Законодательный процесс Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса в Российской Федерации.
Задачей, выполнение которой будет достижением указанной цели, будет являться рассмотрение следующих вопросов:
- раскрыть понятие и соотношения правотворческого и законодательного процессов;
- описать стадии законодательного процесса;
- проанализировать законодательную инициативу и ее субъекты;
- описать законодательный процесс в Государственной Думе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ 6
1.1 Правотворческий и законодательный процессы: понятие, соотношение 6
1.2 Стадии законодательного процесса 17
2 ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
2.1 3аконодательная инициатива и ее субъекты 30
2.2 Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 33
2.3 Законодательный процесс в Совете Федерации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

Законодательный процесс.docx

— 79.18 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение закона на заседании  Совета Федерации начинается с оглашения  заключения комитета и проекта постановления, внесенного комитетом. Затем палата большинством голосов от общего числа членов принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. Началом рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается принятие палатой решения о включении вопроса о рассмотрении данного закона в повестку дня заседания Совета Федерации.

 По результатам обсуждения  закона Совет Федерации может  одобрить или отклонить его.  Постановление Совета Федерации  об одобрении федерального закона  принимается большинством голосов  от общего числа членов палаты.

По результатам рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации  вопроса о рассмотрении закона, подлежащего обязательному рассмотрению, его рассмотрение должно быть завершено на очередном заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона. Решение об одобрении или отклонении закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с Регламентом.

Если закон, не подлежащий обязательному  рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении закона оформляется постановлением палаты. В постановлении об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии. Голосование по проектам федеральных конституционных законов, а также по федеральным за конам, одобренным Государственной Думой в ранее принятой редакции, может проводиться путем опроса членов Совета Федерации с закреплением их мнения в подписном листе Постановление Совета Федерации об отклонении закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу

 Одобренный Советом Федерации  закон вместе с текстом постановления в пятидневный срок направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации и не рассмотренный палатой в четырнадцатидневный срок, на пятнадцатый день со дня поступления его из Государственной Думы направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении закона без обсуждения. Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, в ходе изучения теоретических  и практических вопросов, связанных  с законодательным процессом  в Российской Федерации, мы определили, что теоретическая база, которая  может служить основой для  усовершенствования законодательного процесса и общие положения, связанные  с законодательной деятельностью  в нашей стране основательно разработаны  в российской юридической науке. Но, следует заметить, что высказано  много точек зрения по вопросам: понятия самого законодательного процесса, определения количества и содержания его стадий и других его составляющих. Все эти точки зрения основаны на разных представлениях о сущности и содержании законодательного процесса, что естественно для науки, но не вполне приемлемо для практики. Так как законодательный процесс  все же является процессом создания законов, причем нормативно закрепленный процесс, то есть для законодательного процесса характерна юридическая регламентация. В этом проявляется некоторая  двойственность: с одной стороны  четко урегулирована процедура  принятия и рассмотрения законов, с  другой неясное представление о  количестве и внутреннем содержании стадий законодательной деятельности.

Для самого законодательного процесса в Российской Федерации характерны некоторые особенности: во-первых, наделение  большого количества субъектов правом законодательной инициативы, что  признается многими неоправданным  и непродуманным шагом, и соответственно следовало бы сократить перечень субъектов законодательной инициативы в целях упорядочивания деятельности по принятию законов; во-вторых, отражение  основных элементов законодательного процесса в Конституции (ввиду значимости законодательного процесса) и более  подробная их регламентация в  нормах внутренних актов палат Парламента (Регламентах); в-третьих, составляющими  законодательный процесс стадиями, являются достаточно сложные и многоэтапные процедуры (причем, некоторые очень запутанные и сложные, как, например, порядок внесения законопроекта в Государственную Думу); в-четвертых, наиболее характерная для всех сфер жизнедеятельности нашей страны, особенность состоит во внутренней противоречивости законодательной базы процесса создания законов, недостаточно полной урегулированности этого процесса, которая и является первопричиной всех возникающих проблем, касающихся законодательного процесса.

Законодательный процесс пока далек  от идеала, требует постоянного и  целенаправленного совершенствования, в том числе и устранения пробелов в законодательстве.

