Законодательный процесс Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса в Российской Федерации.
Задачей, выполнение которой будет достижением указанной цели, будет являться рассмотрение следующих вопросов:
- раскрыть понятие и соотношения правотворческого и законодательного процессов;
- описать стадии законодательного процесса;
- проанализировать законодательную инициативу и ее субъекты;
- описать законодательный процесс в Государственной Думе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ 6
1.1 Правотворческий и законодательный процессы: понятие, соотношение 6
1.2 Стадии законодательного процесса 17
2 ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
2.1 3аконодательная инициатива и ее субъекты 30
2.2 Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 33
2.3 Законодательный процесс в Совете Федерации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

Законодательный процесс.docx

— 79.18 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ 6

1.1 Правотворческий и законодательный процессы: понятие, соотношение 6

1.2 Стадии законодательного процесса 17

2 ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30

2.1 3аконодательная инициатива и ее субъекты 30

2.2 Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 33

2.3 Законодательный процесс в Совете Федерации 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Сначала 90–х годов в России идет бурный процесс становления гражданского общества. Правовое пространство активно осваивается многочисленными партиями и политическими движениями. Не остаются в стороне и профсоюзные объединения. В связи с этим, становится ясно, насколько важен сам процесс создание закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, экономические, основы его существования и реального применения.

В России законы принимаются  Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются  и обнародуются Президентом РФ. Такой  сложный порядок вступления законов  в силу необходим для того, чтобы  исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых  для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов  законодательной инициативы. В законодательном  процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной  Думы Федерального Собрания.

Законодательная инициатива - это право уполномоченных субъектов официально поставить вопрос об издании, изменении или отмене закона. Выступление с законодательной инициативой влечет обязательное обсуждение ее в парламенте. Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент России, Совет Федерации в целом, отдельные члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.

Вносимые в Государственную  Думу законопроекты о налогообложении, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, вносятся только при наличии заключения Правительства России, отвечающего за финансово-кредитную политику государства.

Законопроект обсуждается на заседаниях Государственной Думы поэтапно в  трех чтениях. В процессе обсуждения в каждом чтении в текст законопроектов вносятся поправки, изменения, дополнения. Государственная Дума принимает  закон большинством голосов от общего числа депутатов и в течение  пяти дней передает его на рассмотрение в Совет Федерации. Обязательному  рассмотрению в Совете Федерации  подлежат законопроекты по вопросам федерального бюджета, федеральных  налогов, финансового, валютного, кредитного права, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и  денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной  границы, войны и мира. Совет Федерации  одобряет закон большинством голосов  от общего числа членов палаты. Если в течение четырнадцати дней Совет  Федерации не рассмотрел закон, он считается  одобренным.

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса в Российской Федерации.

Задачей, выполнение которой будет достижением указанной цели, будет являться рассмотрение следующих вопросов:

- раскрыть понятие и соотношения  правотворческого и законодательного  процессов;

- описать стадии законодательного  процесса;

- проанализировать законодательную  инициативу и ее субъекты;

- описать законодательный процесс  в Государственной Думе;

- описать законодательный процесс  в Совете Федерации;

Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованной литературы.

 

 

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ

    1. Правотворческий и законодательный процессы: понятие, соотношение       

 

Право в практической жизни людей - явление, относящееся к обыденным  делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая, так сказать, прозу жизни, текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юридических работников.

Человеческое общество всегда нуждалось  в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов  государства, в результате которой  создаются нормы права, правила  поведения граждан и организаций. Подобных норм и правил очень не хватало советскому обществу, однако эта нехватка была вызвана не недостаточной  разработанностью теории и практики правотворческой деятельности, а  другими, далекими от науки причинами.

«Право создается государством, которое вместе с тем, должно быть им связано»(2). Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.

Реальность показывает, насколько  широк круг вопросов, неурегулированных  правом, без которых невозможно реализовать  экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью.

Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и  о формировании многих принципиально  новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям  правового государства.

Процесс правотворчества в России проходит в чрезвычайно сложной  обстановке. Растет озлобление и взаимное отчуждение людей, межнациональные  распри и конфликты, растет преступность, рвутся хозяйственные связи. Все  это происходит на фоне экономического и финансового кризиса.

Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовых норм, регулированию  новых общественных отношений. Это  сказывается на качестве закона, его  системности, стабильности правовой системы, уровн правовой защищенности граждан.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных - нормативных актов — постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется  теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом  создания норм права.

Правотворчество, создание или изменение  существующих правовых норм — одно из важных направлений работы любого государства.

Одним из важных направлений работы любого государства является правотворчество. Это специфическая интеллектуальная деятельность, связанная с созданием  или изменением существующих в государстве  правовых норм. По результатам правотворческой  работы — законам и иным нормативным  актам — судят о государстве  в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных  нормативных актов - постоянная задача законодателя. «Потребителями» законов  являются люди, общество, и нельзя допускать  принятия поспешных, непродуманных  правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные  материальные затраты, нарушение интересов  граждан.

Осуществляя властные полномочия, государство  использует разные приемы и методы руководства — оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, но эти  направления деятельности государства  не порождают норм права, хотя и осуществляются на его основе. Следует иметь в  виду, что правотворчество не особая функция государства, а правовая форма, правовая «оболочка» государственной  деятельности. Например, парламент  утверждает государственный бюджет. Рассматривая его по существу, анализируя все статьи доходов и расходов страны, он завершает процесс принятием  закона о государственном бюджете.

Таким образом, «акт правотворчества» имеет два значения. Это деятельность компетентных органов государства  по изданию норм права и результат  данной деятельности, выражающийся в  виде юридического документа, закона и  пр.

Одна из важнейших характеристик  правотворчества заключается в  том, что это государственная  деятельность, т. е. деятельность главным  образом органов государства. Они  принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы.

Смысл и значение правотворчества  состоят в том, чтобы избрать  такой вариант регулирования, юридической  регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и  целям народа и законодателя, способствовал  прогрессу общества. При этом требуются  учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.).

Главная роль в определении времени  принятия, содержания и формы правового  решения должна принадлежать правовой науке. Именно наука обладает таким  научно-познавательным инструментарием, который позволяет почти безошибочно  выявлять проблемы общественного развития и юридические средства их решения.

Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных  актов) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.

Правовая культура законодателя тысячами нитей связана с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение  творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредствованно) определяют характер законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа, его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов, установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления режима правопорядка.

В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания действительности, ее истории и перспектив развития; специальные знания о праве, законе и законодательной технике, умелое их использование в практической деятельности по созданию законов и  их реализации. Овладение этими знаниями и их использование в процессе законотворчества позволяют создавать  научно обоснованные и технически совершенные  законодательные акты, в полной мере отвечающие назревшим и назревающим  потребностям общественного прогресса. Законодатель, следовательно, должен обладать всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном общении с народом, обогащаться  его мудростью. И для того, чтобы  переложить все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный  опыт на язык закона, ему следует  овладеть мастерством законотворчества, профессионально использовать приемы законодательной техники.

Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает все  новые и новые задачи правового  опосредствования соответствующих общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью:

Информация о работе Законодательный процесс Российской Федерации