избирательных кодексов
Хабаровского края и Воронежской области, законов о выборах в
органы государственной власти республик Марий Эл и Хакасия,
Брянской, Иркутской, Калининградской, Курганской, Курской
областей, Агинского Бурятского и Чукотского автономных
округов является несоблюдение установленного Законом об ос-
новных гарантиях для выборов в органы государственной власти
субъектов Федерации срока выдвижения кандидатов - не менее
30 дней. Иногда этот срок в законе декларируется, но не вы-
держивается, поскольку не учитывается, что выдвижение кан-
дидатов в депутаты возможно со дня формирования окружной
избирательной комиссии, которую следует уведомить о начале
сбора подписей в поддержку данного кандидата. Поэтому воз-
можно возникновение ситуации, когда до дня окончания приема
от кандидатов подписных листов окажется всего 20 дней (законы
Курской и Иркутской областей).
В региональных законах о выборах часто встречаются нару-
шения установленных правил проведения предвыборной агита-
ции. В частности, не определен порядок предоставления эфир-
ного времени зарегистрированным кандидатам, избирательным
объединениям, избирательным блокам, хотя эти правила должны
устанавливаться региональными законами, а не инструкциями
избирательных комиссий.
В некоторых региональных законах встречаются такие огра-
ничения для субъектов предвыборной агитации, как требование 41
постоянного или преимущественного проживания на территории
данного региона (Сахалинская и Кировская области).
В законах о выборах
стей, Корякского автономного округа не обеспечиваются равные
условия доступа зарегистрированных кандидатов к средствам
массовой информации, не установлен порядок предоставления
им эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания
и печатной площади в периодических печатных изданиях. Как
правило, это вызывало жалобы и нарекания со стороны зареги-
стрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных
представителей избирательных объединений и блоков.
Закон Калужской области "О выборах депутатов Законода-
тельного Собрания Калужской области" содержит положение,
предусматривающее назначение повторных выборов в случае,
если голосование проводилось по двум кандидатурам, при этом
каждая получила одинаковое количество голосов. Соответ-
ствующим федеральному законодательству является такой по-
рядок регулирования, согласно которому избранным следует
считать того кандидата, который в соответствующей окружной
избирательной комиссии был зарегистрирован первым.
ЦИК России были подготовлены замечания и предложения в
Закон Курганской области "О выборах депутатов Курганской
областной Думы". В нем допускается сбор подписей в поддержку
кандидатов среди
стей, не регламентированы сроки проведения жеребьевки между
кандидатами в целях предоставления им бесплатного и платного
эфирного времени для
Осенью 2000 года в ЦИК России проанализировано более 60
региональных нормативных
инициатива проведения такой экспертизы во многих случаях
исходила непосредственно от органов государственной власти
субъектов Российской Федерации или уполномоченных на то
должностных лиц.
В 2000 году ЦИК России приняла восемь постановлений,
призванных содействовать
дении региональных выборов, из них три - по жалобам на ре-
шения Избирательной комиссии Удмуртской Республики. В 2001
году таких постановлений было одиннадцать.
Хотя постановление
Федерации по делу о проверке конституционности части второй
статьи 3 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов
Законодательного Собрания Оренбургской области" от 18 сен-
тября 1997 года было принято 23 марта 2000 года и на него в
постановлении ЦИК России от 29 сентября 2000 года обращалось
особое внимание, законодатели субъектов Российской Федера-
ции, в законах которых заложен принцип проведения выборов
одновременно по одномандатным и многомандатным избира-
тельным округам, все еще не выработали правовых механизмов
обеспечения равных условий голосования избирателей, не
определили конкретные критерии отнесения той или иной тер-
ритории к одномандатному либо многомандатному округу.
Не урегулированы такие
мандатных избирательных округов и установление допустимого
отклонения от средней нормы представительства избирателей в
указанных округах, квотирование мест для представителей не-
которых национальностей, основания признания выборов по
многомандатному избирательному округу несостоявшимися и
некоторые др.
В то же время следует отметить, что одной из главных осо-
бенностей прошедших в 2001 году избирательных кампаний
можно считать то, что они проводились на основе законов
субъектов Российской Федерации о выборах, в основном при-
веденных и соответствие с Законом об основных гарантиях в
редакции 199') год.1.
Это означает, что указанные нормативные правовые акты
стали в правовом отношении чище и в меньшей степени стано-
вились первопричиной
Практически в ЦИК России и региональных судах не было до-
статочно серьезных жалоб о нарушении избирательных прав
граждан из-за несовершенства законов субъектов Российской 43
Федерации.
Вместе с тем до сих пор не устранены несоответствия в во-
просах регулирования приобретения гражданами пассивного
избирательного права в
ласти, предусматривающем возможность участия в выборах гу-
бернатора области лиц без гражданства. В Законе Хан-
ты-Мансийского автономного округа содержатся нормы, запре-
щающие гражданину Российской Федерации выдвигать свою
кандидатуру одновременно более чем на одну выборную долж-
ность.
В постановлении ЦИК России "О ходе работы в субъектах
Российской Федерации по приведению регионального законо-
дательства о выборах в соответствие с федеральным законода-
тельством" от 23 мая 2001 года отмечаются и некоторые другие
Информация о работе Законодательная база разрешения избирательных споров