Законодательное регулирование отношений муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 16:18, реферат

Описание работы

Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Собрание Законодательства РФ. - 2003. - № 40. Ст. 3822.)

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
3
1.
Понятие и состав муниципальной собственности………………..
6
2.
Законодательное и муниципальное регулирование отношений муниципальной собственности……………………………………
10
3.
Правовые режимы муниципальной собственности………………
18

Заключение ………………………………………………………….
27

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

щеголев.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

      Круг объектов  права муниципальной собственности  законодательно ограничен. К муниципальной  собственности не могут быть  отнесены объекты, изъятые из  оборота или ограниченные в  обороте, например, боевое оружие.

     Федеральный закон №131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:

средства местного бюджета,

муниципальные внебюджетные фонды,

имущество органов местного самоуправления,

муниципальные земли и другие природные ресурсы,

муниципальные предприятия и организации,

муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,

муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,

муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,

другое движимое и недвижимое имущество.

    Статья 9 Конституции  России выделяет в числе возможных  объектов муниципальной собственности  землю и природные ресурсы. Правовой  режим муниципальных земель определяется  Земельным Кодексом Российской

 

Федерации. Правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными законами "О недрах", "Об охране окружающей природной среды", Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.

      Более детально  состав муниципальной собственности  определен в уставах муниципальных  образований.

 

2. Законодательное  и муниципальное регулирование  отношений  муниципальной собственности

     Собственность  является объектом гражданских  прав, а право собственности –  базовым в гражданских правоотношениях, в связи, с чем все отношения по поводу собственности регулируются Гражданским  Кодексом Российской Федерации  и в соответствии с  ГК РФ федеральными законами. Так как гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации, законодательного регулирования гражданских правоотношений органами государственной власти субъектов РФ не предусмотрено, за исключением прямо установленных федеральными законами случаев, в основном связанных с реализацией правомочий собственника государственной собственности субъекта РФ.

     Развивая конституционный принцип разнообразия и равной защиты различных форм собственности, ГК РФ в ч.2 ст. 212 устанавливает субъекты, в чьей собственности может находиться имущество: граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

       В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

       ГК РФ характеризует (ст. 215 ГК РФ) муниципальную собственность как собственность городских, сельских поселений и иных муниципальных образований. Сам термин «муниципальное образование» был впервые введен в современное российское законодательство именно ГК РФ для обозначения особых субъектов гражданских правоотношений.

     Муниципальная  собственность как один из  элементов экономической базы  местного самоуправления составляет  ресурсную основу для выполнения  социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав имущественного комплекса муниципального образования, но и его целевое назначение.

     Как уже указывалось, Конституция РФ установила, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Аналогичное положение закреплено и ГК РФ. Статьями 71-73 Конституции РФ определены предметы ведения, в том числе в области экономических отношений и регулирования вопросов собственности, Российской Федерации и субъектов РФ, а статьями 130 и 132 вопросы, решаемые  посредством местного самоуправления.

     Рассмотрим  основные положения законодательства, связанные с регулированием отношений  по поводу муниципальной собственности.

     Особенностью  отношений, связанных с публичной  собственностью, является их правовое  регулирование, без которого даже  грамотное распределение правомочий  собственника между действующими  от его имени органами не  позволит обеспечить интересов  публичного образования. Конституцией Российской Федерации установлены основы правового положения муниципальной собственности и владения, пользования, распоряжения ею.

     Непосредственное  законодательное регулирование  в сфере отношений собственности  осуществляется Гражданским кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

    Вопросы муниципальной собственности регулируются также федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в

 

Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами. Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности устанавливаются федеральным законом. Специальный закон по данным вопросам не принят. При этом надо отметить, что соответствующие нормы могут быть включены и в ГК РФ. До введения специальных норм по названным вопросам следует руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства.

Собственником муниципального имущества является муниципальное образование, однако реализуются его правомочия органами местного самоуправления. Это требует установления для данных органов муниципальными правовыми актами специальных правил осуществления от имени муниципального образования правомочий собственника муниципального имущества .

       Так как на основании конституционных норм местное самоуправление в РФ обладает собственной компетенцией и самостоятельностью в ее пределах, а Федеральным законом № 131-ФЗ к компетенции местного самоуправления отнесены формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, организация предоставления и оказание населению большого объема услуг, связанного с жизнеобеспечением, и др., это определяет возможность и необходимость регулирования ряда вопросов, связанных с муниципальной собственностью, финансово-экономическими отношениями, уставами муниципальных образований и правовыми актами органов местного самоуправления. Такое регулирование осуществляется в пределах, установленных законодательством и обеспечивающих самостоятельность решения населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения.