Многие аспекты законодательного процесса нуждаются в дополнительном правовом регулировании; в более  четкой регламентации, в частности: во-первых, следует урегулировать  процесс внесения и принятия законов, а так же механизм взаимодействия в рамках этого процесса палат  Федерального Собрания с другими  участниками законодательной деятельности, причем урегулировать в законе. Кроме  того, внутренние акты палат, регламентирующие процесс рассмотрения и принятия законов несогласованны, в результате чего возникают трудности в процессе осуществления законодательной  деятельности. Во-вторых, в самих  палатах существует ряд проблем, порожденных большим объемом  законодательных работ и отсутствием  четкой регламентации законодательных  процедур как то: перегруженность  Государственной Думы законопроектной  работой; «затратность» законодательного процесса; недостаточная организация полного и оперативного информационного обеспечения законодательной деятельности. В-третьих, существует необходимость в привлечении к обязательному участию в разработке проектов законов представителей научных, учебных организаций, а также общественности, чтобы учесть мнение основных групп населения в принимаемых законах. Помимо этого, имеется пробел в вопросе отнесения законопроекта к числу обязательных для рассмотрения Советом Федерации Федерального Собрания. В ст.106 Конституции России содержится перечень вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Однако, ни Конституция, ни законодательство не содержит дополнительных по отношению к содержанию ст.106 Конституции критериев, которые позволили бы сделать вывод об отнесении принятого Государственной Думой федерального закона к числу таковых. В связи с этим, у субъектов законодательного процесса по этому вопросу могут возникнуть множество разногласий. Представляется, что регулирование этой процедуры должно быть произведено федеральным законом, в котором будет выражено мнение всех субъектов законодательной деятельности.

Считаем необходимым сказать о  том, что зачастую принятие того или  иного федерального закона носит  чисто политический характер, без  учета экономических, социальных и  иных факторов, которые имеют куда большее значение, чем политические интересы определенных кругов. Принятие некоторых социально значимых законов  происходит как правило накануне очередных выборов депутатов Государственной Думы, а также Президента, что безусловно служит подтверждением их политического характера.

Таким образом, можно констатировать, что процесс становления парламентаризма  в России затягивается, что, естественно, сказывается и на эффективности  законодательного процесса и соответственно на системе российского законодательства, которое многими признается несовершенным, неполным и неэффективным. Однако, справедливости ради, следует отметить и положительные  стороны. Самое главное заключается  в том, что у российской общественности есть возможность влиять на ход законодательного процесса. Эта возможность гарантирована  действующей Конституцией Российской Федерации. Граждане России могут участвовать  в законодательном процессе как  самостоятельно (через депутатов), так  и путем объединения в общественные организации, политические движения, партии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации.  Официальный текст. 1993

2. Федеральный закон. «О порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных законов, федеральных  конституционных законов, актов  палат федерального собрания»  от 14 июня 1994г., № 5-ФЗ // Собрание законодательства  Российской Федерации. 1994. №8 Ст. 801.

3. Федеральный закон «О внесении  изменений и дополнений в федеральный  закон  «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат федерального собрания» от 22 октября 1999г., №185-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 199. №43. Ст5124.

4. Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской  Федерации» от 10 октября 1995г., №2-ФКЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №43. Ст.745.

5. Закон РСФСР «О языках народов  РСФСР» от 25 октября1991. №1807-1 //Ведомости  съезда народных депутатов РСФСР  и Верховного Совета РСФСР. 1900. №21.

6. Регламент Совета Федерации  Федерального Собрания Российской  Федерации. // Собрание законодательства  Российской Федерации. 1996. №16. Ст. 1174.

7. Регламент Совета Федерации  Федерального Собрания Российской  Федерации. // Собрание законодательства  Российской Федерации. 1998. №7. Ст. 801

8. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального собрания Российской  Федерации» //Собрание законодательства  Российской Федерации. 1998. №7. Ст.801

9. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №16. Ст. 1828.

10. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» //Собрание законодательства  Российской Федерации. 1998. №26. Ст.3048.

11. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» //Собрание законодательства  Российской Федерации. 1998. №30. Ст.3699.

12. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» //Собрание законодательства  Российской Федерации. 1998. №44. Ст.5441.

13. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» //Собрание законодательства  Российской Федерации. 1998. №52. Ст.6348.

14. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» //Собрание законодательства  Российской Федерации. 1999. №17. Ст.2111.

15. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» //Собрание законодательства  Российской Федерации. 1999. №39. Ст.4588.

16. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» //Собрание законодательства  Российской Федерации. 1999. №43. Ст.5176.

17. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» //Собрание законодательства  Российской Федерации. 1999. №49. Ст.5965.

18. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» //Собрание законодательства  Российской Федерации. 1999. №50. Ст.6099.

19. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации «О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» //Собрание законодательства  Российской Федерации. 2000. №4. Ст.355.

Информация о работе Законодательный процесс Российской Федерации