Законодательное регулирование отношений муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 16:18, реферат

Описание работы

Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Собрание Законодательства РФ. - 2003. - № 40. Ст. 3822.)

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
3
1.
Понятие и состав муниципальной собственности………………..
6
2.
Законодательное и муниципальное регулирование отношений муниципальной собственности……………………………………
10
3.
Правовые режимы муниципальной собственности………………
18

Заключение ………………………………………………………….
27

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

щеголев.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Чебоксарский филиал РАНХиГС

 

 

 

Факультет «Управление и экономика»

Специальность/направление подготовки -  Государственное и муниципальное управление

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине < Управление государственной и муниципальной собственностью >

 

на тему: < Законодательное регулирование отношений муниципальной собственности >

 

 

 

 

 

Автор работы:

Студент 4 курса

Очной  формы обучения

Губин П. С.

Подпись___________

 

Руководитель работы:

Щеголев А.Е.

Подпись __________

 

«___»_______________201__

 

 

 

 

 

 

Чебоксары – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………

3

1.

Понятие и состав муниципальной собственности………………..

6

2.

Законодательное и муниципальное регулирование отношений муниципальной собственности……………………………………

10

3.

Правовые режимы муниципальной собственности………………

18

 

Заключение ………………………………………………………….

27

 

Список литературы…………………………………………………..

30 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Право  населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных  коллективов самостоятельно и  независимо от государственных  органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Собрание Законодательства РФ. - 2003. - № 40. Ст. 3822.)

       Однако  самостоятельность местного самоуправления  немыслима без его финансово-экономической  основы, включающей муниципальную  собственность. В соответствие с  Конституцией РФ и Законом  об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.

       В Российской  Федерации признается и гарантируется  местное самоуправление ст. 12 Конституции Российской Федерации. Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было.

Деятельность всякой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально для современного периода, когда одной из основных функций власти

 

становится оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это относится в еще большей мере, чем к государственной власти, так как к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

       Принцип  соответствия ресурсов местного  самоуправления исполняемым функциям  нашел отражение в положениях Европейской Хартии местного самоуправления и закреплен Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой муниципальная собственность признана наряду с государственной, частной и другими формами собственности Ст. 8 Конституции Российской Федерации..

        Конституция  Российской Федерации, признавая  и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия  местного самоуправления. Это находит  свое выражение прежде всего:

в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8 Конституции РФ);

в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ).

       Муниципальная  собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Она охватывает умелое использование и распоряжение:

имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами,

муниципальными предприятиями и организациями,

зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения,

муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями,

а также другим движимым и недвижимым имуществом.

     Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации

 

местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия «муниципальное образование».

     Цель - изучить  законодательное регулирование отношений муниципальной собственности, как самостоятельной формы собственности.

Задачи :

   Раскрытие понятия  и состава муниципальной собственности в Российской Федерации;

выявить правое  регулирование муниципальной отношений муниципальной собственности;

раскрыть законодательное  и муниципальное регулирование отношений муниципальной собственности;

рассмотреть вопрос регулирования отношений муниципальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  состав муниципальной собственности

    Муниципальная  собственность, начавшая с недавнего  времени формироваться в муниципальных  образованиях России, еще не приобрела  законченной формы, сам процесс  ее формирования находится в  постоянном движении и совершенствовании.

      Муниципальная  собственность, являясь формой публичной  собственности, выступает средством  социальной защиты населения  муниципального образования, она  позволяет обеспечить определенные  социальные потребности людей  и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения. А это один из самых важных аргументов в пользу необходимости формирования муниципальной собственности.

       Рассмотрим  общепринятые в юридической теории  основания и способы приобретения права собственности.

         Как и всякое правоотношение, правоотношения собственности возникают  на основании определенных юридических  фактов, которые обычно рассматриваются  в качестве оснований возникновения  права собственности.

       Статья 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации посвящена основаниям приобретения права собственности, однако она не содержит исчерпывающего перечня оснований и полной их классификации.

       Основания  приобретения права собственности  классифицируются на общегражданские и специальные способы возникновения права собственности.

      Со времен  римского права все способы  возникновения права собственности  принято подразделять на первоначальные  и производные. К первоначальным  способам возникновения права  собственности относят случаи, когда право собственности на имущество устанавливается впервые либо помимо воли прежнего собственника.

     К производным - случаи возникновения права  собственника у приобретателя  по воле предшествующего собственника  и с согласия самого приобретателя.

   

Смысл и практическое значение этой классификации выражались известным римским принципом: "никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам" .

     Таким образом, различие первоначальных и производных  способов приобретения права  собственности сводится,  к отсутствию или наличию правопреемства, то есть преемства прав и обязанностей владельцев вещи.

     Также он  отмечает, что многие способы  возникновения права собственности  могут применяться любыми субъектами  гражданского права (например, различные сделки).

       Имеются, однако, и специальные способы возникновения этого права, которые используются лишь строго определенными субъектами.

        Так, реквизиция, конфискация, национализация могут служить основанием возникновения только государственной собственности, а сбор налогов и пошлин - также и муниципальной собственности, ибо для всех других собственников они являются способами прекращения их права на соответствующее имущество. Основные проблемы определения правового режима имущества находящегося в муниципальной собственности .

         Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство, которое используется для удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различных общественных институтов), путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.

Процесс этого развития закрепляется в системе юридических норм, которые в настоящее время рассматривают право собственности в триединстве владения, распоряжения и пользования.

          Желание присваивать и обладать, всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен преступления против собственности составляли немалую часть всех

 

преступных деяний, совершаемых людьми.

        Право  собственности, являясь гражданско-правовой  категорией, урегулировано в гражданском  законодательстве. Оно составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота.

        С  учетом вышеизложенных точек  зрения в определении категории "собственность" обратимся к  анализу сущности понятия "муниципальная  собственность".

      В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность. Статьей 132 Конституции России установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

        Согласно  статье 215 Гражданского Кодекса Российской  Федерации: "имущество, принадлежащее  на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью".

      Характерными  особенностями муниципальной собственности  являются:

непосредственная связь данной собственности с интересами местного сообщества;

воплощение в ней особой совокупности экономических отношений между человеком и властью;

отнесение ее к разновидности публичной (общественной) собственности;

муниципальная собственность является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории муниципального образования.

     Наличие муниципальной  собственности - одно из важных условий успешного существования муниципального образования.

     Муниципальная  собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной  собственности и переданным в  управление органам местного  самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления.

 

Вместе с тем в соответствии со статьёй 61 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.

       В качестве  субъектов муниципальной собственности  выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, т.е. население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.

Информация о работе Законодательное регулирование отношений муниципальной собственности