      Надо еще раз подчеркнуть, что субъекты РФ не осуществляют правового регулирования гражданских правоотношений , в том числе вопросов муниципальной собственности.

     Таким образом, правовую основу муниципальной собственности составляют федеральные правовые акты и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы формирования, владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной собственностью.

     По отдельным имущественным объектам в соответствии с федеральными законами решение об их включении в состав муниципальной собственности конкретного муниципального образования или исключении из состава муниципальной собственности данного муниципального образования (разграничение имущества между муниципальными образованиями и перераспределение имущества между субъектом РФ и муниципальным образованием) принимается органами государственной власти субъекта РФ. Законы субъекта РФ о порядке подготовки и принятия таких решений и сами данные решения также относятся к правовой основе муниципальной собственности.

     Собственник наделен правом самостоятельно и добровольно распоряжаться своим имуществом. Сделки с муниципальным имуществом совершаются на основании договора. Положения заключенного договора являются обязательными для сторон и определяют в ряде случаев не только судьбу вещи, но также правомочия и обязательства сторон в отношении имущества, т.е. также формируют правовые основы муниципальной собственности. Однако органам местного самоуправления при совершении сделок с муниципальным имуществом необходимо учитывать ограничения, установленные Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

     Одной из составляющих качества власти является правовая регламентированность ее деятельности. Это связано с основными общепризнанными принципами организации власти, не допускающими произвольного приобретения и осуществления полномочий органами и должностными лицами публичной власти. В особенности важно регламентировать вопросы управления и распоряжения публичной собственностью, так как ее «общественный» характер требует согласования разнородных позиций и интересов по использованию имущества.

    Муниципальные образования в соответствии со статьями 130, 132 Конституции РФ самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью, управляют ею. В развитие конституционных норм и норм гражданского законодательства Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований; подтверждено право муниципального образования передавать муниципальное имущество во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования передаваемых в пользование объектов, в том числе условия использования земель, получать доходы в местный бюджет от использования и приватизации  муниципального имущества, создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать муниципальным имуществом в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

      Законодательство о местном самоуправлении определяет вопросы местного значения каждого типа муниципальных образований, за исключением

внутригородских территорий городов федерального значения, часть полномочий органов местного самоуправления, включая исключительные, устанавливает требования к муниципальным правовым актам. Гражданское законодательство не только прямо регулирует ряд общественных отношений в сфере муниципальной собственности, но и определяет направления и пределы правового регулирования владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной собственностью муниципальными правовыми актами. На основании этих законодательных положений в муниципальном образовании должна быть сформирована система муниципальных правовых актов, в том числе и по регулированию вопросов, связанных с реализацией прав муниципальной собственности.

     Основным нормативным правовым актом, обладающим наряду с решениями референдума высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов, является Устав муниципального образования.

     Уставом муниципального образования в сфере осуществления правомочий муниципального собственника регулируются:

- полномочия органов местного  самоуправления, необходимые для  решения вопросов местного значения;

- разграничение полномочий  собственника между органами  местного самоуправления;

- формы, порядок и гарантии  участия населения в решении  вопросов муниципальной собственности;

- органы, участвующие в  гражданских правоотношениях от  имени муниципального образования  и их полномочия;

- порядок определения  целей, условий и порядка деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утверждения их уставов ;

- порядок назначения на  должность и освобождения от  должности руководителей муниципальных  организаций ;

- порядок отчетов руководителей  муниципальных организаций ;

- порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением  муниципального заказа ;

- порядок формирования, утверждения  и исполнения местного бюджета, порядок контроля за его исполнением;

- случаи и порядок дополнительного  использования собственных материальных  ресурсов и финансовых средств  для осуществления переданных  государственных полномочий.

      Помимо Устава муниципального образования вопросы муниципальной собственности регулируются и муниципальными нормативными правовыми актами. Так, должны быть в муниципальных правовых актах определены:

- порядок владения, пользования  и распоряжения муниципальной  собственностью. В том числе, должны  быть урегулированы вопросы об  управлении и охране муниципального имущества, о ведении реестра объектов муниципальной собственности, о программе муниципальных статистических наблюдений за муниципальным имуществом, об аренде, передаче в пользование муниципального имущества, о залоге, о контроле использования, о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, о порядке определения состава закрепляемого за организацией имущества, о назначении руководителей организаций, об условиях контракта с руководителями, о внесении имущества в уставный фонд, о представлении интересов собственника в организациях с участием муниципального образования, о перечне, назначении и порядке создания фондов муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений и т.п.;

Информация о работе Законодательное регулирование отношений муниципальной собственности